Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:01, контрольная работа
Под экономическим ростом принято понимать качественное и количественное изменение результатов функционирования народного хозяйства. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. Экономический рост – важнейшая характеристика общественного производства при любых хозяйственных системах.
Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах. Но такой подсчет не дает полного представления об экономическом росте страны, ибо экономический рост — это не только количественное изменение объема производства, но и совершенствование продукта и факторов производства.
1. Прогнозирование экономического роста
1.1 Сущность понятия «экономический рост»
1.2 Государственное регулирование экономического роста
1.3 Методы прогнозирования экономического роста
Задача 5
Задача 9
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
«Хабаровская
государственная академия экономики
и права»
Факультет
«Аудитор»
Кафедра
бухгалтерского учёта и контроля
по дисциплине
«Планирование
и прогнозирование в условиях рынка»
ВАРИАНТ
№ 10
Студент группы
БУ(ДС)-1
Номер зачётной
книжки 1001030
Руководитель
__________________
уч. степень, уч. звание подпись, дата
Содержание
1. Прогнозирование экономического роста | 3 |
|
3 |
1.2 Государственное
регулирование экономического |
4 |
1.3 Методы прогнозирования экономического роста | 9 |
Задача 5 | 13 |
Задача 9 | 14 |
Список использованных источников | 17 |
1. Прогнозирование
экономического роста
1.1
Сущность понятия «экономический
рост»
Под экономическим ростом принято понимать качественное и количественное изменение результатов функционирования народного хозяйства. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. Экономический рост – важнейшая характеристика общественного производства при любых хозяйственных системах.
Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах. Но такой подсчет не дает полного представления об экономическом росте страны, ибо экономический рост — это не только количественное изменение объема производства, но и совершенствование продукта и факторов производства.
Проблемы
экономического роста занимают в
настоящее время центральное
место в экономических
Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения.
Быстрый
или, наоборот, нулевой и даже отрицательный
экономический рост не всегда говорит
о быстром экономическом
Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции из-за падающего или неизменного спроса на них сопровождается быстрым ростом других видов продукции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление стали, сельскохозяйственной продукции, легковых автомобилей, но одновременно увеличивался выпуск сложных изделий, например персональных компьютеров. Но и количественный рост выпуска компьютеров недостаточно отражал другие аспекты их производства: продажа персональных компьютеров в США за 1981-1988 гг. выросла по количеству с 1,1 до 9,5 млн. шт., по стоимости - с 3,1 до 27,7 млрд. долл., а доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компьютеры дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете комплексного показателя экономического роста - валового национального продукта (ВНП) - вышеуказанные моменты привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития США за 80-е гг.
Тем
не менее, при всех недостатках экономический
рост остается наиболее употребимым
критерием экономического развития.
1.2
Государственное регулирование
экономического роста
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, контролирующего и исполнительного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. При современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в определенный период.
История государственного регулирования экономики начинается с конца средневековья. Основной экономической школой в тот период была школа меркантилистов. Она выступала за активное вмешательство государства в экономику. Для меркантилистов главным показателем богатства страны являлось количество золота. Поэтому они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, запрещать вывоз капитала за границу, кроме межгосударственных спекуляций.
Следующим ступенью представлений о роли государства стала работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней утверждалось, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». Так начиналась классическая теория. В соответствии с этим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, то есть делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает неэффективно. Адам Смит в своем описании системы рыночной экономики доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода торговли и конкуренции.
Следующим
этапом можно назвать кейнсианскую
теорию. Она началась в 30-е года прошлого
века, после глубокого спада
высокую долю национального дохода, перераспределяемую через госбюджет;
создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
широкое
использование бюджетно-
Модель Дж. Кейнса позволила ослабить воздействие циклических колебаний на экономику в течении длительного времени – более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х годов начало выявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими теориями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста, которые создавали бы возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились в первую очередь в результате роста цен на нефть. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
Основой неоконсервативной модели являются концепции неоклассического направления экономической мысли. Происходил отказ от воздействия на воспроизводство через спрос, вместо этого использовали косвенные меры воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост они рассматривают как функцию от накопления капитала, которое происходит за счет двух источников: за счет собственных средств, то есть капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). Вот почему в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности труда. Главными проблемами при этом являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, инфляция же приводит к удорожанию кредита, что затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы выступают за антиинфляционные мероприятия и налоговые льготы предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что усложнит борьбу с инфляцией. Таким образом, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ.
Следующим комплексом мер будет реализация политики дерегулирования, то есть ликвидации регламентаций по ценам и заработной плате, либерализации (смягчения) антитрестовского законодательства и др.
Итак, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
Как
уже сказано выше, в разные времена
участие государства в
1.3
Методы прогнозирования
экономического роста
Задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективу ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз. Наиболее распространены для прогнозирования экономического роста факторные модели, то есть модели, в которых прирост продукта или абсолютный его выпуск ставится в зависимость от одного или нескольких факторов.
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.В настоящее время насчитывается свыше 150 разных методов прогнозирования, на практике используется 15-20.
Наиболее приемлемой для анализа динамики экономического роста можно назвать двухфакторную модель в форме производственной функции Кобба-Дугласа. Модель отражает зависимость общего выпуска продукции от двух факторов капитала и труда: