Промышленность на Беларуси в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:48, реферат

Краткое описание

Отраслевая структура промышленности опиралась прежде всего на местное сырье, что обусловило сильнейшее развитие двух отраслей — пищевой и текстильной промышленности. В пищевой промышленности наиболее развитым было винокурение, причем в вотчинных мануфактурах. Это было из-за того, что только дворяне имели право на винокурение на Беларуси. Развитию винокурения способствовали наличие дешевого сырья, рабочей силы и оборудования, а также близость рынка к месту производства — потребителями обычно выступали крестьяне тех вотчин, где было производство.

Вложенные файлы: 1 файл

Seminar_2.docx

— 20.09 Кб (Скачать файл)

Промышленность на Беларуси в п.п. XIX в.

Промышленность: структура и формы организации

Промышленность на Беларуси в п.п. XIX в. была представлена тремя основными формами:

  1. ремесленное производство
  2. мануфактуры (разделение труда + ручной труд)
  3. фабрики (разделение труда + машины)

Общей тенденцией для Беларуси было постепенное падение ремесленного производства с переходом к мануфактуре  и фабрике — происходил промышленный переворот.

Организационно можно  выделить две основные формы промышленности на Беларуси:

  1. Вотчинная промышленность
  2. Новая, капиталистическая промышленность

Вотчинная промышленность располагалась  в помещичьих имениях и базировалась на подневольном труде крепостных крестьян. Проникновение отношений найма  в эту промышленность было крайне ограниченным. Эта промышленность пережила весьма глубокую эволюцию в п.п. XIX в. Помимо традиционных винокурен в имениях создавались суконные, полотняные, стеклянные, чайные, поташные и др. мануфактуры. Так, графу Г. Потемкину в Кричевском графстве принадлежали судоверфь, канатная и парусиновая мануфактуры. С 1797 по 1860 г. число вотчинных мануфактур в Беларуси выросло с 51 до 70, а стоимость их продукции – с 353 до 757 тыс. руб (в 2,1 раза). В конце 1820-х гг. появлились первые панские фабрики, число которых к 1860 г. составило 21, а стоимость продукции – 850 тыс. руб. К 1860-м гг. в помещичьей вотчинной промышленности начался кризис, вызванный общим кризисом крепостничества.

Иной ситуация была в новой  капиталистической промышленности. Она только возникала, но на новых, прогрессивных  началах. Капиталистические отношения, применяемые там, вели к разложению существующего феодально-крепостнического строя. При этом эти предприятия (за небольшими исключениями:  Альбрехтовский стеариново-свечной и мыльный завод, Пинская паровая мельница, Слонимская медеобрабатывающая фабрика) были небольшими. Это объясняется тем, что предприятия нового типа создавались в основном представителями купечества и мещанства, которые в этот период проводили активное первичное накопление капитала.

По своему размеру предприятия  Беларуси в основном были малыми —  с числом работников от 5 до 16 человек, без парового двигателя, со стоимостью производства в год до 1 тыс. рублей. Такие предприятия в 1796 г. составляли 99% от всех, в 1860 г. — 96 %. Всего в 1860 г. в Беларуси было 7,8 тыс. малых капиталистических  предприятий с 23,4 тыс. рабочих и  суммой производства в год в 14,1 млн. рублей. Рядом с этими капиталистическими предприятиями существовали и ремесленные, работавшие прежде всего на заказ.

Отраслевая структура  промышленности опиралась прежде всего  на местное сырье, что обусловило сильнейшее развитие двух отраслей —  пищевой и текстильной промышленности. В пищевой промышленности наиболее развитым было винокурение, причем в вотчинных мануфактурах. Это было из-за того, что только дворяне имели право на винокурение на Беларуси. Развитию винокурения способствовали наличие дешевого сырья, рабочей силы и оборудования, а также близость рынка к месту производства — потребителями обычно выступали крестьяне тех вотчин, где было производство.

В вотчинной пищевой промышленности возникла и такая отрасль, как  сахароделание. Известный сахарозаводчик — Р. Скирмунт, который в 1830 г. основал первый в Беларуси Молодовский сахарный завод (Кобринский повет). В 1860 г. он основал завод этого же профиля в Пинске, который был на свое время наиболее технически развитым, оснащенным в Беларуси.

Преимущественно в вотчинах развивалось и текстильное производство. До 1820-х гг. господствовало производство полотняных, а после — шерстяных тканей. К числу лучших предприятий Беларуси принадлежали Альбертинская суконная фабрика Пусловского, Порецкая суконная фабрика Скирмунта.

Развивались и иных сферы  производства. В мукомольной промышленности были представлены различные сословия и все формы организации производства: ремесленная, мануфактурная, фабричная. В 1796 г. действовали 1184 мукомольных  предприятия с 1400 рабочими, годовым  перемолом 843 тыс. пудов зерна. К 1860 г. их количество достигло 1834, годовой  перемол — 2956 тыс. пудов.

Со второй четверти XIX в. быстро развиваются свечная и мыловарная промышленность. Сырье — жир — на них обычно использовали местное или везли с Украины; продукцию сбывали в Беларуси, Украине, Польше. Здесь особо выделялся Альбрехтовский стеариново-свечной и мыльный завод, который был одним из оснащеннейших предприятий такого типа в мире. Также росла чайная промышленность, но ее расширение носило экстенсивный характер и не сопровождалось техническими новшествами.

Развитие  торговли. Ярмарки

Развитие торговли определяется кризисом ее средневековых форм, возрастанием специализации торговли, появлением нового типа участников рынка, более тесно связанных с производством. Происходил процесс упадка натурального хозяйства и появления капиталистического рынка.

В п.п. XIX в. торговля осуществлялась в основном по водным путям. В 1844 г. по рекам Беларуси было перевезено грузов на 8,8 млн. рублей, а в 1860 — на 18 млн. Особенно рос сплав леса — основного экспортного товара Беларуси. В сер. века только по Березинской водной системе сплавляли в год леса на 750 тыс. руб ежегодно, а по каналу Огинского — на 700 тыс.

Развитию торговли способствовала проводимая русским правительством протекционистская политика, наличие  высоких таможенных пошлин. Но в 1850 г. были отменены таможенные пошлины  между Царством Польским и остальной  Россией, что привело к значительному  упадку торговли на Беларуси. Особенно пострадала крупнейшая в Беларуси Зельвенская ярмарка, годовой оборот которой упал с 1,5 млн. руб. в 1850 до 730 тыс. руб. в 1851.

Важной формой организации  торговли были ярмарки. По их количеству выделялись губернии Минская, Могилевская  и Гродненская. Витебская губерния уступала им по числу ярмарок, но была наравне по обороту на них. Крупнейшими  ярмарками были на востоке Бешенковичская и Гомельская, в центре — Минская, на западе — Приборовская, Зельвенцкая, Свислочская.

Города  и местечки

Города в Беларуси в  составе РИ делились на три категории: губернские, уездные, заштатные. В зависимости  от категории зависел уровень  самоуправления в городе и его  статус. Присоединение Беларуси к  РИ и последовавшие изменения  АТД привели к изменению статуса  ряда городов: Браслав, Брест, Мстиславль, Новогрудок стали уездными городами. Полоцк и Слоним, изначально ставшие губернскими, вскоре стали уездными. Несвиж недолго пробыл уездным городом и вскоре стал заштатным.

Власти РИ боролись с частными городами — особенностью периода  РП, которая затем сохранилась  в Беларуси и в российский период. Эти города принадлежали крупным  помещикам. Они пытались сделать  их важными промышленно-торговыми  центрами, но удалось это только графу Румянцеву в Гомеле. Царские  власти проводили политику выкупа частных  городов у их владельцев. К концу 1830-х только пять городов (Несвиж, Друя, Сенно, Слуцк, Ошмяны) из 43 в Беларуси оставались частновладельческими, а к концу 1850-х выкупили и их.

Местечки в Беларуси играли роль, сходную с ролью городов. От деревень их отличало право на ведение  торговли, ремесло, ярмарочную деятельность; от городов — отсутствие системы  городского самоуправления и городских  прав для жителей местечек. По чертам своей экономической жизни они  напоминали великорусские посады и  слободы. Важным отличием было то, что  большинство местечек были частновладельческими, а панская администрация в  них подменяла собой все системы  городской администрации и самоуправления. Местечки никогда не были административными  центрами, значительно уступали городам  по уровню развития в них промышленности. Вместе с тем их ремесло можно  в общем сравнить с городским, а торговое значение ряда местечек не только не уступало городам, но даже превосходило их (местечки Бешенковичи, Зельва, Приборово, Свислочь, Столбцы, Телеханы).

В городах Беларуси наблюдалось  представительство почти всех сословий феодальной РИ:

Год

Дворяне, %

Духовен-ство, %

Граждане, %

Военные, %

Кресть-яне, %

Разно-чинцы, %

Всего, тыс. чел

1808

7,6

1,5

82,1

1,4

5,4

2,0

191,7

1858

5,9

1,3

74,5

12,3

2,5

3,5

495,8


Граждане = купцы + мещане = основа всей городской жизни. Их права были весьма схожи. Купцы и мещане —  податные сословия, но купцы были более  привелегированы. Они платили вместо подушной подати гильдейские платежи в 1% от объявленного капитала. По реформе 1775 г. они были освобождены (кроме 3 гильдии) от рекрутчины. Мещане платили подушную подать, их забирали в рекруты, они несли ряд иных повинностей (подводная, постойная и др.) — их положение почти не отличалось от такового у крестьян-однодворцев.

Важной особенностью было то, что в Беларуси большинство  населения городов — евреи. По X ревизии 1857 г. среди 2946 купцов Беларуси 2627 (89 %) были евреи. В 1860 г. в Минской губернии им принадлежало 377 из 395 купеческих магазинов; 1249 из 1325 мещанских магазинов. При этом в городах Беларуси в п.п. XIX в. возник и небольшой слой русского населения: чиновничество, офицеры, часть дворянства и отдельные представители купечества.

Строительство дорог и каналов

В п.п. 19 в. на Беларуси было активное строительство дорог и каналов, результатом чего стала более развитая по сравнению с остальной РИ (кроме Польши) система путей сообщения.

С 1817 г. в РИ началось строительство  шоссейных дорог. К 1860-м гг. были построены  шоссе Брест-Варшава (1823 г., 177 верст), Москва-Брест (1849 г., 1000 верст), Витебск-Смоленск (1855, 186 верст), Бобруйское шоссе (Могилев-Бобруйск, 1850, 107 верст), Белорусский тракт (шоссе Петербург-Киев). Эти шоссе имели большое экономическое и еще большее военное значение, позволяя быструю переброску войск.

Одновременно шло развитие системы каналов, которые стали  венами белорусской торговли. В 1799-1804 гг. шла реконструкция и расширение канала Огинского. В середине века по нему ежегодно проходило более 200 судов  и 500 плотов. Также был реконструирован  Королевский канал, который с 1846 г. назывался Днепро-Бугским. Его важное значение отмечали не только торговцы, но и военные — быстрейший путь для русских войск между западным и южным театрами. В 1797-1805 гг. была построена Березинская система, которая связала бассейны Днепра и Западной Двины. В 1824-39 гг. была построена Августовская водная система, самая совершенная технически, связавшая Неман и Вислу. В итоге к 1860-м гг. все речные системы Беларуси были связаны искусственными путями, общая длина судоходных путей в Беларуси достигла 4000 км, а сплавных (по которым могли пройти только плоты) — в два раза больше.


Информация о работе Промышленность на Беларуси в XIX веке