Публичная власть и её уровни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:48, реферат

Краткое описание

Между тем, публичная власть - очень древнее явление. Пожалуй, она появилась уже на заре человеческого общества, т.е. на ее самых ранних стадиях становления и развития. Сегодня публичная власть - разновидность социальной власти, нормативно-институциолизированная, учреждения которой функционируют на конституционно-правовой основе, опираясь на доверие граждан, выраженное на выборах и референдумах, стремясь решать вопросы, которые важны для всех. Можно сказать так: содержание публичной власти определяется общими интересами, тем, что относится к общему благу, что необходимо всем и полезно для всех.

Вложенные файлы: 1 файл

3 курс реферат.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

АНОВПОА «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫМИ ГОРОДАМИ

 

 

 

 

 

 

 

ДИСЦИПЛИНА:

«СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

реферат на тему:

«Публичная власть и её уровни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса

Факультет УКГ

Группа 22

Дубовик В.К.

Проверил:

Д.э.н., профессор

В.И.Голованов 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

Введение.

 

   Привычными  для многих являются такие  понятия, как «социальная власть», «политическая власть», «государственная власть». Популярно понятие «народовластие». Нередко можно прочитать или услышать: «отцовская власть», «неавторитетная власть» или, наоборот, «авторитет власти», «власть денег», «власть вещей», «власть красоты». А вот что значит публичная власть? В ряду приведенных названное понятие выглядит необычным. Как белая ворона среди черных.

   Между  тем, публичная власть - очень  древнее явление. Пожалуй, она появилась уже на заре человеческого общества, т.е. на ее самых ранних стадиях становления и развития. Сегодня публичная власть - разновидность социальной власти, нормативно-институциолизированная, учреждения которой функционируют на конституционно-правовой основе, опираясь на доверие граждан, выраженное на выборах и референдумах, стремясь решать вопросы, которые важны для всех. Можно сказать так: содержание публичной власти определяется общими интересами, тем, что относится к общему благу, что необходимо всем и полезно для всех.

   Публичная власть — многоуровневая система. Если взять Российскую Федерацию, то особенностью ее системы публичной власти является выделение, по меньшей мере, трех уровней: общефедеральной, региональной и местной. Причем, первые два уровня характеризуют как бы «два этажа» государственной власти России, а третий -местное самоуправление.

  Рассмотрим  подробнее, что же представляет собой каждая из этих трех уровней публичной власти.

 

Глава 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВННОЙ ВЛАСТИ.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об  институте президента.

   Исторический экскурс позволяет выяснить, что слово «президент» было известно еще древним римлянам. Согласно их представлениям praesidens - сидящий впереди; тот, кто руководит народным собранием, следит за порядком, предоставляет слово для выступления и т.д. Нетрудно заметить, что в этом качестве председатель всякого представительного органа практически не отличается от президента. Однако ныне, во всяком случае, в государствах западной или прозападной демократии, президент - нечто другое. Президент есть избираемый глава государства в государствах с республиканской формой правления. При этом различаются два основных типа президента.

   В парламентских республиках президент избирается на установленный конституцией срок парламентом или особой коллегией, основу которой составляет парламент. Правительство лишь отчасти зависит от президента. В основном же оно связано волей парламента, перед которым ответственно. Примером парламентской республики может быть Италия, которая имеет парламент, законодательно сильное правительство и слабого президента - главу государства. Такая обстановка не абсолютна: в какой-то конкретной политической ситуации роль президента может возрастать, а позиции правительства могут слабеть из-за его коалиционного характера.

   В президентских республиках президент избирается внепарламентским путем, посредством прямых выборов. Здесь президент является одновременно как главой государства, так и главой правительства. Правительство подчиненно только президенту и никому более. Такая система принята в Аргентине, Бразилии, США и др.

   В так называемых смешанных республиках, например, во Франции, правительство формирует президент, но оно утверждается парламентом, который может выразить ему вотум недоверия.

Если внимательно  вглядеться в историю России, то можно заметить, что все политическое развитие России связано с совершенствованием модели личной власти, олицетворявшей на огромной территории определенный центр, верхушку государственной власти: хан (каган), Великий князь, царь, император, генеральный секретарь и т.д. Характер правления совсем не обязательно бывал деспотичным. История России знает просвещенных и даже либеральных правителей. Но все они оказывались у руля власти без участия масс. Вожди приходили и уходили, а народ безмолвствовал.

   В России институт Президента введен по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 года. Тогда на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?» из 75,1% избирателей, принявших участие во всероссийском референдуме (а это 79 332 636 избирателей из 105 636 000, что составлял электорат России), за нововведение проголосовало 69,8человек. На этой правовой основе началось конституционное конструирование института Президента, как связующего звена высших законодательных и исполнительных органов РСФСР.

   С принятием на общенародном референдуме 12 декабря 1993 года новой Конституции России в правовом статусе Президента произошли изменения. В соответствии со статьями 80-91 Конституции РФ 1993 года Президент РФ - глава государства, и в этом качестве он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

распространяемые  в машиночитаемом виде научно-техническим  центром правовой информации "Система".

  

ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Понятие  парламента. Парламент Парламенту свойственны следующие характерные черты.

   Всякий  парламент наделен государственно-властными  полномочиями, которые закрепляются за ним как прямо, так и опосредованно. Каждый парламент представляет собой собрание государственных деятелей (государственных мужей), которые принимают только коллегиальные решения и несут за них коллективную ответственность. Парламент — выборный представительный орган.       Это означает, что входящие в него члены (все или хотя бы часть) облечены мандатом доверия избирателей: народа в целом или территориальных, сословных общностей.

   Парламент  выполняет функции легализации режима, представительства, рекрутирования и социализации элиты, воздействия на исполнительную власть и контроля за ней. Важное, но не единственное направление деятельности парламента - законотворчество. У парламента могут быть выделены также информационная, коммуникативная и интеграционная функции.

   Структура парламента сложна. Основным ее элементом является сама коллегия депутатов, которая должна быть реально работающей корпорацией. Парламенты могут быть монокамеральными, т.е. состоящими из одной палаты (национальная ассамблея, диван, меджлис, фолькетинг и др.), и бикамеральными, т.е. состоящими из двух палат (конгресс, народное собрание, стортинг, альтинг и т.д.). В структуру парламента входят его руководящие органы (спикеры палат или парламентов), а также его постоянно действующие органы: комитеты, комиссии.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (статья 94), Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания определяют совокупности юридических норм (институтов), содержащихся в Конституции РФ, других законодательных актах, характеризующих его место и роль в системе органов государственной власти.

   В основе порядка образования и деятельности Федерального Собрания лежали следующие принципы: разделение властей, федерализм, многопартийность.

   Конституция РФ (статьи 10, 11) устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом прямо указаны органы, осуществляющие государственную власть в Российской Федерации. Это - Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации. Таким образом, Федеральному Собранию РФ не принадлежит вся полнота государственной власти. Оно олицетворяет лишь одну из ветвей власти - законодательную, т.е. в основе образования и деятельности Федерального Собрания лежит принцип разделения

властей.

   Принцип федерализма проявляется в том, что Федеральное Собрание формируется с учетом особенностей федеративного устройства России. Его двухпалатная структура позволяет достаточно полно и своевременно реагировать на особенности развития Федерации и ее частей, обеспечивать интересы полиэтничной России.

   Многопартийность - один из статусов современного общества, без которого невозможны свобода и демократия. Участие политических партий в формировании и деятельности Федерального Собрания разнообразно. Это — соперничество в предвыборной борьбе за депутатские мандаты, создание партийных фракций, участие в прениях, отстаивание своих позиций и взглядов, голосование в соответствии с установлениями своих партийных органов и др. Таким образом, многопартийность — это принцип, которым также руководствуется Федеральное Собрание.

Федеральное Собрание является постоянно действующим  органом и состоит из двух палат: Федерации и Государственной Думы.

   Совет Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»6 в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

  Государственная Дума. Состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года.

   Из своего  состава Государственная Дума  избирает Председателя и заместителей Председателя, которые ведут заседания Думы и ведают ее внутренним распорядком. Председателем 1-й Государственной Думы в 1993-1995 гг. был И.П.Рыбкин Председателем 11-й

270

и   111-й   Государственной  Думы  (1995-2003гг.)  был  I'.H.  Селезнев. Председателем IV-ой Государственной Думы избран Б.В. Грызлов.

В соответствии со статьей 103 Конституции РФ к ведению  Государственной Думы относятся:

• дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

•  решение  вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

•   назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации;

•   назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

•   назначение на должность и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным  конституционным законом;

• объявление амнистии;

•  выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

   По вопросам  своего ведения Государственная  Дума принимает постановления.

   Конституция  Российской Федерации предусматривает  возможность роспуска Государственной Думы (статья 109).

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каждый народ имеет такое правительство,

какого заслуживает.

Жозеф де Местр

1. Правительство:  общая характеристика. Правительство (от слова править, управлять) может иметь самые различные названия: совет министров, кабинет министров, государственный совет и т.д. Однако везде правительство - это, как правило, коллегиальный орган общей компетенции, который во многом олицетворяет собой главное звено исполнительной власти той или иной страны. В целом же исполнительная власть включает в себя большой круг органов государственной власти, связанных между собой по вертикали и горизонтали.

Место и роль правительства  в системе исполнительной власти, а если взглянуть на проблему с  более широких позиций, - в системе  государственных органов, определяются формой правления, которая в свою очередь определяет особенности партийной системы соответствующей страны, сложившегося баланса властей.

В парламентских республиках и конституционных монархиях правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. В этих странах, отличающихся достаточно развитой и устойчивой партийной системой, правительство обычно состоит из представителей политической партии или коалиции партий, пользующихся поддержкой парламента. Это ведет к тому, что правительство играет в политической жизни ведущую роль, а Премьер-министр по многим позициям оказывается ключевой фигурой.

В президентских республиках правительство (администрация) формируется Президентом как главой государства при непременном участии парламента. Здесь правительство, являясь обычно однопартийным, ответственно перед главой государства, который никому, кроме народа, избравшего его, не подконтролен.

В смешанных республиках Правительство обычно формируется президентом, но оно делит свою ответственность между ним и парламентом. Глава государства формально не входит в исполнительную власть, но, по существу, ее возглавляет.

Информация о работе Публичная власть и её уровни