Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время актуальной темой для владельцев компаний стал полный или частичный выход собственников из управления своим бизнесом. Часто этот опыт становится для собственника неудачным: приводит к постоянным конфликтам с наемным менеджером, снижению эффективности, а иногда и потере бизнеса. Для того чтобы передача управления проходила с наименьшими потерями для собственника и давала ожидаемый результат необходимо соблюдать ряд правил, попробуем разобраться каких.

Содержание

1.Проблема «Собственник-управляющий (менеджер)» 3
2.Технология и производство 15
3.Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера 18
Список использованной литературы и источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

отраслевые рынки.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

При этом у собственников так же сохраняется часть ответственности  за принятие решений, которая заключается в:

      • обеспечении капиталом,
      • принятии решений о дополнительных инвестициях,
      • принятии решений о принципах распределения прибыли,
      • делегировании Управляющему всех функций по оперативному и стратегическому управлению и полномочий, необходимых для их реализации,
      • невмешательство в управление деятельностью и развитием компании.

Управляющий в модели управления инвестициями отвечает за:

      • выбор направлений развития компании,
      • выстраивание и изменение деятельности компании в соответствии с изменениями внешней среды,
      • обеспечение достижения компанией финансовых показателей, установленных владельцами,
      • своевременность, полноту и достоверность предоставляемой владельцам информации по результатам деятельности компании,
      • сохранность уровня репутации,  деловых связей и стоимости бизнеса, переданных владельцами в управление.

Ограничения, которые задают собственники наемному менеджеру, находясь в  данной модели, также устанавливаются по двум параметрам (финансовому и маркетинговому), но отличаются от модели управления развитием.  По финансовым параметрам это:

      • эффективность использования предоставленного капитала (например, отдача на предоставленный капитал или вложенные инвестиции) за определенный  период,
      • размер дивидендов,
      • стоимость компании и ее ликвидность,
      • стоимость решений, принимаемых управляющим самостоятельно,  по привлечению кредитов или использованию активов (например, в модели управления инвестициями управляющий должен иметь полномочия по самостоятельному приобретению или продаже части имущества на определенную сумму или определенной стоимости без согласования с собственниками).

По маркетинговым параметрам единственное ограничение, которое собственники должны установить для управляющего и изменения по которому управляющий должен утверждать у собственников- это ограничение по отрасли. Это означает, что управляющий имеет право самостоятельно определять целевую  группу клиентов и номенклатуру товара, а также выбирать каналы ее распределения, но находясь в рамках заданной отрасли. Условно, если в управление передается кондитерская фабрика, то управляющий может производить карамель, печенье, шоколад и пр., строить цеха по выпечке, но не может без утверждения  владельцев перепрофилировать фабрику на производство мебели.

Специфика передачи управления в России

В России, как всегда, своя специфика. Как показала практика приватизации, верхняя граница агентских издержек стремится к 100% от стоимости акций компании. Результатом оппортунистического поведения директоров государственных предприятий (менеджеров) и усилий лиц, заинтересованных в приобретении долей в приватизируемых компаниях, стало то, что последние продавались иногда меньше чем за 1 % от их реальной стоимости. Например, в США стоимость промышленных предприятий оценивается из расчета 100 тыс. долл. на одного занятого, а в России оценка была около 100 долл. на одного занятого. Даже учитывая отличающийся во много раз уровень жизни - разница ошеломляющая. В результате такой приватизации собственник - государство недополучило почти 100% прибыли от продажи своих предприятий. Это хорошо иллюстрируется тем фактом, что доля доходной части бюджета, приходящаяся на прибыль от приватизации, не превышала 4%.

Корпоративное управление в России стоит денег, причем больших. По данным исследования, проведенного в 2002 году компанией McKinsey, премия за корпоративное управление составляет 38% от цены акций российских компаний. Для сравнения: данный показатель составляет 14% для акций американских компаний и 12% - для британских. Влияние такой ситуации на эффективность и финансовый результат работы компаний - без комментариев.

Еще одна особенность российского бизнеса состоит в том, что у нас собственник и менеджер либо изначально являются одним лицом, либо стремятся одним лицом стать. Наемный руководитель стремится упрочить свое положение или стать стратегическим собственником, скупая акции у мелких акционеров-работников предприятия (иногда "сброс" акций сознательно провоцируется невыплатой зарплаты) или у второстепенных "внешних" акционеров.

Вследствие неэффективности системы корпоративного управления собственники стремятся занять руководящие посты в своих компаниях. Как только собственник отходит от управления своей фирмой, она начинает постепенно "отчаливать". Либо прибыль начинает снижаться, а акции дешеветь, либо активы загадочно исчезают и куда-то продаются. Скорость, с которой этот процесс идет, может быть различной, она зависит от структуры предприятия, алгоритма принятия решений и личных отношений, сложившихся между собственником и менеджером. Но направленность развития предприятия в России, недостаточно контролируемого собственником, всегда идет в одном направлении - к смене собственника. В наименее радикальной ситуации у предприятия просто снижаются капитализация и распределяемая прибыль. По результатам исследования инвестиционной компании "Тройка Диалог", потери в капитализации компаний, связанные с неудовлетворительным качеством корпоративного управления, в целом по российскому рынку составили не менее 50 млрд. долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Технология и производство

Производство - процесс по преобразованию ресурсов в блага, прямо или косвенно служащие удовлетворению человеческих потребностей. Результаты производства могут принимать как материальную, так и нематериальную форму.

Любое производство связано с использованием различных ресурсов. Будучи вовлеченными в производство, они принимают форму факторов производства и обычно рассматриваются в виде укрупненных групп: 1) труд как совокупность привлекаемой рабочей силы; 2) капитал, представляющий собой материальную форму всего комплекса средств производства; 3) земля как комплекс природных условий; 4) предпринимательская способность, понимаемая как деятельность по организации производства и контролю за ним.

Каждый конкретный процесс производства требует не только определенного набора факторов, но и некоего соотношения между ними, что выражается в форме технологии. Следовательно, технология - это определенная устойчивая комбинация факторов производства. Развитие технологии позволяет применять новые методы производства для более эффективного использования факторов производства. Хотя проблема эффективности самым непосредственным образом связана с применяемыми технологиями, она не может быть решена без учета цен используемых факторов производства. Поэтому различают технологическую и экономическую эффективность. Технологически эффективным является способ производства, при котором данный объем выпуска достигается при меньшем количестве хотя бы одного из применяемых факторов. Экономически эффективным будет тот технологически эффективный способ производства, при котором альтернативная стоимость вмененных факторов производства для данного объема выпуска будет минимальной.

Производственная функция каждой конкретной фирмы является выражением использованного фирмой уровня достижения науки, техники и технологии. Фирма реализует свою деятельность, оптимизируя выбор входных ресурсов и уровень выпуска продукции по внутренним техническим решениям и рыночным ценам на ресурсы и товары. В краткосрочном периоде капитал можно рассматривать как фиксированный ресурс, в долгосрочном все параметры являются переменными, причем само понятие долгосрочности условно и зависит от многих факторов. Например, в лесной промышленности долгосрочный период может составлять десятки лет, в швейной - несколько месяцев или даже недель. Стоимость услуг капитала определяется капитальным оборудованием, любыми производственными ресурсами, которые, будучи приобретенными, оказывают услуги в течение нескольких производственных периодов. Стоимость таких услуг определяется следующими компонентами:

  • амортизация, то есть истощение ресурсов во времени, в том числе и в зависимости от износа при использовании, обычно определяется за период времени;
  • процентная ставка, которой пренебрег предприниматель, инвестировавший средства в данную покупку, вместо вклада средств в менее рискованное предприятие (активы);
  • премия за риск над безрисковым уровнем процентных ставок как компенсация предпринимателю, вложившему деньги в рискованное предприятие.

Все это и характеризует так называемую нормальную прибыль предпринимателя. При нескольких ресурсах и нескольких продуктах производственная функция значительно усложняется, причем в основе всех изменений лежит технология, отражающая уровень развития научно-технического процесса. Фирма всегда стоит перед необходимостью решения задач двух типов: а) получения статистической эффективности, требующей максимизации прибыли при данной производственной функции и установленных ценах, то есть решения текущих задач; b) оптимизации инвестиций и нововведений, требующей изменений технологий и методов работы, то есть решения перспективных задач. В реальной ситуации всегда существуют фирмы, обладающие существенно различными размерами, техникой, технологией, организацией менеджмента. Ресурсы фирмы могут обладать различной степенью фиксированности – и капитал, и рабочая сила, и земля. Даже капитал обладает условным постоянством, поскольку, например, операции лизинга или продаж недвижимости могут существенно изменить величину капитала в течение короткого времени. Технология может реализоваться как производственный фактор на уровнях как завода, так и фирмы как единого целого. Соответственно экономически эффективный масштаб производства может быть достигнут на заводском или фирменном (межзаводском) уровнях. Для выбора наилучших размеров заводов и фирмы необходимо возможно точнее калькулировать себестоимость с учетом цен и перспектив наиболее рационального развития (поиск наилучшей траектории развития). Возможно разделение фирмы на центры затрат и прибыли. Значительный объем издержек создается накладными (общефирменными) совместными расходами, связанными с распределением ресурсов (услуг) между продуктами, а также менеджментом, созданием инфраструктуры производственного управления, транспортом, рекламой и т. д. Совместные издержки, частично совпадающие с накладными издержками, достаточно трудны в измерении и оценке. Они часто проявляются в многопродуктовом производстве, например, в обслуживании транспортом грузовых и пассажирских перевозок, в многокомпонентном производстве металлов, сплавов и т.д. Обычно накладные расходы достаточно велики в естественных монополиях (коммунальные службы)

 

3.Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера

Дифференциация продукта является неотъемлемой характеристикой отраслевых рынков в условиях господства индивидуализированного массового производства.

Продавая различные варианты одного и того же товара, принимая во внимание различные вкусы потребителей, фирма расширяет свой рынок. Она одновременно усиливает свою способность назначать более высокую резервную цену в обмен на получение потребителями специфических, наиболее предпочтительных свойств продукта, таких, как цвет, размер, дизайн, качество.

В исходной модели монополистической конкуренции типичный потребитель рассматривает все продукты как равнозначно хорошие заменители друг друга. На таком рынке цена выше предельных издержек, разнообразие предлагаемой продукции может быть как слишком большим, так и недостаточным. Свободный вход фирм в отрасль действует в направлении снижения цен у всех фирм.

Модель дифференциации продукта Хотеллинга предполагает, что предпочтения покупателей расположены в географическом пространстве. Потребители предпочитают товары, местонахождение которых ближе к ним. В результате фирмы получают некоторую рыночную власть. Ценовое поведение других фирм оказывает небольшое влияние, если потребители, приобретающие товары одной фирмы, не склонны покупать продукцию других фирм.

В модели Ланкастера дифференциация товара осуществляется посредством набора характеристик. Анализ данной модели при условии повышения цены на один товар при постоянстве других цен выявил эффект дохода, замещение этого товара другими продуктами, изменение диапазона рыночного сегмента.

Существует Несколько моделей дифференциации продукта, в том числе:

• модель «линейного города» (модель Хотеллинга) горизонтальной

дифференциации продукта;

• модель «кругового города» (модель Салопа) горизонтальной дифференциации

продукта;

• модель товара как набора характеристик (модель Ланкастера) горизонтальной

дифференциации продукта;

• модель вертикальной дифференциации продукта Саттона.

Теории пространственной дифференциации показывают, почему она выгодна

фирмам. Однако они слабо отражают процесс выбора характеристик, которые и должны служить отличительной чертой товара фирмы. Но именно этой стороне проблемы дифференциации посвящены теории товара как совокупности характеристик, восходящие к модели Ланкастера. По мнению Ланкастера, потребитель выбирает на рынке не товары сами по себе, а конкретные потребительские характеристики, сосредоточенные в товарах. Сами товары можно анализировать как набор характеристик. Функция полезности потребителя в качестве аргументов включает именно характеристики продукции. При анализе выбора потребителя между характеристиками используются обычные для ординалистского анализа предпосылки - о том, что предпочтения потребителя по отношению к характеристикам устойчивы, о том, что обе рассматриваемые характеристики являются для покупателя благом, о том, что большая интенсивность характеристики предпочтительнее меньшей, и о том, что вдоль кривой безразличия по отношению к характеристикам выполняется закономерность убывания предельной нормы замещения и т. д.

Информация о работе Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера