Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 19:28, реферат
Цель моего реферата:
разобраться в понятии государственный бюджет, в том числе и госбюджет Российской Федерации;
понять, как формируется бюджет, и какие при этом могут возникать проблемы;
изучить такие, прямо скажем, негативные стороны темы, как бюджетный дефицит и государственный долг.
«Проблемы формирования государственного бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг»
Оглавление
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет – это важнейший финансовый документ страны, он очень показателен для определения критерия благополучности жизни страны. Ведь всем нам интересно, куда деваются наши деньги? Кто платит нам зарплату? Оттуда у государства берутся деньги? И насколько бездонен этот самый кошелёк (Бюджет от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами)? Именно в поисках ответов на эти, так волнующие любого человека, вопросы я выбрала эту тему.
Цель моего реферата:
Работа состоит из введения, основной части вывода.
Формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого общества. Бюджетная политика должна играть важнейшую роль в политике государства в целом, реализуя в сочетании с денежно-кредитной политикой следующие основные функции: финансовое обеспечение выполнения государством своих функций, поддержание финансовой стабильности в стране, обеспечение финансовой целостности федеративного государства, создание финансовых стимулов для поступательного социально-экономического развития.
Прежде, чем говорить о формировании бюджета, необходимо определить, что собственно представляет собой госбюджет.
Госбюджет – это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
В самом общем виде им является план доходов и расходов на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. На основе утвержденных бюджетов финансируются управление, школы, детские дошкольные учреждения, больницы, клубы, библиотеки. Государство заинтересовано в том, чтобы эти средства расходовались целесообразно и эффективно.
Основным нормативным документом для бюджетных учреждений в России является "Бюджетный Кодекс РФ", который начал действовать с 1 января 2000 года.
Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис.1):
Госбюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих выгод. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Рисунок 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета
Подавляющая часть всех выгод бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30% валового национального товара в США и Японии, до 40-50% - в Республики Германии, Франции, Швеции.
Источниками государственного (центрального) бюджета являются:
— прямые и косвенные налоги. В выгодах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются
— подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;
— государственные кредиты. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в госбюджете составляет от 10 до 20 %;
— эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми выгодами нельзя обеспечить финансирование производимых затрат, т. е. в условиях превышения издержек над прибылями.
Рисунок 3: Структура доходов госбюджета по источникам
Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.
В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.
Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.
Бюджетный профицит — это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.
В целом, схема работы государственного бюджета выглядит так:
Итак, кажется, что вот все получается прямо и просто: с одних мы денежки возьмем, а другим отдадим – все честно и благородно. Но на деле, конечно, все не так просто, и на этапе формирования госбюджета зачастую возникает множество проблем.
Коррупция в сфере управления государственными финансами — старая и распространенная проблема. На этапе планирования бюджета коррупция в сфере государственных финансов влияет на распределение государственных инвестиций (отбор проектов, определение места их реализации, предоставление налоговых льгот и т. п.). Однако самые благоприятные условия для появления коррупции возникают на этапе исполнения бюджета. Этому способствуют: неполнота и непрозрачность информации, недостаточный контроль за доходами и расходами, безнаказанность отклонения от целевых уровней доходов и расходов. Коррупция может появляться и на этапе внешнего контроля и надзора, в случае если под влиянием политических сил скрываются факты мошенничества, а расследования проводятся неэффективно. Да, коррупция – самая известная и общепризнанная проблема. О ней все говорят и с ней все борются! Толку пока мало.
Хотя стоит отметить, что по итогам 2012 года Россия поднялась в рейтинге прозрачности бюджетов с 21-го на десятое место, как сообщает Международное бюджетное партнерство (International Budget Partnership, IBP). Эта организация ежегодно рассчитывает индекс открытости бюджета (ИОБ), средний показатель по всем странам мира составляет 43 балла из 100. Россия улучшила свой ИОБ с 60 баллов в 2010 году до 74 баллов в прошлом, оставив позади такие страны, как Германия, Испания, Португалия и Италия.
«Бюджетная прозрачность в принципе может помочь судить об уровне коррупции на высшем уровне», - отметила аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина. – «Чем выше прозрачность бюджета, тем ниже вероятность коррупции, и это тем самым делает более привлекательными инвестиции в крупные проекты, в частности инфраструктурные, которые так усиленно стремится рекламировать Россия. Тем не менее стоит отметить, что претензий к России у составителей рейтинга остается довольно много, в частности, проект бюджета не дает возможности оценить приоритеты правительства, что создает некоторую неопределенность, которая инвесторами всегда воспринимается очень негативно»1.
Общая недобросовестность граждан (в особенности нашей страны) – еще одна проблема. Это проявляется часто в самой обычной жизни, которая нас окружает: подделывание отчетов бухгалтерами, задержка выплаты налогов и оплаты услуг, мошенничество.
Развитие и работа «теневой экономики», о которой я напишу чуть позже.
Но все же самой важной является проблема дефицита бюджета и, как следствие, государственного долга.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом выгоды».
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:
Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что компании и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». Отсюда и название — «теневая экономика».
Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30 %). Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением затрат на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы издержек государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.
Все зависит от причин его возникновения и направлений затрат государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение издержек над выгодами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместит произведенные расходы и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение затрат над прибылями допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:
Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 4):
В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных затрат на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать.