Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа
Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция – сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Значит, необходимо иметь четкое представление о проявлениях инфляции, причинах, способствующих усилению инфляции, возможных вариантах действий правительства для обуздания инфляции.
Достижение финансовой стабильности, сокращения дефицита федерального бюджета, обеспечения его финансирования возможно за счет ряда неинфляционных источников:
- повышения собираемости налоговых платежей в бюджет (в том числе за счет существенного сокращения неэффективных налоговых и иных льгот);
- сокращения перечня федеральных целевых программ, что позволит сконцентрировать средства бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
- финансирования регионов из региональных бюджетных расходов, имеющих соответствующую доходную базу.
Выполнение этих условий антиинфляционной стратегии способствует достижению таких основных социальных и экономических целей, как:
- ограждение социальных интересов народа, в первую очередь его малообеспеченных слоев;
- сохранение экономического и научно-технического потенциала страны;
- создание стимулов для производственной в первую очередь инвестиционной деятельности;
- формирование рыночной конкурентной среды.
Основная задача экономических реформ
заключается в сложной структурной перестройке
российской экономики и прежде всего в
активизации инвестиционной политики.
6.3 Таргетирование.
В современном мире применяется также способ таргетирования.
«Таргетирование инфляции — принцип, согласно которому всякий раз, когда рост цен превышает намеченный уровень, процентные ставки должны быть подняты. Теоретических оснований и эмпирических данных, способных подкрепить этот грубый рецепт, крайне недостаточно; нет никаких причин ожидать, что независимо от источника инфляции увеличение процентных ставок будет лучшим ответом. Остается надеяться на то, что большинству правительств хватит здравого смысла, чтобы отказаться от идеи введения таргетирования инфляции в своих странах. Жителям всех остальных государств вынужден выразить мое сочувствие. (В списке стран, которые официально приняли таргетирование инфляции в той или иной форме, — Израиль, Чешская Республика, Польша, Бразилия, Чили, Колумбия, Южная Африка, Таиланд, Корея, Мексика, Венгрия, Перу, Филиппины, Словакия, Индонезия, Румыния, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Швеция, Австралия, Исландия и Норвегия.)
Таргетирование инфляции проходит сегодня жесткую проверку реальной жизнью и скорее всего эту проверку не пройдет. В настоящее время развивающиеся страны сталкиваются с более высоким уровнем инфляции не из-за низкого качества регулирования на макроуровне, а из-за роста цен на нефть и продукты питания. В бюджете среднестатистического домохозяйства в развивающихся странах эти товары занимают гораздо большую долю, чем в семейных бюджетах богатых стран. В Китае, например, инфляция приближается к 8%. Во Вьетнаме она еще выше и, как ожидается, приблизится к отметке в 18,2% в этом году, а в Индии она составляет 5,8%. Уровень инфляции в США — 3%. Означает ли это, что центробанки развивающихся стран должны поднять процентные ставки намного выше, чем Федеральная резервная система США?
Инфляция в этих странах главным образом импортирована. Подъем процентных ставок не окажет большого воздействия на цены на зерно или топливо, которые определяются на международных рынках. Действительно, учитывая размер американской экономики, можно сказать, что замедление развития США сказалось бы на глобальных ценах гораздо сильнее, чем спад в любой развивающейся стране. Итак, с глобальной точки зрения процентные ставки должны повышаться в США, а не в развивающихся странах.
До тех
пор пока развивающиеся страны остаются
интегрированными в мировую экономику
и не принимают меры, направленные
на ограничение воздействия
Подъем
процентных ставок может уменьшить
совокупный спрос, который может
затормозить экономику и
Так что же необходимо сделать? Во-первых, не стоит винить политиков или глав центробанков в «импортной» инфляции, так же как не стоит приписывать их заслугам низкую инфляцию, когда глобальная окружающая среда не агрессивна. Бывший председатель ФРС США Алан Гринспэн, как теперь это признано, заслуживает серьезных упреков в свой адрес в связи с текущей экономической ситуацией в Америке. Ему также иногда приписывают заслуги в сохранении низких темпов инфляции в США в течение его срока пребывания на посту. Правда заключается в том, что Америка в годы Гринспэна получила хороший бонус благодаря низким ценам на нефть и другие сырьевые товары и дефляции в Китае, которая помогла сдержать рост цен на промышленные товары.
Во-вторых, мы должны признать, что высокие цены — причина серьезнейших стрессов, особенно у малообеспеченных людей. Бунты и протесты в некоторых развивающихся странах — это лишь наиболее выраженное проявление недовольства.
Защитники либерализации торговли красиво рекламировали ее преимущества, но они никогда не были полностью честными по поводу рисков, с ней связанных. Рынки обычно оказываются неадекватным страховочным механизмом против таких рисков. В моем давнем исследовании, выпущенном около четверти века назад, я доказывал, что при определенных условиях либерализация торговли может оставить всех в материальном проигрыше. Я не отстаивал протекционизм, а скорее старался предупредить, что мы должны знать о рисках свободной торговли и быть готовыми иметь с ними дело.
В том, что касается сельского хозяйства, развитые страны, включая США и страны — члены Евросоюза, научились изолировать и потребителей, и фермеров от этих рисков. Но в большинстве развивающихся стран нет ни действующих институтов, ни ресурсов, которые позволили бы им поступать так же. Многие вводят чрезвычайные меры, такие как экспортные пошлины или запреты, которые помогают их собственным гражданам, но делают это за счет граждан других стран.
Если мы хотим избежать еще более мощных протестов против глобализации, то Западу необходимо отвечать на сегодняшние вызовы быстро и уверенно. Должны быть отменены субсидии на производство биотоплива, которые поощряли отказ от производства пищевой сельхозпродукции в пользу энергетической. Кроме того, часть миллиардов, которые идут на субсидии западным фермерам, должны теперь быть потрачены на помощь более бедным развивающимся странам для удовлетворения их базовых потребностей в пище и энергии.
Самое главное — и развивающимся, и развитым странам необходимо отказаться от таргетирования инфляции. Борьба с растущими ценами на продукты питания и энергию — сложное дело. Ослабленная экономика и более высокая безработица, к которым приводит таргетирование инфляции, не сильно повлияют на инфляцию; они лишь усложнят выживание в этих и без того трудных условиях.
(Автор
- Джозеф Стиглиц
— профессор экономики
Колумбийского университета;
лауреат Нобелевской
премии по экономике;
автор книги «Война
ценой в три триллиона
долларов: истинные
издержки иракского
конфликта» (The Three Trillion Dollar War: The True Costs
of the Iraq Conflict))
7.
Инфляция в России за 2005-2008
гг
Инфляция в России за 2005 год составила 10,9%. Об этом говорится в докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По данным Росстата, инфляция превышала 1% в месяц в первые четыре месяца 2005 года, причём в январе она достигала 2,6%. С мая по декабрь размер инфляции ни разу не превысил 1%. В целом уровень инфляции в 2005 году оказался на 0,8% ниже, чем в 2004 году. Продовольственные товары в России в 2005 году подорожали на 9,6% (в декабре - на 1,1%), в том числе без учета плодоовощной продукции цены на продовольствие выросли на 9,1% (выросли в декабре на 0,6%). Непродовольственные товары в 2005 году стали дороже на 6,4% (в декабре - на 0,5%), в том числе бензин в прошлом году подорожал на 15,8% (в декабре - снизился на 0,1%). Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря составила 1349,1 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом ноября его стоимость увеличилась на 2,2% (с начала года - на 10,7%), передаёт «Интерфакс». Тарифы на услуги населению в 2005 году выросли на 21% (в декабре - на 0,8%), жилищно-коммунальные тарифы в 2005 году выросли на 32,7% (в декабре - на 0,3%), тарифы на связь - на 9,1% (0,1%), тарифы на услуги пассажирского транспорта - на 15,8% (3,2%).
За первые полтора месяца 2006 года цены выросли на 3,2%. Это почти полугодовая норма, которую изначально планировало правительство. Прогноз спешно был увеличен до 9%, и в 2006 инфляция составила 9%. Инфляция в 2007 года значительно превысила планируемую правительством на год (в пределах 7,5-8%) и составила 11,9%. В 2008 прогнозировалось правительством 6-6,3%, а получилось 13,6% .
9. Прогноз инфляции на 2009 год
В аппарате правительства
пока что не придумали новых мер
по борьбе с инфляцией и поручили
это Минфину. В министерстве, в свою
очередь, говорят, что главная мера - не
допустить растрату Стабфонда, которой
добивается правительство.
Согласно последним данным статистики,
цены с начала года стремительно растут.
Инфляция в феврале составила 1,7 процента,
с начала года — 4,1 процента, подсчитали
в Росстате. А по отношению к февралю 2008
года цены выросли уже на 13,9 процента.
Такое ускорение может стать главной проблемой
и для граждан, и для бизнеса, и для государства.
Но пока, напомним, представители ЦБ и
минфина называли ориентир по инфляции
на этот год в 13 процентов. Впрочем, официальный
прогноз минэкономразвития все еще не
утвержден правительством. А помощник
президента Аркадий Дворкович недавно
признал, что инфляция может составить
и 15 процентов. Не исключено, что правительство
попытается удержать рост цен на продовольственные
товары, задействовав административные
рычаги, как это было во время прошлогодней
"заморозки", предполагают некоторые
СМИ.3
В аппарате правительства,
впрочем, не драматизируют ситуацию.
"Те меры, которые были приняты в прошлом
году, продолжают действовать", - рассказал
журналистам высокопоставленный сотрудник
аппарата правительства. Он пояснил, что
цены ЖКХ в этом году вырастут не более
чем на 20%, квоты на ввоз импортного мяса
увеличены, так что дорожать оно не должно,
бензин долгое время был "заморожен",
а инвестпрограммы естественных монополий
скорректированы так, чтобы не стимулировать
рост цен. Впрочем, все эти решения были
приняты в прошлом году, и если бы их не
было, то инфляция, по некоторым оценкам,
превысила бы 15% и стала неконтролируемой.
Но в этом году даже с учетом принятых
мер цены растут все быстрее, а новых мер,
по словам источника, в аппарате правительства
пока не придумали. Зато придумали, кто
будет отвечать. "Даны поручения Минфину
и Центробанку, чтобы они приняли исчерпывающие
меры, которые бы не позволяли инфляции
расти такими высокими темпами", - сообщил
сотрудник аппарата.
"У нас эти меры уже были готовы еще
до поручения", - сообщили на это "Известиям"
в Минфине. По словам представителя министерства,
главная мера - не допустить роста расходов
государства, которого добивается аппарат
правительства. Речь, например, идет о
растрате Стабфонда. То есть о новом увеличении
"цены отсечения" нефти, свыше которой
сверхдоходы бюджета перечисляются в
Стабфонд. Если эту цену увеличить, то
бюджет получит дополнительные доходы,
которые будут потрачены внутри страны,
а значит, появится новый стимул для роста
цен.
Кроме того, важнейшей мерой по борьбе
с инфляцией в Минфине считают скорейшее
принятие и жесткое выполнение трехлетнего
финансового плана. Этот документ сейчас
продолжают дорабатывать в аппарате правительства,
и, по словам чиновника из Минфина, его
"выхолащивают", чтобы сделать менее
жестким. Тогда как именно жесткий контроль
за расходами может помочь от роста цен.
Еще одна важнейшая антиинфляционная
мера, по мнению Минфина, - не допустить
снижения НДС до 2008 года. Очевидно, что
предлагаемые меры расходятся с политикой
аппарата правительства. А это значит,
что конфликт между членами кабинета министров
далек от разрешения и единого мнения
о том, как бороться с инфляцией, в ближайшее
время не появится. Цены продолжат расти,
и ближе к осени, как и в прошлом году, этой
проблемой придется заниматься лично
премьеру. Напомним, что именно Владимир
Путин собрал тогда министров и потребовал
от них экстренных мер, которые в итоге
и позволили избежать неконтролируемой
инфляции.4
Министерство
в настоящее время прогнозирует
инфляцию на следующий год в 7-8,5%.
По мнению Набиуллиной, эта цель реальна
и достижима. Основной задачей правительства
является однозначная инфляция.5
В то время как ЦБ прогнозирует 12%. Но поскольку
правительство почти всегда ошибается
в прогнозах инфляции, и в этот раз мы видим
расхождение по прогнозам разных структур
правительства (7-15%), в 2009 году нам следует
ожидать рост инфляции на 18-20%. Огромную
роль на рост инфляции сыграет девальвация
рубля и как эффект от этого, подорожание
импортных товаров, что приведёт к удорожанию
отечественных. Понижающим фактором инфляции
будет снижение доходов населения из-за
возросшей безработицы.