Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:47, реферат
Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время и в нашей стране. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должны помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, как сглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания для регулирования этих циклов, дабы они не оказывали разрушительного воздействия на экономику. Научившись сглаживать экономические циклы, люди сразу же ощутят результат в виде экономического процветания страны и личного благополучия. Макроэкономическое равновесие на практике – скорее удивительная случайность, исключение, подтверждающее правило: рыночная экономика нестабильна.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие, сущность и фазы промышленного цикла.........................................4
2. Экономические кризисы перепроизводства.....................................................8
2.1. Понятие и причины экономического кризиса перепроизводства................8
2.2. Материальная основа кризиса.......................................................................11
3. Влияние политики макроэкономической стабильности на промышленный вид...........................................................................................................................13
Заключение…………………………………………................................……….20
Список литературы…………………………………………………...………….22
3. Теория недопотребления или теория чрезмерных сбережений. Суть этой теории в том, что по каким-то причинам домашние хозяйства начинают больше сберегать своих доходов по сравнению с тем, сколько они сберегали раньше. Т.е. под действием каких-то слухов, например, что скоро курс рубля поднимется до небывалых высот, население страны начинает стремительно «прятать деньги под подушку». И тогда какая-то часть произведенного в данном году ВНП не будет реализована. Чрезмерное сбережение может происходить и вследствие экономической нестабильности в обществе. В итоге предложение выходит за пределы спроса и начинается кризис перепроизводства.
4. Теория перенакопления основного капитала. Когда в рыночной экономике хорошая экономическая конъюнктура, фирмы начинают капитализировать всё большую часть своей прибыли для увеличения и обновления основного капитала. Иными словами, предприниматели стремятся как можно быстрее увеличить масштабы производства, закупают новое оборудование и нанимают более квалифицированных и, соответственно, более дорогостоящих специалистов. Они иногда даже создают резервные производственные мощности, предполагая, что такая экономическая конъюнктура будет длиться долго.
В результате накапливается избыточный основной капитал, и, когда экономическая конъюнктура ухудшается, спрос на товары резко падает и инвестиционная деятельность фирм замедляется. Приходится сокращать персонал, а оставшихся на рабочих местах эксплуатировать «по полной программе». В результате увеличивается безработица, падает спрос на потребительские товары и в экономике начинается кризис перепроизводства.
2.2. Материальная основа кризиса
По критерию продолжительности в экономической литературе различают три типа экономических циклов: большие (длинные волны) - 45-60 лет; средние - 7-13 лет; малые (короткие) - 3-4 года.
Материальной основой
малых циклов является массовое обновление
товаров длительного
Материальной основой средних циклов является массовое обновление основного капитала, в результате чего производство совершенствуется. Однако на каком-то этапе дальнейшее совершенствование производства становится невозможным, на смену старой технической системе приходит иная система, совершенствование которой происходит за несколько средних циклов. Эта техническая система также исчерпывает себя, и наступает новый технологический способ производства, протяженность которого соответствует большому экономическому циклу (длинной волне).
В больших циклах кризисные процессы требуют внедрения базовых нововведений. Это стимулирует не только рост производства, но и структурную перестройку экономики и механизма ее функционирования. Следовательно, большие циклы характеризуются не только расширением рынка, но и созданием новых рынков.
Общепризнано, что между всеми типами экономических циклов существует взаимосвязь. Длинные волны вбирают в себя более короткие циклы. Каждый длинный цикл формируется, прежде всего, в результате взаимодействия научно-технического прогресса с одной стороны и всей системой хозяйства с другой стороны.
И малые, и большие циклы в экономике развитых стран движутся относительно синхронно, образуя мировые циклы. Малые циклы являются органической частью больших циклов. Если они возникли на понижательной фазе больших циклов, то они характеризуются глубиной кризиса, длительностью депрессии, слабостью подъема. Для повышательной фазы больших циклов характерны малые циклы с сильными подъемами и слабыми депрессиями.
3. Влияние политики макроэкономической стабильности на промышленный вид
Макроэкономическую
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.
Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
К функциям, выполняемым государством относятся следующие:
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
Современные неоклассические идеи государственного вмешательства исходят из приоритета денежной политики. Повышенное внимание к ней было вызвано развитием инфляции, которая поставила под угрозу формирование накоплений и прибыли. Наиболее крупным и влиятельным представителем современного монетаризма является лауреат Нобелевской премии американский экономист М.Фридмен. Согласно его теории государственное вмешательство должно быть ограничено денежной сферой, а монетарная политика призвана создать благоприятные условия для экономической активности.
Стабилизационные программы монетаристов включают:
Но для этого необходимо выполнение следующих условий:
Для преодоления стагфляции приемлемы мероприятия, рекомендуемые сторонниками теории экономики предложения. Суть концепции – целенаправленное воздействие на предложение за счёт комплекса мер финансовой и денежной политики по снижению издержек производства, что приводит к понижению инфляционных ожиданий субъектов рынка. Меры по стимулированию предложения включают:
В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.
Государственное финансовое регулирование экономики – это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания.
Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:
а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам;
б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования;
г) из предыдущих условий следуют вытекающие из него: возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран.
Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.