Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ.
1.1. Сущность и необходимость финансов.
1.2. Функции финансов.
1.3. Финансовая система, ее звенья.
1.4.1. Финансовый контроль.
1.4.2. Управление финансами.
2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
2.1. Понятие финансового рынка. Основные составляющие.
2.2. Инструментарий финансового рынка.
2.3. Финансовое планирование.
3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
3.1. Сущность финансовой политики.
3.2. Бюджетная политика государства как средство регулирования финансового рынка.
3.2.1. Сущность и роль гос бюджета (ГБ).
3.2.2. Доходы ГБ.
3.2.3. Расходы ГБ.
3.3. Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
3.3.1. Бюджетная система РФ.
3.3.2. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти.
3.3.3. Бюджетный процесс.
3.4. Проблемы бюджетов. Проблемы РФ в межбюджетных отношениях.
3.4.1. Проблемы бюджетов.
3.4.2. Проблемы РФ в межбюджетных отношениях.
3.5. Фискальная политика.
4. ПРОВЕДЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА 2004 ГОД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджет 2004 г. является бюджетом продолжающегося экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Такого прироста возможностей страны более чем за 15 последних лет не было.
Вся структура бюджета, все его конкретные элементы направлены на достижение основных показателей экономического роста, повышение уровня жизни, реальных доходов населения. Реальность выполнения поставленных задач является основным преимуществом федерального бюджета на 2004 г. Его успешное выполнение — залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.
В своей курсовой работе я хотел показать роль государства в управлении финансов.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие краткие выводы:
1. Поскольку бюджетная система является открытой системой, во многом зависящей от поступления в нее денежных средств, необходимо усиливать взаимодействие между Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам, а также их территориальных органов в субъектах РФ и на уровне местного самоуправления. Возможно, даже подумать о целесообразности их объединения в одно ведомство и тем самым создать большую бюджетную систему и ее единое ядро.
2. Поскольку бюджетная система является сложной системой, то для получения наиболее рационального результата ее функционирования в ее управлении не обходимо проводить единую бюджетную политику, которая не возможна без общего для всей системы органа управления, разрабатывающего такую политику и отвечающего за ее реализацию. Наличие в настоящее время фактически 90 самостоятельных центров (одного федерального и 89 региональных) проведения такой политики значительно снижает ее эффективность. Другими словами следует повысить роль Минфина РФ в проведении всеми субъектами РФ единой бюджетной политики. Одновременно бюджетная система является иерархической, поэтому конечный результат ее функционирования во многом определяется степенью рациональности финансовых потоков внутри системы в целом и в каждой ее подсистеме в частности. Другими словами необходимо четко организовать бюджетный процесс как на уровне федерального центра, так и между государством и субъектами, а также внутри каждого субъекта. Исходя из сложности и иерархичности бюджетной системы, вероятно, необходимо вернуться к вопросу о том, чтобы финансовые органы субъектов РФ имели двойное подчинение: Минфину РФ и исполнительной власти республик, краев и областей.
3. При важности всех качеств бюджетной системы наиболее значимым для ее существования и устойчивого развития является обеспечение рациональных межбюджетных отношений между се территориальными подсистемами (подсистемами субъектов РФ), которые, по нашему мнению, являются также необходимым и достаточным условием для ее саморегулирования и саморазвития. Без этого неизбежно будут возникать объективные противоречия по поводу справедливого распределения бюджетных средств как между отдельными регионами, так и между ними и федеральным центром. В связи с этим роль и значение проведения рациональной политики в сфере межбюджетных отношений трудно переоценить, поэтому и в составе бюджетов и в структуре Минфина РФ это направление работы необходимо считать приоритетным.
4. Для равномерного развития бюджетной системы и ее подсистем существенное значение имеет объективное определение степени рациональности распределения денежных средств между подсистемами субъектов
РФ и внутри них между подсистемами местного самоуправления. В зависимости от этого и должны регулироваться финансовые потоки в бюджетной системе. Другими словами, необходимо уметь по единой шкале количественно вычислить положение любой подсистемы, а также самой бюджетной системы. Тогда, обладая таким инструментарием управления бюджетным процессом, после окончания очередного планируемого пери
ода можно и нужно определять, улучшилось или ухудшилось финансовое положение рассматриваемой системы и её подсистем и на основе такой оценки проводить уточнение проводимой политики.
5. Очень важным является вопрос рационального регулирования финансовых потоков, поступающих в бюджетную систему и распределяемых далее внутри подсистем субъектов РФ между подсистемами местного самоуправления, а затем между бюджетополучателями. Без этого неизбежно будут складываться диспропорции в финансировании или отдельных регионов, или отдельных отраслей и на этой почве появляться очаги социальной напряженности. Кроме того, для реального обеспечения равенства конституционных прав граждан следует гарантировать одинаковое финансирование определенных социальных стандартов для всего населения
страны в таких сферах как здравоохранение, культура, образование, социальная защита и некоторых других.
Данный подход можно реализовать лишь на основе разработки, исходя из реальных возможностей, законодательного принятия и неукоснительного исполнения этих стандартов при перечислении денежных средств всем бюджетополучателям, т.е. всем элементам бюджетной системы.
Необходимо еще и создание конкурентной среды, без чего невозможно будет получить эффект от внедрения других мероприятий. Конкуренция - экономическая, политическая. Но, понятно, что в ближайшие 5—10 лет существенных изменений здесь не предвидится. Слишком велики пока структурные проблемы, чтобы получить сразу полноценную конкурентную среду в любой области. К сожалению, регионы и муниципалитеты сами нередко демонстрируют недобросовестную конкуренцию созданием разного рода офшорных зон, административных барьеров, препятствующих перемещению товаров, капиталов, развитию деловых связей. Все это негативно сказывается даже на усилиях, например, Минфина предоставить больше налоговых полномочий регионам и муниципалитетам. Когда рассматривается вопрос о передаче полномочий, сразу возникают встречные возражения о рисках создания создания офшоров.
Хотелось бы, чтобы Кодекс лучшей практики содействовал внедрению честных правил конкуренции. В современных условиях создание и квазиконкурентной среды — было бы уже немало.
Нужно расширять связи, обмениваться опытом, заимствовать лучшее, выходить и на международный уровень. Общение, заимствование опыта - это уже само по себе способствует созданию конкурентной среды.
Необходимо также широкое информирование. Министерство финансов готово предоставить доступ к любой информации, которую оно собирает. Практически вся отчетность региональных и местных финансовых органов размещается на сайте Минфина.
Самое главное - 1гужно развивать и поддерживать работу по созданию стандартов управления региональными и муниципальными финансами и использовать эти стандарты в практике. Нужно широко освещать процесс освоения этих стандартов, выявлять, кто дальше продвинулся в их использовании, кто внес больший вклад в их дальнейшее развитие.
1. Паштова Л.Г. Устойчивый экономический рост определяется инвестиционной политикой.//Финансы, 2003, №7.
2.Шуба В.Б. Инвестиционные программы в бюджете 2003 года.// Финансы, 2003, №3.
3. Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» //Экономика и жизнь №1, 1999.
4.Вавилов А.П. Государственный долг. Уроки кризиса и уроки управления. М., 2001.
5. Илларионов. Критерии экономической бюджетности // Вопросы экономики, 1998, №10,
6. Мовсиян А. О стратегии государственного регулирования экономики //экономист, 1998, №10,
7. Закон «О федеральном бюджете РФ на 2004 год».
8. Закон «О федеральном бюджете РФ на 2003 год».
9. Подпорина И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы,1999, №10.
10. Безруков В., Сафронов Б., Мальцев Г. Состояние денежно-кредитной системы и расчетов в экономике в 1998 году // Власть, 1999, №2.
11. Булатов А.С. Экономика. М.,2002
12. Россия в цифрах 2002. Краткий стат. Сб. // Госкомстат Россию М.,2002
13. Россия в цифрах 2003. Краткий стат. Сб. // Госкомстат России. М.,2003.
14. Златкис Б.И.. Регулирование финансовых рынков в системе актуальных реформ в сфере государственного управления//финансы, 2003, №12.
15. Мешалкина Р.Е. Теоретические вопросы государственного финансового контроля.//финансы, 2003, №12.
16. Лавров А.М. Новые подходы к управлению общественными финансами.//
17. Кирпичников В.А. финансовые и правовые проблемы местного самоуправления.// финансы, 2003, №9.
18. Дробозиной Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М., 2000
19. Ламм Р.Б. Административные и финансовые механизмы государственного управления.// финансы, 2004, №1.
20. Сравнительный анализ внешнеторгового оборота и доходов территориальных бюджетов.// финансы, 2004, №5
21. Предстоит реформирование бюджетного процесса.// финансы, 2004, №5.
22. Кубицкий С.И. национальная экономика России: от кризиса к экономическому росту. Челябинск, 2001.
23. Ясин Е. Поражение или отступление? // Вопросы экономики, 1999, №2, стр. 4-29.
66
Информация о работе Проведение финансовой политики в России на 2004 год