Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 22:25, реферат
Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.
2. Современное положение ПК
3. Проблемы развития и тормозящие факты
4. Программа и тенденции развития: цели, задачи, направления
5. Вопрос об отходах
6. Достижения
7. Заключение
8. Список Литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.
Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:
Добывающая промышленность
К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.
Обрабатывающая промышленность
К обрабатывающей промышленности относятся предприятия машиностроения, предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, местная промышленность, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции, кинопромышленность (киноиндустрия).
Ведущие отрасли промышленности Беларуси:
2)Устойчивое развитие страны во многом определяется созданным производственным потенциалом, его структурой и качеством. Основу производственного потенциала Республики Беларусь составляет промышленность. На ее долю приходится 39,6% основных производственных фондов, на 2390 различных предприятиях трудится 27,3% общей численности занятого в экономике населения и создается около 30% валового внутреннего продукта страны.
Он формирует более 90 процентов объема экспорта и основную сумму валютных поступлений в республику, обеспечивает рабочими местами четверть экономически активного населения страны.
Ведущее
место принадлежит
К числу наиболее актуальных проблем
экономического развития Беларуси относится
отсутствие в стране достаточного количества
собственных топливно-энергетических
ресурсов, обусловливающее высокую зависимость от импортируемых российских ТЭР и существенную энергоемкость ВВП. В частности, по уровню потребления ТЭР на единицу ВВП Беларусь занимает 29-е место среди 132 стран с показателем 543,8 кг условного
топлива (у. т.) на 1000 долларов
ВВП. Хуже ситуация по этому показателю
у стран Африки, ряда государств
СНГ (Узбекистан, Туркменистан, Украина,
Кыргызстан, Казахстан). Одновременно
следует отметить, что, в отличие
от Беларуси, у многих стран Содружества
и БРИК с высокими показателями затрат
ТЭР на единицу ВВП имеются
собственные производства топливно-энергетических
ресурсов. Объемы производства ТЭР
на единицу ВВП в Республике Беларусь
покрывают потребности
В наиболее развитых странах потребление ТЭР на единицу ВВП составляет 60–160 кг у. т., что в 3,4–9,1 раза меньше, чем в Беларуси. Угрозу нашей национальной экономической безопасности несет не только высокая энергоемкость ВВП при низкой обеспеченности собственными топливными ресурсами, нои существенная концентрация потребления страны на одном топливно-энергетическом ресурсе -природном газе, поставляемом из одной страны-поставщика – России. По уровню потребления природного газа на единицу ВВП (0,23 тыс. куб. м/долл.) Республика Беларусь опережает Украину, Казахстан, развитые страны, Китай и лишь немного отстает от Российской Федерации – одного из основных поставщиков данного ресурса в мире (0,26 тыс. куб. м/долл.)
3)Однако техническая база промышленности устарела. На большинстве предприятий она представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V-VI уклады .
Внутренними ограничителями промышленного роста выступают:
Решение указанных проблем
4) Активное проведение индустриально-инновационной политики позволит сократить вдвое разрыв по уровню производительности труда (по добавленной стоимости) от европейских стран. К концу 2020 года выработка по ВДС на 1 занятого в промышленности должна составлять не менее 30 тыс. долларов США (при условии среднегодовых темпов прироста производительности труда в зоне ЕС-27 на 1–1,5 процента).
Достижение такого высокого уровня производительности потребует роста валовой добавленной стоимости в постоянных ценах в 2015 году в 1,6– 1,7 раза к 2010 году, в 2020 году – в 1,4–1,5 раза к 2015 году. В период реализации Программы среднегодовые темпы прироста ВДС в промышленности составят 7–8 процентов (против 4–5 процентов, прогнозируемых в Российской Федерации).
Основными факторами роста валовой добавленной стоимости станут:
снижение материалоемкости промышленной продукции за 2011– 2015 годы на 6–7 процентов к 2010 году, за 2016–2020 годы – на 5–6 процентов к 2015 году;
освоение выпуска наукоемкой продукции;
оптимизация производственных процессов и структуры занятых в промышленности.
Намеченные отраслевые структурные сдвиги в промышленном комплексе обеспечат увеличение доли инновационных высоко-технологичных производств в общем объеме производства с 5 процентов в 2010 году до 15 процентов в 2020 году.
Выпуск высокотехнологичной
Важным фактором промышленного роста станет активизация инвестиционной деятельности на основе селективного подхода. Наращивание инвестиций должно осуществляться темпами, сопоставимыми с ростом валовой добавленной стоимости. Акцент в инвестировании будет сделан на обновлении активной части основных средств, что приведет к снижению ее износа до 45 процентов к 2015 году и до 40 процентов к 2020 году.
Необходимость создания около 400 тысяч
высокопроизводительных рабочих мест,
модернизация большинства традиционных
рабочих мест, достижение запланированного
в Программе роста валовой
добавленной стоимости и
Также для достижения целевых параметров Программы необходимо увеличение оборотных средств промышленных организаций. С учетом ускорения их оборачиваемости в период реализации Программы в 1,3– 1,4 раза, дополнительно потребуется порядка 10–12 млрд.долларов США (в среднем за год оборотные средства должны прирастать на 1–1,2 млрд. долларов США).
Расходы на научное обслуживание (финансирование прикладных разработок, приобретение технологий, развитие базы отраслевой науки) предусматриваются в объеме 6,8 млрд.долларов США, в том числе за 2012–2015 годы – 2,1 млрд.долларов США (2,5 процента от создаваемой в промышленном производстве валовой добавленной стоимости за этот период), за 2016–2020 годы – 4,7 млрд.долларов США (3 процента).
Расходы на обучение и подготовку кадров, в том числе для новых и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест, предполагаются в размере 4,4 млрд.долларов США.
Иные расходы (включая развитие товаропроводящей сети, консалтинговой и лизинговой деятельности, создание логистических центров) составят порядка 7 млрд.долларов США.
В целом на реализацию Программы потребуется порядка 83,2–90,2 млрд.долларов США.
По предварительным расчетам, основными источниками средств на выполнение программы станут собственные средства организаций – до 35–37 процентов, и иностранные источники (прежде всего, прямые иностранные инвестиции) – до 33–35 процентов, а также кредиты банков и прочие источники – 30 процентов.
Средства республиканского бюджета будут направлены, прежде всего, на поддержку на конкурсной основе высокоэффективных проектов в рамках действующих обязательств по субсидированию промышленности в ЕЭП.
Дополнительным источником повышения
эффективности организаций
Приоритетами развития промышленного комплекса определены: