Производственный потенциал Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:52, реферат

Краткое описание

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики представляет собой совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства или производства товаров и производства услуг. Он является важнейшим компонентом совокупного экономического потенциала, характеризующим производительные силы страны, реального сектора экономики. Экономикс определяет производственный потенциал как реальный объем продукции (ВНП), который экономика в состоянии произвести при полном использовании имеющихся ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по национальной экономике.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Для устойчивого развития комплекса необходимо техническое  переоснащение и модернизация производственной базы на основе новых технологий, обеспечивающих снижение материало- и энергоемкости строительной продукции на всех этапах инвестиционно-строительного процесса, повышение ее конкурентоспособности. Требуется повышение инновационной и инвестиционной активности, направленной на создание новых архитектурно-конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений, возведение жилых и административных зданий по эффективным проектам, приоритетное развитие эспортоориентированных и импортозамещающих производств, базирующихся на новых экологически чистых технологиях, прежде всего, цемента, стеновых, нерудных и теплоизоляционных строительных материалов и изделий.

Транспортный комплекс Республики Беларусь представлен автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным, трубопроводным, городским  электрическим транспортом. Беларусь располагает достаточно развитыми транспортно-коммуникационными системами (железные и автомобильные дороги, аэродромы, речные порты, трубопроводы). Вместе с тем состояние транспортного потенциала в целом не соответствует требованиям перехода страны к устойчивому развитию.

Замедление инвестиционной активности привело к чрезмерному  износу и моральному старению основных фондов, особенно их активной части. На железнодорожном транспорте требует  замены значительная часть транспортных средств: пассажирских тепловозов, дизель-поездов и электропоездов, а также пассажирских электровозов, обслуживающих скоростную линию Москва-Брест. Наряду с тяговыми средствами, необходимо обновить парки грузовых и пассажирских вагонов, устаревшие системы автоматики, телемеханики и связи, конструкции верхнего строения пути, особенно на наиболее загруженных направлениях, включенных в международные транспортные коридоры.

Недостаток финансовых средств привел к резкому замедлению обновления парка грузовых автомобилей. Около 50% грузовых автомобилей, 80% прицепов и около 60% полуприцепов предприятий Минтранса самортизированы и подлежат списанию.

В критическом состоянии  находится подвижной состав пассажирского  автотранспорта. Несмотря на ряд принятых мер, включая введение сбора на обновление и восстановление подвижного состава, организацию производства отечественных автобусов, около 70% автобусного парка подлежит списанию, что ухудшает качество обслуживания пассажиров и безопасность перевозок, негативно отражается на окружающей среде. Действующая система тарифов обеспечивает покрытие затрат пассажирских предприятий на 30–40%, что снизило возможности приобретения подвижного состава. Несовершенна и система внутриреспубликанского лизинга.

Износ самолетов авиакомпании «Белавиа» ТУ-154Б, ТУ-134, АН-24, ЯК-40 приближается к 90%. Поддержание стареющего парка воздушных судов в исправном состоянии требует значительных средств и постоянного увеличения затрат на техническое обслуживание и капитальный ремонт.

Изношенность транспортных средств, несоответствие их требованиям европейского и мирового уровня являются основным тормозом в повышении эффективности работы транспорта, его конкурентоспособности и представляет серьезную угрозу окружающей среде и безопасности движения.

Отрасль «Связь» обладает современной цифровой инфраструктурой международной и междугородной электросвязи. На телефонных сетях эксплуатируется свыше 4 тыс. км волоконно-оптических линий связи, которые связывают все областные центры и обеспечивают связь с Польшей, Украиной, Россией, Литвой, Латвией и выход на международные магистрали TEL, ITUR, TAE. Общая емкость местных телефонных сетей составляет более 3 млн номеров, 44% из которых электронные и квазиэлектронные. Беларусь занимает лидирующее положение среди стран СНГ по среднему количеству телефонов на 100 жителей – 31,3.

Почтовая связь имеет  одну из самых широких в СНГ  сеть предприятий: на 1 объект почтовой связи приходится 2509 жителей.

Вместе с тем уровень  услуг связи по качеству еще не отвечает международным стандартам. Несмотря на расширение зоны покрытия сотовой связью, количество их абонентов уступает уровню не только европейских стран, но и СНГ. Требуется замена морально и физически устаревших АТС на цифровые, расширение зоны теле- и радиовещания.

Заключение:

Таким образом, важнейшими задачами по повышению эффективного использования производственного потенциала должны стать:

· ускорение процесса обновления основных промышленно-производственных фондов на базе внедрения прогрессивного оборудования, машин и механизмов, в том числе отечественного производства;

· разработка и внедрение  эффективных механизмов привлечения  инвестиций в промышленность в целях  увеличения собственных средств  предприятий, банковских кредитов, иностранных  инвестиций;

· концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, прежде всего, развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

· разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных  на создание и выпуск конкурентоспособной  на мировом рынке продукции;

· проведение сертификации продукции и производства;

· снижение налоговой  нагрузки предприятий и принятие других мер государственного регулирования  по активизации процесса инвестирования основного капитала промышленности.

Реализация намеченных задач позволит нарастить и модернизировать промышленный потенциал Республики Беларусь. Согласно проработкам министерств и концернов, износ активной части основных средств в машиностроении и металлообработке к 2020 г. снизится до 52%, в легкой промышленности – до 38%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. http://w3.economy.gov.by

2. http://www.president.gov.by

3. http://belstat.gov.by

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.Минск, май 2004

 

 

 

 




Информация о работе Производственный потенциал Республики Беларусь