Прогнозирование занятости населения (на примере субъекта РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны
1.2 Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные последствия безработицы
1.3 Государственное регулирование занятости населения в РФ
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ
2.1 Методы прогнозирования занятости населения
2.2Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере РФ)
2.3 Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ
3.1 Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствование ее структуры в РФ
3.2 Прогнозирование показателей занятости населения в РФ
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Прогнозирование занятости населения.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

Экономисты по-разному объясняют  причины безработицы в рыночной экономике. В целом можно было бы выделить следующие подходы к объяснению этого явления:

-избыток народонаселения  (мальтузианство)

-рост органического  строения капитала (марксизм)

-высокий уровень  заработной платы (неоклассики)

-недостаточность  совокупного спроса (кейнсианство)

Наибольшее распространение в западной экономической науке получили классическая и кейнсианская теории безработицы.

Классическая теория занятости, (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж.Милль, А Маршалл), строится на убеждении  в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Это результат определенных требований самих наемных работников. Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Экономисты-классики утверждали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. При сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной платы. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они "добровольно" соглашаются на существование какого-то количества безработных.

Неоклассическая концепция безработицы  в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге "Теория безработицы", вышедшей в 1933 г.

Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:

-число рабочих,  занятых в производстве, находится  в обратной зависимости к уровню  заработной платы, т. е. занятость тем ниже, чем выше заработная плата;

-существовавшее  до первой мировой войны 1914—1918 гг. равновесие между уровнем  заработной платы и уровнем  занятости объясняется тем, что  заработная плата устанавливалась  в результате свободной конкуренции  между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;

-усиление после  первой мировой войны роли  профсоюзов и введение системы  государственного страхования от  безработицы сделали заработную  плату негибкой, удерживаемой на  слишком высоком уровне, что и явилось причиной массовой безработицы;

-для достижения  полной занятости необходимо  снижение заработной платы.

Равновесие на рынке труда в  данной модели определяется через функцию  спроса на рабочую силу и функцию  ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата. Фирмы, предъявляющие спрос на этот фактор производства, смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате. Если же уровень заработной платы будет повышаться, то количество привлекаемой рабочей силы уменьшится.

Таким образом, в неоклассической  модели рыночная экономика способна использовать все трудовые ресурсы, однако лишь при условии гибкости заработной платы.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и  предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате (приложение 2).

 

 

    1. Государственное регулирование занятости населения в РФ

 

Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2008 №287-ФЗ). Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные  условия обеспечения занятости  и гарантии реализации права граждан  на труд определяются современным трудовым законодательством. Конкретное регулирование этих гарантий определяется в первую очередь Трудовым кодексом РФ, а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последними изменениями, внесенными ФЗ № 287 – ФЗ от 25. 12. 2008г. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере объектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Кроме вышеназванных нормативно-правовых актов в систему законодательства о занятости входят в первую очередь – Конституция РФ - ст. 37, которая предусматривает право на защиту от безработицы. Важнейшей гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), которая в ст. 23 (п. 1) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

К нормативным актам, регулирующим занятость населения относятся  также: Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации», Федеральный  Закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости», которое закрепляет полномочия, организацию деятельности службы.

Немаловажное значение имеет также Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997г., (с изменениями от 20 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г.).

Оплачиваемые общественные работы в целях обеспечения временной  занятости организовывают органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.

Существует еще целый ряд  нормативных актов, имеющих отношение  к занятости населения, среди них можно выделить, например: Постановление Правительства РФ от 02.07.2007 г. № 422 « О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения»; Постановление Правительства РФ от 22. 04. 1997 № 458 (в ред. от 14. 12.2006 г. «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2008 № 281н «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.11. 2007 г. № 726 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» и др.

В Федеральном Законе «О занятости  населения в Российской Федерации» установлено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость. Государственная  политика в области содействия занятости населения направлена на:

- развитие трудовых ресурсов, повышение  их мобильности, защиту национального  рынка труда;

-обеспечение равных возможностей  всем гражданам Российской Федерации  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

-осуществление мероприятий, способствующих  занятости граждан, испытывающих  трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года безработицы;

-координацию деятельности в  области занятости населения  с деятельностью по другим  направлениям экономической и  социальной политики, включая инвестиционно-структурную  политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

-координацию деятельности государственных  органов, профессиональных союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории РФ и иностранных  граждан на территории Российской  Федерации, соблюдение международных трудовых норм Ст. 5 Федерального Закона « О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 287 – ФЗ от 25. 12. 2008 г.).

 

 

  1. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (субьекте РФ)

 

    1. Методы прогнозирования занятости населения

 

Безработными считаются трудоспособные граждане, постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не проходящие военной службы. Статистические данные о численности безработных охватывают лиц, зарегистрированных в органах государственной службы занятости. Количество незарегистрированных безработных, то есть лиц, обладающих формальными признаками безработного, но не состоящих на учете в государственной службе занятости, можно выявить только путем специальных выборочных обследований (приложение 3).

Метод сбора информации – анкетный опрос. Генеральная совокупность – 1402 человека. В рамках социологического исследования достаточной является выборка 100 человек.

 

k = N/n

 

где k – шаг;

N – генеральная совокупность;

n – выборка.

k = 1402 человека / 100 = 14, то есть в ходе исследования был опрошен каждый 14 человек.

В качестве респондентов выступили  незанятые трудоспособные граждане муниципального образования города Калуги, состоящие на учете в Центре занятости населения.

Целью исследования является выявление наиболее значимых способов и методов управления трудовыми ресурсами и занятостью в муниципальном образовании на примере города Калуги.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

- выявить социальные установки  незанятого трудоспособного населения;

- определить их жизненные стратегии;

- выявить причины, сдерживающие  активность незанятого трудоспособного  населения состоящих на учете  в Центре занятости населения;

- получить данные о социально-демографических  характеристиках и экономическом  положении незанятого трудоспособного  населения.

По результатам опроса, социально-демографические  характеристики среднего незанятого человека, обращающегося в службы занятости, следующие. В ходе социологического исследования было опрошено 37 процентов мужчин и 63 процентов женщин. Возрастной показатель респондентов следующий:

- от 16 до 20 лет – 9 %

- от 20 до 25 лет – 22 %

- от 25 до 30 лет – 23 %

- от 30 до 40 лет – 11 %

- от 40 до 50 лет – 16 %

- от 50 до 55 лет – 12 %

- от 55 до 60 лет – 5 %

Информация о работе Прогнозирование занятости населения (на примере субъекта РФ)