Процессы стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое планирование представляет собой один из наиболее сложных и неоднозначных методов современного менеджмента. Именно поэтому литературных источниках допускается самое различное толкование сущности стратегического планирования, что приводит к определённым затруднениям в его практическом использовании.
Ниже приведённое определение стратегического планирования отражает попытку автора оценить возможности для практического использования узкого ряда теоретических разработок, смиловавшихся в этой области планирования. Стратегическое планирование-это комплексные решения, принятые руководством предприятия, которые оформляются в виде базовых, частных и локальных( функциональных) стратегий, предназначенных для достижения перспективных целей в соответствии с видением и миссией предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Процессы стратегического планирования на.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

УДК

ПРОЦЕССЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кудрявцев Александр Николаевич,

Дзержинский политехнический  институт( филиал) НГТУ им. Алексеева.

 

В статье рассматриваются процессы стратегического планирования с  учётом особенностей пищевой промышленности. Автор рассматривает основные стратегии, реализуемые пищевыми предприятиями и предлагает поэтапный алгоритм разработки стратегии для использования в практике управления предприятиями.

Ключевые слова: стратегическое планирование, видение, миссия, стратегия, рынок, внешние факторы.

Стратегическое планирование представляет собой один из наиболее сложных и неоднозначных методов  современного менеджмента. Именно поэтому  литературных источниках допускается самое различное толкование сущности стратегического планирования, что приводит к определённым затруднениям в его практическом использовании.

Ниже приведённое определение  стратегического планирования отражает попытку автора оценить возможности  для практического использования  узкого ряда теоретических разработок, смиловавшихся в этой области планирования. Стратегическое планирование-это комплексные решения, принятые руководством предприятия, которые оформляются в виде базовых, частных и локальных( функциональных) стратегий, предназначенных для достижения перспективных целей в соответствии с видением и миссией предприятия.

Многие предприятия начинают осознавать значение стратегического  планирования и пытаются использовать его в своей деятельности, однако эти попытки не  могут быть успешными при отсутствии  сложившегося понимания стратегического планирования как системы. В практической деятельности происходит своеобразная подмена базовых  стратегий развития предприятия  на использование отдельных популярных методов и инструментов стратегического  анализа: матрица БКГ, SWOT- анализ и других.

С чего должен начинаться процесс стратегического планирования? Очевидно, что на первом этапе необходимо определить видение и миссию предприятия. Эти едва замеченные в литературе понятия ( Анискин Ю.А, Павлов А. М. « Планирование и контроллинг»-М.: Омега-Л, 2003. С.52; Ильин А. И. «Планирование на предприятии»-Мн.:Новое знание, 2002. С. 129; Тебекин А. В.«Стратегический менеджмент»-М.: Издательство Юрейт, 2012. С. 91), лежит в основе правильного выбора базовых, частных и локальных стратегий.

Видение- это  идеальный  образ будущего состояния конкретного  бизнеса, либо это обоснование необходимости  самого существования предприятия, либо это указание на социальное назначение и общественное признание компании. Идеальное определение видения  отличается предельно краткими и  ёмкими формулировками, в которых закладывается комплексное понимание будущего состояния предприятия. Существуют, по крайней мере, две формулировки видения, являющиеся классическими: видение компании Г. Форда: « Предоставление людям дешёвого транспорта» и видение компании  У. Диснея: « Делать людей счастливыми».

 В качестве кратких формулировок видения можно привести также следующие примеры:

1)Фирма, выпускающая компьютеры: « осуществлять вклад в развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество».

2)Фирма, оказывающая медицинские услуги: « Продлевать жизнь человека и повышать качество жизни».

Возможны и иные подходы  к пониманию видения. Видение  может рассматриваться как комплекс глобальных задач предприятия на длительных и неопределённых сроках. При  таком понимании всеобщий характер видения значительно сужается и конкретизируется, а само видение  получает другое наименование- стратегическое видение руководства. Например, стратегическое видение руководства коммерческого банка: « В банковской сфере способны выжить только крупные предприятия, поэтому необходимо поглощение мелких банков и увеличение собственного комплекса в несколько раз».

 Следующим ключевым понятием стратегического планирования является миссия предприятия, которую можно определить как концепцию деятельности предприятия на ближайшие 10-15 лет, сформированную на основе видения.

 

 

 

Примеры формулировок видения:

1) Фирма, выпускающая компьютеры: «Расширение возвожностей компьютера и улучшение работы с ним».

2)Фирма, оказывающая медицинские  услуги: «Овладение методами ранней  диагностики по наиболее распространенным  заболеваниям ».

Миссия предприятия  формируется  на основе стратегического видения  руководства; она конкретизирует это  видение на определённом временном  интервале. При этом миссия предприятия, так же как и видение, должны иметь  производный стратегический этап, именуемый  миссией стратегического плана. По мнению автора, миссия стратегического  плана может  содержать следующие  данные: планируемые виды бизнеса, направления  развития производства, методы работы с потребителями и другие. Миссия стратегического плана должна раскрывать( хотя бы частично) способы достижения целей, определённых миссией предприятия.

 Таким образом, каждое  из распространенных ключевых  понятий системы стратегического  планирования взаимосвязано с  другими понятиями, образующими  своеобразную пирамиду, которая  отражена на рис. 1.

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 

 

 



 



 


 



 



 

 


 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 1.Пирамида разработки стратегии на примере хлебокомбината

 Схема, приведённая  на рис. 1., отражает взаимодействие лишь основных понятий, предшествующих выбору стратегии и составляющих содержание стратегического планирования как одного из наиболее сложных инструментов современного менеджмента. Поэтому не удивительно, что в литературных  источниках (2, 4, 6) допускаются самые различные толкования сущности стратегического планирования, что приводит к значительным проблемам при его практическом изменении.

 В это время очевидно, что стратегическое планирование в разных отраслях народного хозяйства, не может носить универсальный характер. Например, особенностями пищевой промышленности, оказывающими  существенное влияние на процессы стратегического планирования, являются: наличие острой конкурентной борьбы во всех формах, высокая чувствительность пищевых предприятий к экономическим, социальным, и другим факторам внешней среды, ярко выраженная сезонность спроса на продукцию и сезонность при поставках некоторых видов сырья, короткий производственный цикл и жёсткие сроки реализации продукции.

Указанные особенности учитываются  в процессах формирования видения  и миссии пищевого предприятия; при  этом предполагается использование  результатов анализа внешних  факторов. В процессах анализа  внешние факторы разделяются  на благоприятные, натуральные и  неблагоприятные, что позволяет  менеджерам оценивать открывающиеся  возможности и возникающие угрозы. На рис. 2. Приведена схема формирования стратегического плана предприятия, учитывающая особенности предприятий  пищевой промышленности.

 


 

 




 
















 

 

Рисунок 2. Схема формирования стратегического плана предприятия

Видение и миссия, сформулированные менеджерами предприятия, позволяют  перейти к следующему этапу стратегического  планирования- выбору базовой стратегии; от правильности таково выбора во многом зависит эффективность бедующей деятельности пищевого предприятия.

  Базовую стратегию можно  рассматривать как одно из возможных направлений реализующим миссию предприятия, наиболее соответствующие состоянию и тенденциям развития внешней среды и базирующимся на сильных сторонах деятельности предприятия. Основным критерием при выборе базовой стратегии является её соответствие миссии предприятия, а также наличие у этого предприятия реальных возможностей и необходимых ресурсов для использования данной стратегии.

   Чаще всего менеджеры пищевых предприятий выбирают стратегию, используя ограниченный перечень базовых стратегий. Рассмотрим базовые стратегии, адаптированные к особенностям предприятий пищевой промышленности:

  1. Развитие рынка; эта стратегия направляет ресурсы предприятия на прямое увеличение ёмкости рынка и (или) на совершенствование методов работы на существующих рынках. Например, частная стратегия расширения границ рынка используется производителями фруктовых соков и молочных коктейлей посредством запуска на рынок ассортиментных новинок. На прямое расширение границ рынка могут рассчитывать, в частности, производства высококачественных колбасных изделий.
  2. Захват рынка; эта стратегия сосредотачивает усилия предприятия на вытеснение конкурентов и на увеличении доли рынка, занимаемой предприятием. Данная стратегия имеет ярко выраженный характер конкурентной борьбы. Частные стратегии позволяют раскрывать приёмы и методы этой борьбы. Например, частную стратегию агрессивного маркетинга используют российские производители пива, активно продвигающие свои бренды.
  3. Совершенствования продукции; эта стратегия направляет усилия предприятия на улучшение товаров: внешний вид, новинка, потребительские свойства, уровень качества. Например, частная стратегия развития и разработки товаров применительно к кондитерской фабрике включает в себя маркетинговые исследования, анализ предпочтений потребителей в целях создания смыслового кондитерского изделия с новыми вкусовыми свойствами.
  4. Совершенствование предприятия; эта стратегия обеспечивает направленность инвестиций на технические и организационные инновации, повышающие эффективность бизнеса. Данная стратегия относится к высококачественным, однако её удачное использование может вывести предприятие в лидеры рынка. Одна из частных стратегий, направленная на совершенствование технологических процессов, может успешно применяться в производстве мороженного, где технологические параметры напрямую влияют на вкусовые качества продукции.
  5. Рост предприятия; эта стратегия предполагает прямое увеличение размеров предприятия посредством присоединения других предприятий. Данная стратегия применяется предприятиями, которые успешно и динамично развиваются, и учредители которых располагают значительными свободными капиталами. Частными стратегиями базовой стратегии являются:

а)  горизонтальная интеграция( крупная пивоваренная компания планирует приобретение и присоединение нескольких небольших пивоваренных заводов) ;

б) вертикальная интеграция (хлебокомбинат планирует приобретение и присоединение мукомольного завода);

в) концентрическая диверсификация(маслосырзавод планирует создание пищевого комбината путём присоединения молочного завода, фабрики мороженного и хлебокомбината);

г)конгломерантная диверсификация (пищекомбинат планирует создание многопрофильного холдинга путём присоединения швейного ателье, фабрики искусственной кожи и кирпичного завода).

  1. Базовая стратегия сокращения предприятия направленного на продолжение действия негативных факторов, угрожающих существованию предприятия. Например, частную стратегию разворота можно рассматривать на примере хлебозавода, менеджмент которого планирует:

а)полную ликвидацию производства пшеничного хлеба и булок;

б) увеличение выпуска и  расширение ассортимента ржаного хлеба;

в) организацию производства печенья по обновлённым рецептурам;

 Выбор и использование  любой из рассмотренных стратегий  должен базироваться на оценки  стратегического положения предприятия.  В качестве одного из методов  такой оценки можно рассмотреть систему координат,  в которой на горизонтальной оси оцениваются сильные и слабые стороны предприятия, а на вертикальной оси- благоприятные и неблагоприятные внешние факторы. В точке пересечения осей сильные и слабые стороны предприятия уравниваются, а благоприятные и неблагоприятные внешние факторы считаются одинаковыми по силе воздействия. В зависимости от соотношения сильных и слабых сторон, а также благоприятных и неблагоприятных внешних факторов можно расположить стратегии в определённых кварталах матрицы (рис. 3).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Базовая стратегия  «Совершенство-вания производства»

 

Стратегия позиционирования

 

Стратегия сегментирования

 

Стратегия агрессивного маркетинга

 

Базовая стратегия  «Совершенствование продукции»

 

Стратегия расширения границ рынка

 

Стратегия «Снятия  сливок»

 

Стратегия снижения издержек

Стратегия разворота

 

Стратегия сохранения потенциала

 

Стратегия передышки

 

Стратегия горизонтальной интеграции

 

Стратегия ликвидации

 

Стратегия отсечения  лишнего

 

Стратегия вертикальной интеграции

 

Стратегия диверсификации

Информация о работе Процессы стратегического планирования