Прожиточный минимум и проблема бедности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Прожиточному минимуму посвящен отдельный Федеральный закон N134-ФЗ от 24 октября 1997 года, который так и называется: "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Согласно этому закону, под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)
  1. Прожиточный минимум и проблема бедности.

Прожиточному минимуму посвящен отдельный Федеральный  закон N134-ФЗ от 24 октября 1997 года, который  так и называется: "О прожиточном  минимуме в Российской Федерации". Согласно этому закону, под прожиточным  минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум (П.М.) официально обозначает границу бедности и на его основе, как правило, устанавливается минимальный размер оплаты труда и минимальный размер трудовой пенсии. Размер П.М. различается в зависимости от местных условий проживания (в частности, экономических возможностей, политической линии, национальных традиций, плотности населения, климата и т.д.). Величина прожиточного минимума (ВПМ) определяется по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособных граждан, пенсионеров, детей, а также средняя - в расчете на душу населения. ВПМ устанавливается в целом по России - Правительством РФ, а в субъектах Российской Федерации - их органами исполнительной власти. Определяется она ежеквартально.

Обычно выделяют два  вида П.М.: социальный и жизненный. Жизненный  минимум основан на удовлетворении только главных физических потребностей и основных услуг. Социальный минимум  содержит затраты на минимальные духовные и социальные запросы, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей. Он представляет собой стоимостное выражение совокупности материальных благ и услуг, предназначенных для сохранения приемлемого уровня жизни. Назначение прожиточного минимума:

1. Прожиточный минимум  в целом по Российской Федерации  предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования федерального бюджета.

2. Прожиточный минимум  в субъектах Российской Федерации предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
  • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • формирования бюджетов субъектов РФ

Следует отметить, что  прожиточный минимум в целом  достаточно объективно отражает динамику цен и уровень благосостояния населения. В 2001 году доходы ниже прожиточного минимума имели 39,9 миллиона россиян. Это 27,6 процента населения. В том числе 12,7 миллиона (8,8 процента) имели доходы ниже стоимости минимального набора питания, по сути, жили впроголодь. Так вот, более-менее нормальная по российским меркам жизнь начинается при доходах в 2,5 раза выше величины прожиточного минимума. На современном рынке труда прожиточный минимум, сохранив свое значение, реально служит лишь нижней границей заработной платы. Это обстоятельство сегодня четко оговаривается законодательством многих стран, прямо определяющим минимальный размер оплаты труда и его обязательность для всех работодателей.

Прожиточный минимум  – это экономическое выражение  права человека на жизнь. Государство, не гарантируя людям прожиточного минимума, отрицает его право на жизнь. Умрёшь, мне забот меньше. Хотя, если вы выживете, оно, конечно, не будет возражать – по крайней мере, публично. Таким образом, прожиточный минимум, с одной стороны, является минимальным социальным стандартом (нижней ступенью в системе потребительских бюджетов), а с другой стороны, эффективным инструментом оценки уровня жизни населения.

Бедность – это  социально-экономическое положение  части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей. Бедные – не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления.

Основная масса бедных в России – это семьи трудоспособных, работающих людей и в этом –  особенность российской действительности (причины: низкий уровень заработной платы и ее задержки). Таким образом, на фоне социальной бедности (многодетные и неполные семьи с детьми, семьи с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой зарплаты или задержек с ее выплатой.

По характеру потребления  и размерам личных доходов и расходов могут быть выделены следующие контрастные  группы населения:

  • практически живущие на грани нищеты, их доходы ниже стоимости минимального продуктового набора;
  • бедные, доходы которых ниже прожиточного минимума;
  • малообеспеченные, доходы которых составляют 1-2 ПМ, и обеспеченные с доходами в 2-5 ПМ. В первой подгруппе – скромное питание и скромное (относительно) бытовое потребление, во второй – нормальное воспроизводство затрат труда, кроме того, возможны некоторые оперативные сбережения для приобретения домашних предметов длительного пользования, бытовой техники;
  • состоятельные (доходы – 5-20 ПМ). Для них характерен европейский стандарт потребления: личный транспорт, техника и мебель зарубежного производства, квартиры и дачи в личной собственности. Появляются некоторые возможности расточительного потребления (коллекционирование драгоценностей и антиквариата и т.п.);
  • богатые и сверхбогатые (очень богатые) лица, имеющие доходы в пределах 20-50 ПМ. Основная часть размещения доходов у них – накопления и вложения в капитал. Доля потребительских расходов малозначима. Возможности домашних хозяйств в этой группе населения безграничны;
  • олигархи, имеющие доходы более 100 ПМ. Для них характерно приобретение недвижимости за рубежом, а также вложения в капитал за границей.

Главной задачей в  борьбе с бедностью является восстановление прав человека на минимальные социальные стандарты потребления (тепло, жилье, хлеб, образование, медицину и лекарства, средства коммуникации); минимум зарплаты и трудовой пенсии на уровне ПМ; формирование заработной платы с учетом необходимости содержания детей; ликвидация государственной эксплуатации квалифицированного труда бюджетников посредством монопольно низкой цены их труда; введение минимального стандарта налогового вычета на уровне ПМ работника и его иждивенца; обеспечение доступности для населения товаров широкого потребления и социально значимых услуг. Словом, борьба с бедностью у нашего государства должна стать общегосударственной приоритетной программой, если мы действительно хотим строить социальное, а не либеральное государство.

Рассмотрим следующую  проблему - это величина прожиточного минимума. Сегодня так называемый "прожиточный минимум" сознательно занижается правительственными структурами по отношению к нормальному прожиточному уровню. Сегодня это занижение составляет более чем трёхкратную величину. Не трудно предположить, что власть сознательно создаёт огромные предпосылки к быстрому резкому ухудшению здоровья россиян, скорому их старению и, как следствие, к преждевременной кончине. Об этом свидетельствуют данные об огромной смертности граждан России. Всё это происходит потому, что на уровне правительственных документов закрепляется нищенский уровень их проживания. Таким образом, сама постановка вопроса о "прожиточном минимуме ", сознательно осуществляемая действующей властью, носит для российского общества разрушительный геноцидный характер. Более половины граждан "Великой России " благодаря лживой, бездарной, антинародной политике вынуждены проживать в нищенских условиях.

И первое, что следует  предпринять, это исключить из всех государственных документов, публикаций, выступлений понятие: "минимальный  прожиточный уровень", оскорбляющее человеческое достоинство.

Во-вторых, не отделываться ничтожными подачками в виде мизерных прибавок к зарплате низкооплачиваемых  категорий рабочих и служащих, пенсиям, а обеспечить нормальное проживание граждан России. Для этого у  власти есть огромные средства, постоянно и значительно пополняемые золотовалютные запасы и стабфонд. И это не считая такой гигантский ресурс как абсолютно незаконное олигархическое сверх обогащение, которое сопровождается вывозом капиталов, превосходящим официальные бюджеты страны.

  1. Потребительская корзина: понятие, структура и межстрановые отличия.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов  питания, учитывающий диетологические  ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В  потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Также входит культурный досуг (из расчета 50 рублей в месяц, включен по поручению президента отдельной строкой). Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина разрабатывается для трех основных социально-демографических групп населения", трудоспособное население, пенсионеры, дети; как в целом по России, так и по субъектам федерации.

В целях определения  потребительской корзины разработаны  методические рекомендации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном  минимуме в Российской Федерации":

Постановлением правительства  РФ от 18 февраля 1998 года №214 координация работы по разработке методических рекомендаций по определению потребительской корзины возложена на Министерство труда и социального развития РФ. При определении потребительской корзины должны учитываться природно-климатический условия, национальные традиции и местные особенности потребления соответствующих субъектов

Рекомендации:

1) для основных социально-демографических  групп населения (трудоспособное  население, пенсионеры и дети) в целом по Российской Федерации  с учетом половозрастных особенностей потребления ими продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

2) для основных социально-демографических  групп населения в субъектах  Российской Федерации с учетом  природно-климатических условий,  национальных традиций и местных особенностей потребления ими продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Методические рекомендации обеспечивают единый методологический подход к определению потребительской  корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Также они содержат:

1) принципы и порядок  формирования минимального набора  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека  и обеспечения его жизнедеятельности;

2) подходы к учету  субъектами Российской Федерации при определении потребительской корзины природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

3) примерные минимальные  наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом:

1) научных рекомендаций  по минимальным объемам потребления  и перечню товаров и услуг,  необходимых для сохранения здоровья  человека и обеспечения его  жизнедеятельности;

2) фактического объема  потребления продуктов питания,  непродовольственных товаров и  услуг в малоимущих семьях;

3) социально-экономических  и демографических факторов, характеризующих  уровень доходов населения, состав  и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях;

4) объективных различий  в потреблении продуктов питания,  непродовольственных товаров и  услуг в субъектах Российской Федерации, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

Для определения минимального набора продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг в субъектах  Российской Федерации они распределяются по зонам, сформированным исходя из природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления.

При определении потребительской  корзины продукты питания и непродовольственные  товары, входящие в минимальный набор, объединяются в группы в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

Экспертиза проектов потребительской корзины для  основных социально-демографических  групп населения в субъектах  Российской Федерации (далее - объект экспертизы), проводится в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Цель экспертизы:

1. Комплексная оценка  обоснованности разработанных субъектами  Российской Федерации минимальных  наборов продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг с учетом  природно-климатических условий и национальных традиций, реализация единых подходов к формированию потребительских корзин в регионах;

2. Выявление соответствия  проектов потребительской корзины,  представленных субъектами Российской  Федерации общим принципам и порядку формирования минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также примерным минимальным наборам, предусмотренным Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Работа по экспертизе проектов потребительской корзины проводилась Минтрудом России.

Информация о работе Прожиточный минимум и проблема бедности