Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:09, реферат
Экономическое пространство является основанием современной экономической системы, обладая при этом относительной самостоятельностью. Экономическая роль пространства, его неоднородность, дробность и в прежние времена учитывалась при анализе условий образования дифференциальной земельной ренты, что выражалось в конкретных стоимостных величинах.
Цель – Определение места и роли экономической безопасности в системе развития современной системы хозяйствования.
Нельзя забывать, что пространство в паре со временем являются основополагающими философскими категориями, природа которых пока не изучена досконально.
Введение
1.Современное состояние развития проблем экономической безопасности
1.1 Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности
1.2. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности
2. Прикладные аспекты экономической безопасности
2.1 Методика определения ключевых проблем экономической безопасности: исторический аспект
2.2. Глобализация как угроза экономическому суверенитету государства
Заключение
Список использованной литературы
В период
кризиса система утрачивает свойства
интегративности, целое перестает
быть больше суммы его частей. В
терминах организационной науки - тектологии
А.Богданова ингрессия есть всеобщая
форма цепной связи и равна
организации. Ее противоположностью является
дезингрессия или дезорганизация, признаком
которых является «уменьшение практической
суммы активностей самим
До мирового
кризиса 1929-1933 гг. система сама справлялась
с кризисами, и каждая точка подъема
экономики превышала
Однако мировой кризис 1929-1933 гг., особенно разрушительный в США и справедливо называемый там «Великой депрессией», оказался необратимым. Это был в полном значении этого определения кризис системы рыночного саморегулирования.
Выход из кризиса не был осуществлен «невидимой рукой рынка», не через механизмы конкуренции, а методами жесткого государственного регулирования в рамках «Нового курса» Президента Рузвельта. Принятые законы «О восстановлении национальной промышленности», «О регулировании сельского хозяйства» и др. противоречили американской Конституции, но отвечали потребностям национальной безопасности США, центральное место в которой отводилось экономической безопасности.
С «Нового курса» Рузвельта начинается история смешанной экономики в США и в Европе, где экономическая политика формировалась под влиянием идей Дж.Кейнса, изложенных им в вышедшей в 1936 году монографии «Общая теория занятости, процента и денег».
Кейнсианство
утвердилось в послевоенный период
на три десятилетия. Каждое правительство
любой развитой страны во главу угла
ставило борьбу с безработицей посредством
увеличения совокупного спроса населения.
Не вдаваясь в детали его достаточно
аргументированных рекомендаций по
увеличению совокупного спроса в
целях стимулирования инвестиций за
счет различных социальных выплат и
т.д., можно констатировать, что они,
в конечном счете, направлялись на внутрисистемное
сбалансирование производства и
потребления. Но для этого оказались
необходимыми методы государственного
вмешательства в экономику, как
прямого, так и косвенного, через
финансово-кредитные
Принадлежащие Кейнсу термины, такие как «встроенный стабилизатор», «бюджетный мультипликатор», свидетельствуют о введении в систему рыночных отношений нерыночных институтов.
Предшественниками Кейнса в известном смысле на этом направлении были американские институционалисты, которые обратили внимание на ограниченность неоклассического анализа экономического поведения человека, который руководствуется якобы только отношениями спроса и предложения, тогда как в действительности на его поведение оказывают влияние различные институты - семья, профсоюзы, традиции, воспитание, культура, религия. Дж.Коммонс, например, рассматривал такую рыночную категорию как стоимость не как результат взаимодействия спроса и предложения, а как продукт юридического соглашения «коллективных институтов».
В 20-е
годы 20-го века институционалисты обосновывали
вмешательство государства в
экономику целями обуздания власти
монополий, в 30-е годы основной задачей
государства считалось
В послевоенный период государственная поддержка бизнеса стала осуществляться через налоговые льготы, метод ускоренной амортизации, которая впервые стала применяться в США в 1942 г. Затем ее стали использовать и другие страны: в 1948 г. ФРГ, в I960 г. Франция, в 1962 - Великобритания.
К числу встроенных стабилизаторов следует отнести и социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда уровень занятости высок. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым, смягчая спад.
Другие
типы пособий - такие, как благотворительные
выплаты вне рамок системы
социального страхования - по характеру
своего автоматического
Таким образом, не только производственный сегмент экономической системы выпадает из пространства свободной конкуренции в той мере, в какой существует государственное регулирование. Это относится и к обмену, и к распределению, и к потреблению.
Одним из
условий вступления России во Всемирную
торговую организацию является, как
известно, дерегулирование
Государство в США использует мощный инструмент стабилизации экономики через систему закупки товаров и услуг для своих нужд на сумму порядка 2 трлн. долларов США, т.е. является постоянным участником отношений обмена. Приведенные данные не дают полной картины институциональных особенностей современной экономической системы, но могут служить разоблачению мифа о преимуществах свободной конкурентной рыночной системы, которой давно нет в природе.
Включение
в экономическую систему
Можно утверждать, что кризис начала 70-х гг. прошлого века явился прологом современного кризиса.
В начале 70-х годов минувшего века произошли два события, которые наложили отпечаток на все последующие годы. Это крушение золотого стандарта в результате отказа США обменивать государствам ― членам МВФ бумажные доллары на золото.
Массы бумажных
долларов были выпущены на еврорынки,
затем были выпущены еврооблигации,
эмиссия которых не облагалась налогом,
появились евро-коммерческие векселя
с условием оплаты в евровалюте и
т.д. Это был первотолчок к
Другим важным событием начала 70-х годов была организация международного картеля производителей и экспортеров нефти «ОПЕК» и его решение о многократном повышении цен на нефть.
Оба эти
фактора оказали воздействие
на характер очередного циклического
кризиса, который отличался сочетанием
высокой безработицы с высокой
инфляцией формально
Для классического цикла в фазе депрессии характерно снижение цен и на этой основе рассасывание товарных излишков, кризис в 1974-1975 гг. в этом отношении не был классическим, цены держались на высоком уровне не только из-за цен на нефть, но и из-за избытка денег в обращении, связанного с крушением золотого стандарта.
Обвинения в сложившейся ситуации в адрес кейнсианского антициклического регулирования были, по меньшей мере, не корректными. Кейнс рекомендовал бумажную эмиссию в качестве денежного резерва правительства, который должен использоваться для инвестиций в производство в период спада, но с условием, что инвестиции должны пойти в реальный сектор экономики, а не на спекулятивные операции на рынках.
Двусмысленность
курса на дерегулирование и
Курс на дерегулирование в рамках рейганомики или тетчеризма был решительно продекларирован, но реализовался с большой осторожностью. На практике сохранялись кейнсианские методы воздействия на экономический цикл, например, широко известная практика регулирования ставки ссудного процента центральным банком США - ФРС, ее повышения в период высокой конъюнктуры и снижения в период спада.
Под государственной защитой и контролем оставались важные сферы, имеющие ключевое значение для экономической безопасности страны, например, сельское хозяйство и энергетика, не говоря уже о военных, космических программах.
Только
в 1996 г. законодательный орган
Предполагалось,
что освобожденные от государственного
контроля производители энергии
вступят в благородную
Однако
в реальной действительности оказалось,
что для строительства мощных
электростанций требуются миллиарды
долларов инвестиций, т.е. длинных денег,
тогда как дефицит
Инвестиции
в реальный сектор экономики становятся
непривлекательными в сравнении
с фантастической доходностью биржевых
спекуляций и возможностями перевода
предприятий в страны с низкими
затратами на рабочую силу. Такая
практика связана с деятельностью
транснациональных корпораций (ТНК),
которая взрывает национальные экономические
системы и не вписывается в
традиционную экономическую теорию
международного разделения труда. Новая
мировая экономика, которая стала
обозначаться как глобальная, не получила
достойной теоретической
2.2.
Глобализация как угроза
Действительно,
в прошлом внешняя экономика
не отрывалась от своей национальной
почвы, международные экономические
отношения имели
Глобализация создает угрозу и суверенитету государства и его национальной безопасности, если ее рассматривать в аспекте деятельности ТНК, для которых территория земли равна экономическому пространству для осуществления свободного движения принадлежащих им товаров и капиталов.
Известно, что основу хозяйственной глобальной системы составляет около 500 ТНК, пять из них контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, а также самолетов, электронного оборудования автомобилей и т.д.
Поддерживая
идеологию экономического либерализма,
выступая за свободное движение капиталов,
товаров, услуг в пределах мирового
экономического пространства, сами ТНК
используют планирование, устанавливают
цены не в результате борьбы спроса
и предложения, а административным
путем. Но самое главное, что в 90-е
годы минувшего века произошла
трансформация
Информация о работе Проблемы экономической безопасности России