Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:49, доклад
Научное производство стало самостоятельным, обособленным процессом общественного производства и неотъемлемым элементом процесса общественного воспроизводства. Это область интеллектуальной деятельности, в которой также происходит взаимодействие факторов производства с целью получения специфического продукта, выступающего в идеальной, нематериально-вещественной форме, — это идея, принцип, способ, метод.
1
Продукт научного производства и его потребительская стоимость.
3
2
Стоимостное содержание продукта науки……………......................
4
3
Научное производство в системе общественного производства......
5
Список использованных источников……………………………………..
7
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Бугурусланский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра экономики и управления на предприятии
Доклад
по дисциплине «Макроэкономика»
«Продукт научного производства и его
потребительская стоимость»
Руководитель работы:
_______ Гофман О.С.
«___»________2012 г.
Исполнитель работы:
студентка гр . 2 ФиК
_______ Гоменюк Т.В
«___»________2012 г.
Бугуруслан 2012
Содержание:
1 |
Продукт научного производства
и его потребительская |
3 |
2 |
Стоимостное содержание продукта
науки…………….................... |
4 |
3 |
Научное производство в системе
общественного производства.... |
5 |
Список использованных источников…………………………………….. |
7 |
1 Продукт научного производства и его потребительская стоимость.
Научное производство стало самостоятельным, обособленным процессом общественного производства и неотъемлемым элементом процесса общественного воспроизводства. Это область интеллектуальной деятельности, в которой также происходит взаимодействие факторов производства с целью получения специфического продукта, выступающего в идеальной, нематериально-вещественной форме, — это идея, принцип, способ, метод. Причем в подавляющей своей части он поддается стоимостной оценке и, следовательно, выступает в форме товара.
Как и любой товар, продукт науки обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Однако и в том, и в другом своих свойствах он обладает ярко выраженной спецификой. Рассмотрим особенности потребительной стоимости продукта науки и составляющие компоненты его стоимости.
Специфика продукта науки как потребительной стоимости находит свое проявление в нескольких аспектах.
Во-первых, в процессе потребления
этого продукта его потребительная
стоимость не уничтожается, не исчезает,
как это происходит с материально-вещественными
продуктами, а обогащается путем
наращивания своей потенции, т.е.
наблюдается процесс
Во-вторых, потребительная стоимость
продукта науки может удовлетворять
различные потребности. Этим свойством
обладают и многие материально-вещественные
блага. Однако удовлетворение ими одной
из потребностей автоматически исключает
возможность удовлетворить
Рассмотрим эту
Кроме того, продукт науки как потребительная стоимость участвует в формировании знания инженерно-технического и производственного персонала, осуществляющих эксплуатацию новой техники и технологии или управляющих процессом получения нового продукта.
Наконец, потребительная стоимость научного продукта становится основой либо усовершенствования имеющегося знания, его обогащения, либо выработки принципиально новых идей, либо его отрицания.
Взглянув на окружающий нас мир
вещей, мы не можем не осознать того
факта, что их материальность и реальность
была прежде всего предопределена их
идеей, их нематериальностью. Поэтому
первооснова, первоисточник всего
окружающего нас богатства
2 Стоимостное содержание продукта науки.
Особого внимания заслуживает стоимость, цена продукта науки. В силу уникальности, неповторимости продукта науки весьма проблематичным становится применение теории предельной полезности и производных от нее направлений экономической мысли для объяснения ценности духовного блага. Если речь заходит о продукте науки, выраженном в законе, идее, принципе, способе, то, с точки зрения покупателя, первая его «единица» есть и последняя, ибо все последующие идентичные дополнительные «единицы» немедленно обесцениваются, их ценность становится нулевой, так как они не несут каких-либо дополнительных знаний или информации. Здесь очевидна неприемлемость принципа убывающей предельной полезности.
В равной степени неприемлемым является и принцип предпочтения, так как в каждом отдельном случае должен был бы существовать выбор среди нескольких идей, принципов, моделей, что невероятно. Выбор есть только между тем, что имеется, и тем, что только что появилось — «новинкой», но он неравноценный, ибо никакое дополнительное «старье» не может компенсировать нехватку «новинки».
В связи с этим обоснованию оценки
продукта в большей степени
Обращаясь к стоимости
научной продукции, необходимо подчеркнуть
и ее специфику в сравнении
с материально-вещественными
Во-первых, открытым и очевидным
проявлением стоимости
Во-вторых, другой составляющей стоимости являются не затраты труда на создание научной продукции, а экономия труда как следствие ее воплощения, материализации. Речь идет об экономии и прошлого, и живого труда. Экономия прошлого труда выражается в сокращении расходов сырья и материалов на изготовление уже известных или новых благ, а также в экономии прошлого (овеществленного) труда, связанного с использованием более совершенных средств труда, основного капитала. Экономия живого труда проявляется в сокращении фонда заработной платы.
В-третьих, из создаваемой стоимости работниками в сфере материального производства и услуг необходимо вычленить участие всеобщего и совместного труда. Количественно это трудно реализуемо, хотя ниже мы остановимся на определенном выходе из этого затруднительного положения. В любом случае рост производительности живого труда в производстве не может рассматриваться в качестве заслуги только работников, занятых непосредственно в этом производстве. Это результат синергизма трех составляющих: труда собственно работников производства, совместного и всеобщего труда, т.е. труд работников, занятых непосредственно в производстве, должен рассматриваться как труд «оплодотворенный», обогащенный трудом работников науки и образования, которые формировали их рабочую силу и новые технические параметры используемых ими техники и технологий. В результате рост производительности труда в процессе хозяйственной деятельности выступает как умноженная мультиплицированная производительная сила труда благодаря участию совместного и всеобщего труда.
Следовательно, мультипликационный
эффект живого труда — это эффект
синергизма двух видов живого труда:
всеобщего и совместного, которые
«оживают» в трудовой деятельности
собственно работников, занимающихся
производством товаров и
Итак, стоимость, создаваемая научным трудом (в широком смысле этого слова, с включением образовательной составляющей), складывается из стоимости собственно духовной потребительной стоимости, экономии прошлого и живого труда и стоимости, возникающей из роста производительности труда как проявления синергизма всеобщего, совместного труда и труда работников, занятых в производстве.
3 Научное производство
в системе общественного
Рассмотрев стоимостную сторону научной продукции, обратимся к рассмотрению всеобщего и совместного труда в процессе общественного производства. Приведенный анализ их участия в формировании стоимости создаваемых благ подтверждает реальный производительный характер трудовой деятельности в сфере науки и образования. Результаты деятельности в данных сферах находят материализацию, овеществление в том многообразном мире вещей, который нас окружает. И духовный, идеальный фундамент этих вещей закладывается именно в области науки и образования. Наука участвует в создании будущих прообразов материальных благ, но одновременно с образованием формирует совокупную главную производительную силу, через которую только и могут реализовываться знания и накапливаться опыт.
Поэтому в преддверии наступления технологической революции XXI в. (отдельные признаки которой проявляются в биологии, физике, химии), которая уже сейчас выдвигает на передний план духовное производство,
интеллектуально-культурную составляющую человеческого бытия вместо потребительства и материального благополучия, стоит задача не просто переосмыслить место духовного производства в едином процессе общественного производства, а решить вопрос о приоритетности данной сферы в отношении формирования национального богатства нации, центральным звеном которого становится сам человек. Движение этих двух процессов навстречу друг другу: технологических переворотов и преобразований в образе мышления в направлении социоэкологического не выживания, а самоутверждения человека — это и есть вступление в новую эпоху человеческой цивилизации.
Осознание роли научного производства
в экономической системе
Участие капитала в создании
стоимости, очевидно, должно ограничиваться
нормальной прибылью. Следовательно, любая
экономическая прибыль
Список использованных источников:
1. Печенкин А.А. Обоснование научной теории. Классика и современность. – М.: Наука, 2011 г. ISBN 98-8765-87-876
2. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 2010 г. ISBN 1-7895-456-09
3. Критика постпозитивизма. Методические указания для аспирантов нефилософских специальностей, изучающих марксистско-ленинскую философию. – Новосибирск, НГУ, 2009 г. ISBN 8-1235-854-89
4. Лекторский В.А.
5. Эзер Э. Динамика теорий и фазовые переходы//Вопросы философии. – 2010. – №10. – С.37– 44 ISBN 44-07668-188-009
Информация о работе Продукт научного производства и его потребительская стоимость