Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:42, доклад
Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
Формы протекционизма:
- оборонительная – осуществляется через таможенную политику государства;
- наступательная – выражается в захвате рынков неэкономическим, военно-политическим путем, формируется экономический колониализм.
Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
Формы протекционизма:
- оборонительная – осуществляется через таможенную политику
государства;
- наступательная – выражается в захвате рынков неэкономическим,
военно-политическим путем, формируется
экономический колониализм.
С одной стороны,
такая политика способствует развитию
национального производства.
В экономической теории
протекционистская доктрина является
противоположной доктрине свободной торговли
- фритредерству, спор между этими двумя
доктринами продолжается со времен Адама
Смита. Сторонники протекционизма критикуют
доктрину свободной торговли с позиций
роста национального производства, занятости
населения и улучшения демографических
показателей. Оппоненты протекционизма
критикуют его с позиций свободы предпринимательства
и защиты прав потребителей.
Возникновение протекционизма датируется экономической наукой XVII в., периодом первоначального накопления капитала, когда он «считался нормальной политикой всякого цивилизованного государства Западной Европы. Исключение составляли только мелкие государства Германии и кантоны Швейцарии— не потому, что им не нравилась эта система, а потому, что на таких небольших территориях ее невозможно было применять».
С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства.
В XVIII в.
протекционизм был
Среди протекционистских мер, которые начали использоваться в то время и использовались более активно позднее, наиболее распространены так называемые покровительственные, или дифференциальные, пошлины, а также система «абсолютного запрещения».
Широко известен Хлебный закон, принятый парламентом Великобритании в 1815 г. для защиты продукции отечественного земледелия. Вместе с тем даже в период возникновения и упрочения протекционистские меры не были лишь юридико-экономическими мерами государства. Активная пространственная экспансия, одним из орудий которой становился протекционизм, обусловливала также его политический характер. «С появлением мануфактуры различные нации начинают конкурировать между собой, вступают в торговую борьбу, которую ведут с помощью войны, покровительственных пошлин и запретительных систем, между тем как прежде народы, поскольку они вступали в сношения друг с другом, вели между собой мирный обмен. Торговля отныне приобретает политическое значение».
Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами (в размере не менее 25-30%) всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать; 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).
Сторонники
протекционизма утверждают, что страны
Европы и Северной Америки смогли
провести свою индустриализацию в XVIII-XIX
вв. и совершить новый промышленный
рывок в середине XX в. (создание "нового
индустриального общества") в
основном благодаря протекционистской
политике. В частности, они указывают,
со ссылками на экономических историков,
что все периоды бурного
В XVII в. существовали многочисленные торговые
и таможенные пошлины и сборы,
которые создавали немалые
Особенно большое
недовольство у отечественного купечества
вызывало преобладание иностранных
торговцев на внутренних рынках, наличие
у них значительных льгот. Лучше
организованное и более богатое
западноевропейское купечество составляло
русским торговцам сильную
В разработке нового торгового законодательства принял активное участие видный государственный деятель и дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, который был активным сторонником политики протекционизма и меркантилизма и хорошо понимал значение развития торговли и промышленности для России.
Благодаря протекционизму поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты
Первым шагом на пути к протекционизму стала Уставная таможенная грамота, принятая в 1653 г. В соответствии с ней прежние дробные таможенные сборы, (мыто, гостиное, мостовое и т.д.) были заменены единой десятой пошлинной. Она составила 10 денег с рубля или 5% с покупной цены товара, причём платили её и продавец и покупатель. Это значительно упрощало всю систему определения и порядок взыскания казённых сборов с купли-продажи и заявленных денежных сумм. Если ранее местные торговцы имели преимущество перед иногородними в размерах пошлин (иногда в двое), то теперь такая практика упразднялась. Перед государством торговцы стали все равны. В пределах европейской части России отменялись многократные взыскания таможенных пошлин, уплатив её единожды, купец освобождался от платы в других районах.
Эти положения нашли подтверждение в Новоторговом уставе 1667 г., где были отражены вопросы внешней торговли, имевшие ярко выраженный протекционистский характер. Иностранные коммерсанты были лишены права беспошлинной торговли. Они платили 6% от цены товаров и 2% при отправлении с пограничного пункта. Им был разрешён торг оптом лишь в Архангельске и порубежных городах. Розничная торговля внутри России иностранцам была запрещена.
Устав рекомендовал
противостоять чужестранным купцам
путём организации
Указанные меры означали
становление не только российской протекционистской
политики, но и переход к формированию
меркантильной системы. В соответствии
с новым внешнеторговым курсом учреждались
высокие пошлины на ввоз, запрещался
или ограничивался вывоз
Покровительственная политика государства
по отношению к отечественным
коммерсантам во второй половине XVII в.
заметно повысила их экономическое
и социально-политическое положение.
Соборное Уложение 1649 г. окончательно
закрепило социально-сословный
В Москве торговое купечество было выделено в группу городских или посадских людей. Те, в свою очередь, делились на гостей, гостиную и суконную сотни и слободу. Самое высшее и почётное место принадлежало гостям, имевшим годовой торговый оборот не менее 20 тыс. руб. В XVII в. их насчитывалось не более 30. Гости были освобождены от уплаты пошлин, они занимали высокие административные и финансовые должности, принимали участие в работе земских соборов. Некоторые становятся дьяками приказов (Назарий Чистой, Алмаз Иванов) и возглавляли таможенные службы в Москве и Архангельске.
Члены гостиной и суконной сотен, их насчитывалось до 400, также пользовались большими привилегиями, но стояли ниже гостей. Они имели самоуправление, их руководство обеспечивали выборные головы и старшины.
Низший разряд купечества представляли жители чёрных сотен и слобод - преимущественно ремесленники, которые являлись непрофессиональными торговцами. Торгуя собственной продукцией, они могли продать её дешевле и, тем самым, составляли конкуренцию профессиональным купцам.
В целом, для XVII в., особенно для второй половины, были характерны некоторые принципиально новые моменты предпринимательства, переход его на качественно новый уровень, связанный с зарождением раннебуржуазных черт. И проявлением был рост мелкотоварного и зарождение крупного мануфактурного производств, углубление и расширение общественного разделения труда, формирование всероссийского рынка, появление нового типа предпринимателя - богатого купца и промышленника, пытающегося сочетать торговую сферу с промышленностью и противостоять иностранному капиталу. Но, не взирая на все эти «ростки буржуазности», предпринимательское сословие России в XVII в. не оформилось в европейское «третье сословие» и она не стала буржуазной страной