Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:28, реферат
ажнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
3. Динамика систем
полициклична. Так, в развитии
социально-экономических
4. Неизбежно взаимодействие
циклов в различных сферах, в
динамике смежных систем. Например,
на экономических циклах и
кризисах сказываются научно-
5. Цикличность динамики
непреодолима. Поэтому бесполезны
антицикличные программы,
3. Роль, функции, система прогнозов и методы прогнозирования
3.1Повышение роли прогнозирования
Переход от планово-директивной к регулируемой рыночной экономике не ослабляет, а усиливает роль прогнозирования в государственном управлении и хозяйственной системе.
Во-первых, в условиях рынка значительно возрастает стохастичность и изменчивость экономической динамики, взаимодействия множества факторов, определяющих ее траекторию. Необходимо предвидеть возможные варианты развития событий при выборе стратегии и принятии решений.
Во-вторых, децентрализация
собственности и управления многократно
повышает спрос на прогнозы в средних
и низших эшелонах управления. Прежде
прогнозы требовались преимущественно
для принятия решений в высшем
эшелоне управления, директивы которого
были обязательными для низших эшелонов,
у которых оставался небольшой
простор для принятия стратегических
решений. Сейчас многочисленный слой предпринимателей
самостоятельно принимает решения,
от которых зависит судьба предприятия,
поэтому они нуждаются в
В-третьих, многоукладность экономики, резкое увеличение ее открытости, повышение роли фиктивного капитала, фондового рынка, усиление их воздействия на реальный сектор экономики и макропоказатели, расширение масштабов неконтролируемой теневой экономики – все это многократно усложняет процесс управления и принятия решений, требует учета многообразия стремительно меняющихся факторов постоянного предвидения характера, интенсивности, географии перемен, периодически возникающих кризисов и их воздействия на страну, отрасль, регион, предприятия. Управление без предвидения в этих условиях – самоубийственная политика, она чревата крахом той или иной системы из-за грубых просчетов и стратегических ошибок работы в авральном режиме, без стратегического горизонта.
Забвение этих трех
основных факторов, обусловливающих
повышение роли прогнозирования, стало
одной из главных причин провалов
в социально-экономической
3.2Функции экономического прогнозирования
Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма – рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.
Можно выделить три
основные функции, которые выполняет
прогнозирование в системе
1. Предвидение тенденций
развития и взаимосвязей
2. Прогнозное обоснование
принимаемых решений. Прежде
3. Прогнозное сопровождение
выполнения решения. После
Перечисленные выше функции экономического прогнозирования взаимосвязаны, они являются стадиями единого непрерывного процесса, который пока еще не налажен в российской экономике.
3.3Система прогнозов
Реализация функций социально-экономического и территориального прогнозирования осуществляется через систему прогнозов, которые можно классифицировать по четырем основаниям: объект прогноза, его горизонт, характер и уровень управления (рис. 1).
Рисунок 1 – Система прогнозов в экономике
По объекту выделяются следующие группы прогнозов на макроуровне.
Социальные прогнозы
характеризуют демографические
процессы, происходящие в прогнозируемом
периоде (изменения численности
и структуры населения, рождаемость,
смертность и естественный прирост,
ожидаемая средняя
Экономические прогнозы
дают представление о возможной
динамике в исследуемый период ВВП,
инвестиций, производства в основных
отраслях народного хозяйства, сдвигах
и структуре экономики, о динамике
рыночной конъюнктуры, издержек производства,
цен и инфляции, финансово-кредитной
сферы, основных показателей эффективности
(величины прибыли и уровня рентабельности)
государственного бюджета, о развитии
системы экономического управления
и институциональных
Научно-технические
и инновационные прогнозы определяют
перспективы развития науки, инноваций
и технологий, определяющие уровень
конкурентоспособности
Экологические прогнозы
включают предвидение динамики природных
процессов (изменение температуры,
выпадение и распределение
Внешнеэкономические
прогнозы характеризуют предвидение
динамики мирового хозяйства, конъюнктуры
мирового рынка, развитие внешнеэкономических
связей (внешней торговли, ее товарной
структуры, распределение по группам
стран, сальдо внешнеторгового оборота,
иностранный туризм, экспорт и
импорт капитала, иностранные инвестиции
и развитие совместного
По горизонту прогноза различают:
краткосрочные прогнозы – на один, два года или более короткий период (например, динамика иен. курса акций – на неделю или месяц);
среднесрочные прогнозы – на 3–5 лет;
долгосрочные прогнозы – на период 10–20 лет, являющиеся более укрупненными и вариантными;
сверхдолгосрочные прогнозы – на 40–50 лет н более, дающие общее представление о возможных тенденциях развития н перспективе с учетом фаз среднесрочных, долгосрочных и сверхдолгосрочных циклов.
Наличие прогнозов различных горизонтов и с разной степенью детализации дает возможность сочетать реализацию долгосрочной стратегии с гибкой тактикой ее осуществления.
По уровню управления прогнозы подразделяются на:
индивидуальные, разрабатываемые отдельными предприятиями, организациями, банками (чаще всего на краткосрочный период);
региональные – на уровне муниципальных объединений, субъектов Федерации, крупных экономических районов;
отраслевые –
по отдельной отрасли или
проблемные – по отдельной проблеме экономического, научно-технического или экологического развития (например, по обеспечению занятости, освоению и распространению нового поколения техники, экологически чистой технологии);
национальные –
на уровне страны в целом (федеральные
экономические, социальные, научно-технические,
экологические и сводные
международные – по группе стран (например, СНГ) или глобальные.
Прогнозы разных
уровней дополняют друг друга
в предвидении динамики сложной,
иерархизированной структуры
Наконец, по характеру прогнозов можно выделить:
частные и обобщающие прогнозы, характеризующие ожидаемую динамику одного показателя (например, уровня инфляции, занятости) или совокупности основных показателей по исследуемому объекту в целом (предприятию, региону, отрасли, стране);
генетические (исследующие
исходя из сложившихся в прошлом
тенденций и возможных
одновариантные и многовариантные (последние предпочтительнее и реальнее, они рассматривают сценарии возможного развития событий при том или ином сочетании факторов).