Прогнозирование, программирование и проекты развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование, программирование и составление проектов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования, а также составления проектов помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.
Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации (приложение 1).1

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по планированию.docx

— 515.64 Кб (Скачать файл)

Состав  и структура региональной программы  СЭР региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.11

Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической  ситуации региона. Содержится описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывают наличие в регионе различных видов природных ресурсов, их количественное состояние, возможности использование для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона, рассматриваются экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Здесь  характеризуются сложившаяся ситуация, состояние рынка труда в регионе, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в  предыдущих (1 – 3) разделах СЭР региона  и оценка природных ресурсов и рынка труда, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию СЭР региона на перспективу.

Раздел 5. Основные целевые подпрограммы. В  разделе выделяются основные для  региона целевые подпрограммы, которые  могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.

В каждой из этих программ определяются цели и  задачи, описываются конкретные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных  в пространстве и во времени этапов ее выполнения.

Раздел 6. Механизм осуществления программы. В разделе излагается взаимоувязанный  комплекс мер и действий, экономических  рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.

Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат. Из общего объема ресурсов выделяются та их часть, которая поступает из собственных источников.

Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в  осуществлении программы. Даются обоснования  по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельными  территориями РФ, зарубежными государствами.

Раздел 9. Оценка эффективности осуществления  программы. Проводятся расчеты экономической  эффективности программы. Каждое программное  задание и программа в целом  оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых  используются следующие:

  • показатели целей программы;
  • показатели эффективности конечных результатов (они могут быть как абсолютными, так и сравнительными);
  • специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;
  • показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
  • показатели (финансовых, природных, трудовых, временных и т. д.) затрат, необходимых для выполнения заданий программы.

Помимо названных  выше показателей разрабатываются  формулировки программных мероприятий  и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые  для эффективного управления программой.

Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется  с учетом специфики программы  и региона.

Разделы программы содержат необходимые  обоснования и пояснения. Они  формируют в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а  последующая – по более продолжительным  срокам.

Программы и проекты развития регионов

Развитие субъектов Российской Федерации связано с такими инструментами, как федеральные целевые и  адресные программы, механизмы государственно-частного партнерства, поддержка приоритетных проектов, формирование правовой базы и принятие нормативно-правовых актов  в соответствующих сферах деятельности.

Государственные программы, планы  и стратегии являются одними из важнейших  средств реализации структурной  политики государства, активного воздействия  на его социально-экономическое  развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для  государства инвестиционных и научно-технических  проектов, направленных на решение  системных проблем, входящих в сферу  компетенции федеральных органов  исполнительной власти.12

Формирование  программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики

30 сентября 2004 г.

НЕХАЕВ  С.А. 
Президент cетевого холдинга "ВЭБ-ПЛАН Групп"

Реальная реализация крупных  инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в  рамках их программ социально-экономического развития, так как:

·  любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;

·  инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;

·  корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);

·  и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

Однако, разрабатываемые  реализуемые сегодня программы  социально-экономического развития регионов в соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года) "О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы", Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 "Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации" Постановлением правительства Российской Федерации  от 26 июня 1995 года № 594 "О реализации Федерального Закона о поставках  продукции для федеральных нужд" (которым утвержден "Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных  целевых программ Российской Федерации  и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация") имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. Такие наши выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов:

·  отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;

·  отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России;

·  распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов;

·  низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;

·  отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;

·  отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;

·  отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).

Совершенно очевидно, что  для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для  каждого федерального округа, как  к концептуальному подходу к  разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких  индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие  закономерности, подходы и механизмы  формирования, основанные на эффективном  опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.

Нами предпринята попытка  разработки модельной структуры  программы социально-экономического развития региона, основанной на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе  при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными  источниками финансирования (в том  числе и внебюджетном) и механизмами  их практической реализации.

При разработке такой модели программы мы полагали, что стратегическими  целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:

·  обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

·  законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;

·  структурная перестройка организационно-производственной инфрастуктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);

·  оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;

·  обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;

·  повышение уровня социальной защищенности населения;

·  создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;

·  создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;

·  формирование экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.

Информация о работе Прогнозирование, программирование и проекты развития регионов