Протекциони́зм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:42, доклад

Краткое описание

Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
Формы протекционизма:

- оборонительная – осуществляется через таможенную политику государства;

- наступательная – выражается в захвате рынков неэкономическим, военно-политическим путем, формируется экономический колониализм.

Вложенные файлы: 1 файл

Протекциони́зм.docx

— 24.50 Кб (Скачать файл)

Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

Формы протекционизма: 
 
- оборонительная – осуществляется через таможенную политику государства; 
 
- наступательная – выражается в захвате рынков неэкономическим, военно-политическим путем, формируется экономический колониализм.

С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.  
В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

 

Возникновение протекционизма датируется экономической  наукой XVII в., периодом первоначального накопления капитала, когда он «считался нормальной политикой всякого цивилизованного государства Западной Европы. Исключение составляли только мелкие государства Германии и кантоны Швейцарии— не потому, что им не нравилась эта система, а потому, что на таких небольших территориях ее невозможно было применять».

С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два  разных понятия - протекционизм и  меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами  Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма. Среди экономистов, развивавших данное учение, наиболее известным является Фридрих Лист (Германия). Другие экономисты: Гарри Кэри и Александр Гамильтон (США), Жан-Антуан Шапталь и Шарль Дюпэн (Франция), Адам Мюллер (Германия).

Среди протекционистских мер, которые  начали использоваться в то время  и использовались более активно  позднее, наиболее распространены так  называемые покровительственные, или  дифференциальные, пошлины, а также  система «абсолютного запрещения».

Широко  известен Хлебный закон, принятый парламентом  Великобритании в 1815 г. для защиты продукции отечественного земледелия. Вместе с тем даже в период возникновения и упрочения протекционистские меры не были лишь юридико-экономическими мерами государства. Активная пространственная экспансия, одним из орудий которой становился протекционизм, обусловливала также его политический характер. «С появлением мануфактуры различные нации начинают конкурировать между собой, вступают в торговую борьбу, которую ведут с помощью войны, покровительственных пошлин и запретительных систем, между тем как прежде народы, поскольку они вступали в сношения друг с другом, вели между собой мирный обмен. Торговля отныне приобретает политическое значение».

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая  экономический рост в целом, а  также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что  наибольший эффект достигается: 1) при  единообразии применения импортных  и экспортных пошлин, субсидий и  налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при  повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки  и при полной отмене пошлин на импортируемое  сырье; 3) при сплошном обложении  импортными пошлинами (в размере  не менее 25-30%) всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в  принципе имеет смысл развивать; 4) при отказе от таможенного обложения  импорта товаров, производство которых  невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Сторонники  протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. и совершить новый промышленный рывок в середине XX в. (создание "нового индустриального общества") в  основном благодаря протекционистской  политике. В частности, они указывают, со ссылками на экономических историков, что все периоды бурного промышленного  роста этих стран совпадали с  периодами протекционизма. Кроме  того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и  более быстрому естественному росту  населения.

                                    Протекционизм в России

 

 
В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности  в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения.

Особенно большое  недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных  торговцев на внутренних рынках, наличие  у них значительных льгот. Лучше  организованное и более богатое  западноевропейское купечество составляло русским торговцам сильную конкуренцию. Начиная с 1627 года крупные представители торгового мира в своих коллективных челобитных царю выступали с осуждением практики выдач льготных грамот западноевропейцам и обращали внимание правительства на необходимость защиты их от конкуренции иностранцев, особенно англичан, на русском рынке. Кроме того, они просили упростить и облегчить таможенную систему в стране, которая весьма разнилась в зависимости от местности.

В разработке нового торгового законодательства принял активное участие видный государственный  деятель и дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, который был активным сторонником политики протекционизма и меркантилизма и хорошо понимал значение развития торговли и промышленности для России.

Благодаря протекционизму поддерживается завышенный уровень  цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные  стимулы к техническому прогрессу  в отраслях, огражденных от иностранной  конкуренции. Усиливается нелегальный  ввоз товаров без таможенного  контроля. К тому же ответные меры стран  — торговых партнеров могут нанести  национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер  таможенной защиты

Первым шагом  на пути к протекционизму стала Уставная таможенная грамота, принятая в 1653 г. В  соответствии с ней прежние дробные  таможенные сборы, (мыто, гостиное, мостовое и т.д.) были заменены единой десятой  пошлинной. Она составила 10 денег  с рубля или 5% с покупной цены товара, причём платили её и продавец и покупатель. Это значительно упрощало всю систему определения и порядок взыскания казённых сборов с купли-продажи и заявленных денежных сумм. Если ранее местные торговцы имели преимущество перед иногородними в размерах пошлин (иногда в двое), то теперь такая практика упразднялась. Перед государством торговцы стали все равны. В пределах европейской части России отменялись многократные взыскания таможенных пошлин, уплатив её единожды, купец освобождался от платы в других районах.

Эти положения нашли  подтверждение в Новоторговом уставе 1667 г., где были отражены вопросы  внешней торговли, имевшие ярко выраженный протекционистский характер. Иностранные  коммерсанты были лишены права беспошлинной торговли. Они платили 6% от цены товаров  и 2% при отправлении с пограничного пункта. Им был разрешён торг оптом  лишь в Архангельске и порубежных городах. Розничная торговля внутри России иностранцам была запрещена.

Устав рекомендовал противостоять чужестранным купцам путём организации складничества русских торговых людей, т.е. своего рода компаний с объединенным капиталом. По мнению правительства, такие компании позволят удержать достойные цены на русские товары и оградить русских торговцев от денежных займов у иностранцев. Правительство так же пыталось учредить Приказ купецких дел - как высший орган управления торговлей, но это намерение осталось на бумаге.

Указанные меры означали становление не только российской протекционистской  политики, но и переход к формированию меркантильной системы. В соответствии с новым внешнеторговым курсом учреждались  высокие пошлины на ввоз, запрещался или ограничивался вывоз драгоценных  металлов, поощрялся вывоз товаров  отечественных мануфактур, что способствовало становлению положительного торгового  баланса, накоплению доходных средств в бюджете страны. Рижский купец Д. Родес, посетивший Москву в 1653 г. отмечал: что «все постановления этой страны направлены на коммерцию и на торг; все здесь, от высшего до низшего, только и думают, только и стараются, как бы чем либо нажиться. В этом отношении русская нация гораздо деятельнее всех остальных вместе взятых.»

Покровительственная политика государства  по отношению к отечественным  коммерсантам во второй половине XVII в. заметно повысила их экономическое  и социально-политическое положение. Соборное Уложение 1649 г. окончательно закрепило социально-сословный статус российского купечества в общественной иерархии XVII в.

В Москве торговое купечество было выделено в группу городских  или посадских людей. Те, в свою очередь, делились на гостей, гостиную и суконную сотни и слободу. Самое  высшее и почётное место принадлежало гостям, имевшим годовой торговый оборот не менее 20 тыс. руб. В XVII в. их насчитывалось не более 30. Гости были освобождены от уплаты пошлин, они занимали высокие административные и финансовые должности, принимали участие в работе земских соборов. Некоторые становятся дьяками приказов (Назарий Чистой, Алмаз Иванов) и возглавляли таможенные службы в Москве и Архангельске.

Члены гостиной и  суконной сотен, их насчитывалось до 400, также пользовались большими привилегиями, но стояли ниже гостей. Они имели  самоуправление, их руководство обеспечивали выборные головы и старшины.

Низший разряд купечества представляли жители чёрных сотен и  слобод - преимущественно ремесленники, которые являлись непрофессиональными  торговцами. Торгуя собственной продукцией, они могли продать её дешевле  и, тем самым, составляли конкуренцию  профессиональным купцам.

В целом, для XVII в., особенно для второй половины, были характерны некоторые принципиально новые моменты предпринимательства, переход его на качественно новый уровень, связанный с зарождением раннебуржуазных черт. И проявлением был рост мелкотоварного и зарождение крупного мануфактурного производств, углубление и расширение общественного разделения труда, формирование всероссийского рынка, появление нового типа предпринимателя - богатого купца и промышленника, пытающегося сочетать торговую сферу с промышленностью и противостоять иностранному капиталу. Но, не взирая на все эти «ростки буржуазности», предпринимательское сословие России в XVII в. не оформилось в европейское «третье сословие» и она не стала буржуазной страной 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Протекциони́зм