Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель работы достигается через постановку следующих задач:
1. Изучить теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения;
2. Провести анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ);
3. Выявить основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ).
Введение……………………………………………………………………………….…3
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения…5
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Основные показатели уровня жизни населения………………………………………………………………..5
1.2. Нормативно-правовая база формирования социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………………..10
2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)……………………………………………………………………………………….14
2.1 Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения………………………………………………………………………………..15
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)..16
3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ)……………………………………………………………………………..23
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения………………………………………………………………………………….23
3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого капитала и уровня жизни населения РФ…………………………………………………………………………….29
3.3 Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жизни населения.………31
Заключение……………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………………….36
Реализация всех названных
мер будет сопровождаться мощной
пропагандистской кампанией прежде
всего через электронные СМИ,
суть которой — показать, как
социально ориентированное
Стратегия «Мобилизация»
В условиях экономического
подъема мобилизация в
Мобилизации — и прежде
всего государственных расходов
на культуру — присущи хорошо известные
проблемы. Во-первых, она характеризуется
архаичными подходами к формированию
культурной среды, которые не приемлет
интеллигенция и которые
Стратегия «Модернизация»
Для России наиболее желательна
модернизационная стратегия. Только ее
успешная реализация поможет избежать
крупных потрясений, чреватых исчезновением
нашей страны как суверенного
государства. Именно модернизационная
стратегия подразумевает
Моральная сфера предполагает (в качестве идеала, к которому следует стремиться):
При этом важно понимать, что такой итог — не результат массированной промывки мозгов или настойчивой рекламы, а прямое следствие новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции гражданского общества.(8)
Материальная сфера предполагает:
Исходя из желаемого образа жизни, который оказывается достижимым только при выборе модернизационной стратегии, можно сформулировать конкретные планы действий в каждом сегменте социальной политики. При этом отметим, что модернизация осуществима на основе нескольких сценариев, лежащих внутри «спектра возможностей», которые могут сменять и дополнять друг друга. Крайними его границами мы условно принимаем «индивидуалистский» и «общественный» сценарии.
3.2. Основные параметры прогноза
развития человеческого
Наиболее ярким примером применения интегральных оценок, характеризующих качество жизни населения, может служить «индекс развития человеческого потенциала», разработанный и публикуемый с 1990 г. ПРООН в ежегодных докладах о развитии человека.
ИРЧП рассчитывается на основе трех аспектов:
- долголетия
измеряемого как ожидаемая
- достигнутого
уровня образования,
- уровня жизни,
измеряемого на базе реального
ВВП на душу населения (по
паритету покупательной
Фундаментальным положением концепции человеческого развития является следующее: людям не нужен бесконечно высокий доход для обеспечения достойного уровня жизни. Иными словами, каждая дополнительная единица прироста объема материальных благ имеет все меньшую ценность для человеческого развития. Показатель ИРЧП отражает средний уровень достижений и тем самым затушевывает различия в области развития человеческого потенциала между мужчинами и женщинами.(11)
В этой связи, с 1995 года для оценки различий в области развития человеческого потенциала между мужчинами и женщинами был предложен индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) и показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ), которые являются совокупными показателями, отражающими гендерные диспропорции в области развития человека. ИРГФ обращает внимание на достижения в области базового развития человека с учетом гендерных диспропорций, а ПРВЖ позволяет определить уровень гендерного неравенства в контексте экономических и политических возможностей.
Для характеристики
социально-экономических
При определении интенсивности и результатов естественного и механического движения населения рассчитываются следующие показатели: общий коэффициент рождаемости, общий коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста, коэффициент интенсивности миграции по прибытию, коэффициент интенсивности миграции по выбытию, коэффициент общей (валовой) миграции, сальдо миграции (механического движения населения), коэффициент сальдо миграции (механического движения населения).
В числе показателей
для расчета величины ИРЧП используют:
ожидаемую продолжительность
1. Улучшение здоровья
населения рассматривается как
важный фактор физического
2. Уровень образования
характеризует накопленный
3. Благосостояние,
или доходы населения
Обращаясь к механизму расчета ИРЧП, отметим, что он относительно прост и определяется как средняя арифметическая величина из трех показателей:
- индекса ожидаемой
продолжительности жизни,
- индекса уровня образования, на 2/3 производно от грамотности среди взрослого населения (от 0% до 100%) и на 1/3 от совокупной доли учащихся (тоже от 0% до 100%) среди населения в возрасте до 24 лет;
- индекса дохода,
измеряемого ВВП на душу
Сводный показатель (ИРЧП) рассчитывается по формуле:
,
где: Iп.ж – индекс ожидаемой продолжительности жизни, Iобр – индекс уровня образования, Iд – индекс дохода (реального ВВП на душу населения).(12)
3.3. Прогнозные расчеты
Прогноз социально-экономического развития Брянской области на 2012 год и на период до 2014 года
Продолжившаяся в 2010 году стабилизация основных показателей в экономике области обеспечила рост реальной заработной платы в 2010 году на 3,2 процента, денежных доходов (в реальном исчислении) — на 6,2 процента, пенсий — на 27,4 процента к уровню 2009 года.
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизился с 15,3 процента в 2009 году до 13,7 процента по итогам 2010 года.
Номинальная величина среднедушевых денежных доходов сложилась в размере 13216 рублей, что составило 2,8 прожиточного минимума. Номинальная заработная плата выросла на 12,6 процента и составила 12326 рублей.
По оценке в 2011 году рост реальной заработной платы составит 3,1 процента, реальных располагаемых доходов населения — 2 процента к уровню 2010 года. Номинальная заработная плата оценивается в 13950 рублей (на 13,2 процента больше уровня 2010 года, номинальная величина среднедушевых денежных доходов населения — 14910 тыс. рублей (112,8 процента)
В 2012–2014 годах прогнозируется рост денежных доходов за счет всех составляющих (социальных трансфертов, доходов от предпринимательской деятельности и прочих доходов). В 2012 году реальные располагаемые доходы населения вырастут на 4 процента, в 2013 году — на 4,5 процента, в 2014 году — на 5 процентов к предыдущему году.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2014 году прогнозируются в сумме 20357 рублей (рост к уровню 2010 года на 54 процента).
Продолжившаяся
в 2011 году тенденция восстановления
экономики позволяет
В 2012–2014 годах рост
трансфертов сохранится в размерах,
незначительно превышающих
Удельный вес доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме денежных доходов населения увеличится к 2014 году до 15,4 процента (в 2010 году — 13 процентов).
В 2010 году, как и в предыдущие годы, основную часть доходов население использовало на покупку товаров и оплату услуг (73 процента).
В 2011–2014 годах доля потребительских расходов будет возрастать, составив по итогам 2014 года 78 процентов от общей суммы доходов населения. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов в 2012 -2014 годах составит 2,9 по отношению к величине прожиточного минимума.
Реализация мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения позволит несколько снизить долю бедного населения. В 2014 году численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составит 13 процентов в общей численности населения.(16)