Проблемы экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:14, реферат

Краткое описание

Экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Поэтому важно знать, как достичь экономического роста, и найти оптимальные пути решения возникающих при этом проблем.
В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
1.1 Сущность экономического роста, его типы и показатели
1.2 Темпы и эффективность экономического роста
2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
2.1 Особенности экономического роста в России в 1998-2011 годах
2.2 Прогнозные оценки показателей экономического роста России на 2012 год
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России
3.2 Проблемы экономического роста российской федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экономического роста в России.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

В сложившейся  в России политической и социально-экономической  ситуации возобладали узкокорыстные личные и клановые экономические интересы. Между тем, как отмечает Дж Стигмиц, «давно признано, что рыночная система не может действовать исходя только из узкокорыстных интересов» [4, c. 47].

Обобщая 10-летний опыт рыночных преобразований в постсоциалистических странах, Дж. Стигмид приходит к выводу, который непосредственно относится к российской действительности.

Так, некоторые  уроки реформирования касаются самого политического процесса реформирования: «...группы интересов не просто находятся в гуще процесса реформы. Реформы способствуют возникновению новых политических сил. Ранние реформы в стиле «срывания низко висящих плодов» могут, и во многих случаях так и происходило, создавать новые группы интересов (часто связанные с реформаторами), которые затем используют свои возможности, чтобы заблокировать последующие реформы».

В условиях абсолютного  сокращения национального дохода за последнее 10-летие более чем в 2 раза оставшаяся от разрухи половина производимого в России национального дохода оказалась присвоенной менее чем 8-10% населения страны [4, c.56]. Пожалуй, это главный социальный итог экономических изменений в России, последствия которого оказывают и будут оказывать негативное влияние на социально-экономическое развитие России, выступающего сегодня объективно необходимым условием эффективного экономического роста.

Без подъема  отечественного производства и его  экономически эффективного развития, Россия не может выйти из системного кризиса, продолжить рыночные преобразования и создать условия для формирования социально ориентированной рыночной экономики.

3.2 Проблемы  экономического роста российской  федерации.

Так же следует  отметить проблемы, которые в настоящее  время, препятствуют стабильному и  долгосрочному экономическому росту в России:

1.Низкая эффективность  государственного управления. Одним  из наиболее серьезных препятствий  экономическому росту в России  в настоящее время является  слабая институциональная среда,  в том числе недостаточно высокий  уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям социально-экономического развития;

2.Отсутствие  условий и стимулов для развития  человеческого капитала. Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам Российской Федерации и представляет угрозу национальной безопасности России.

3.Низкий уровень  конкуренции и высокая доля  нерыночного сектора. Остается  достаточно высокой доля нерыночного  сектора в отдельных отраслях  экономики, сохраняется непрозрачность деятельности субъектов естественных монополий, что не позволяет полностью сформировать рыночную среду;

4.Неравномерное  осуществление реформ на региональном  и муниципальном уровнях;

5.Низкий уровень  интеграции российской экономики  в международные экономические отношения. Российская экономика характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции наукоемких отраслей;

6.Инфраструктурные  ограничения экономического роста.[25]

С целью решения  указанных проблем Правительство  Российской Федерации должно принимать  меры, направленные на дальнейшее осуществление  институциональных преобразований и стимулирование темпов экономического роста. Так же отечественным предприятиями необходимо делать ставку на выпуск высокотехнологичной, пусть даже и дорогой продукции. Только скачок через ступень в технологическом развитии способен нас приблизить к промышленно развитым странам.[19]

В связи с  необходимостью обеспечения устойчивого экономического развития в условиях современного высококонкурентного мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать нашей стране.

М. Ершов в  своей статье отмечает, что «речь  идет уже не просто об экономическом  росте как таковом, а о повышении его качества с целью создания конкурентных основ в экономике».[24]

С. Глазьев пишет, что «выход на траекторию устойчивого  роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей.[9]

Объем образующихся и накопленных в российской экономике  сбережений вполне достаточен, чтобы  обеспечить трехкратное увеличение капитальных вложений, необходимое  для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики. Но данное увеличение капитальных вложений будет возможно при правильной экономической политике, ориентированной на решение следующих задач.

В технологической  области стоит задача создания производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров требуемой квалификации, создание информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности.

В институциональной  области необходимо сформировать хозяйственный  механизм, который способствовал  бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

Те же цели должны определять политику в области совершенствования  организационно-производственной структуры  экономики. Важно стимулировать  такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий. Необходимо ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления производством в течение всего жизненного цикла продукции.[16]

Для перевода начавшегося  оживления экономики в режим  устойчивого экономического роста  требуются соответствующие макроэкономические условия. Они включают: нормализацию системы денежного обращения и формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и развертывание институтов долгосрочного финансирования инвестиций в развитии производственной сферы, снижение налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.

Также выход  на траекторию устойчивого экономического роста предполагает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих процессы роста производства, увеличения доходов населения, расширение конечного спроса, накопления сбережений и подъема инвестиций. В условиях глубокой дезинтеграции экономики это требует применения инструментов государственного регулирования для устранения диспоритета цен, оздоровления конкурентной среды, активизации конечного спроса.

В сфере ценообразования  необходимо устранить завышение  цен на продукцию монополизированных отраслей экономики. Формы государственного контроля над ценообразованием должны определяться условиями конкуренции: от прямого регулирования тарифов на услуги естественных монополий до мониторинга цен на продукцию, производимую и поставляемую на рынок в конкурентных условиях. При этом государство не должно подменять рыночное ценообразование бюрократическим произволом.

В антимонопольной  политике важнейшие задач и —  декриминализация оптовой и розничной  торговли, расчистка товаропроводящей сети от организованной преступности, устранение информационных и других барьеров во внутренней торговле, прекращение злоупотреблений со стороны естественных монополий и др.

Для активизации  конечного спроса в целях стимулирования производства должна быть внедрена система  регулирования инвестиций и закупок в государственном секторе, предусматривающая увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования для обеспечения общественных нужд, повышение эффективности государственного контроля над использованием амортизационных отчислений и фондов накопления на предприятиях, контролируемых государством (включая естественные монополии) для размещения заказов среди производителей отечественного оборудования, прекращение использования средств государственного бюджета всех уровней на цели импорта, за исключением ограниченного перечня критически необходимых товаров, не производимых в стране.[18]

В регулировании  внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение  конкурентоспособности отечественных  товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращения атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а так же расширения сферы использования последнего в международных расчетах.[18]

С. Глазьев в  своей статье «О стратегии экономического развития России» отмечает, что «согласно  прогнозу развития российской экономики, разработанному ИНП РАН, различия в темпах прироста ВВП между инновационным и инерционным путями развития достигают трехкратной величины. С учетом нарастающего технического отставания российской экономики от стран-лидеров время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя-тремя годами. Если возможности ее структурной перестройки на основе нового технологического уклада будут упущены, дальнейшее развитие будет протекать по инерционному сценарию и Россия останется сырьевой периферией мировой экономики».[21]

Формирование  государственной экономической политики должно осуществляться на научной основе с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики нужно определять исходя из понимания объективных закономерностей современного экономического роста, состояния и конкурентных преимуществ российской экономики. Правительство и другие органы исполнительной власти должны отвечать за достижение сформированных общенациональных целей экономической политики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономический рост характеризуется наращиванием объема производства путем вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный  оборот и качественного их улучшения 

Экономический рост измеряется темпами роста ВВП (ВНП) или темпами его прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП (ВНП) в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором - объем производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП (ВНП), так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику.

Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов  использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для  ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений пауки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем все повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.

В Российской Федерации  формирование нового качества экономического роста связано с осуществлением глобальных преобразований, осуществляемых при проведении рыночных реформ, призванных стимулировать деловую активность в обществе, ее направленность на рост потребительской удовлетворенности и развитие творческой инициативы как предпринимателей, так и работников, выполняющих исполнительские функции в процессе производства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.- М.: МГУ им. М.В.Ломоносова; Изд-во «ДИС», 1997.
  2. Банк готовых документов. Информация о социально-экономическом положении России - 2004 год. Copyright © Федеральная служба государственной статистики, 2004.
  3. Белоусов А. Обзор макроэкономических тенденций. – Экономика России – ХХI век. № 10, 2003.
  4. Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России. – Российский экономический журнал, № 5, 2003
  5. Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве – Вопросы экономики, № 9, 2002.
  6. Добрынин А, Дятлов С. Курганский С. Человеческий капитал (Методологические аспекты анализа) - Спб. -1999.
  7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - Спб.: «Литера плюс», 1998.
  8. Ершов М. О финансовых механизмах экономического роста. – Вопросы экономики № 12, 2002.
  9. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация – Мировая экономика и международные отношения , № 9, 2004 с 19 -32.
  10. Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост – Вопросы экономики, № 9, 2002. с 18 - 46.
  11. Кулешов В., Маршак В. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического роста – Вопросы экономики, № 11, 2002
  12. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  13. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М, Прогресс, 1978.
  14. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Учебное пособие. Под ред. Сидоровича А.В. - М.: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997.
  15. Кузык Б., Яковец Ю. Россия – 2050. Стратегия инновационного прорыва. – М.: Экономика, 2004.
  16. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика.- М., 1992.
  17. Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь. – МЭ и МО, 1995, № 4.
  18. Сизов Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка. – Вопросы экономики, № 7, 2002.
  19. Спицын А. Ориентиры экономического роста – Экономист , 2004, № 10 с 35 – 42.
  20. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М:, Дело, 1998.
  21. Экономический рост в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Доклад рабочей группы Национального экономического совета, подготовленный к дискуссии на VIII Российском экономическом форуме в Екатеринбурге 16-17 мая 2003 г. - Российский экономический журнал № 3, 2003.
  22. Ясин Е. Структурный маневр и экономический рост – Вопросы экономики № 8, 2003.
  23. Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика. – Вопросы экономики № 11, 2002
  24. Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста. – Вопросы экономики , № 5, 2003.
  25. Якутин Ю. Технология прорыва.- Экономика и жизнь № 45, с 38.

Информация о работе Проблемы экономического роста в России