Пути выхода сельского хозяйства из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Без развитого сельского хозяйства и прогрессивного АПК позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений: стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определённого перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей; придание аграрной реформе основной целевой функции - рост производства; внесение коррективов в социальную политику.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 20.58 Кб (Скачать файл)

Пути выхода сельского  хозяйства из кризиса

  Без развитого сельского хозяйства и прогрессивного АПК позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений: стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определённого перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей; придание аграрной реформе основной целевой функции - рост производства; внесение коррективов в социальную политику. Каждая из этих проблем требует серьёзных мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельскохозяйственного и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды сельскохозяйственного производства. Большинство сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует серьёзной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции.

Перемены, которые могут  обеспечить более высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с принятым Законом "О развитии сельского  хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья и продовольствия, способствующего повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен. На финансирование АПК из бюджета субъектам федераций будут предоставляться субсидии в порядке, определённом правительством. При этом законодательно установлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие нужды. "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" подготовлена Министерством сельского хозяйства РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Такая программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года. Таким образом, впервые появились обязательства федерального правительства на долгосрочную перспективу. В программе определены пять основных разделов; устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель - задачи - количественно измеряемые целевые индикаторы - механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями. Составной частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые программы: "Социальное развитие села до 2010 года", "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг." и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ ведомственные целевые программы.

Наряду с экономической  поддержкой российского товаропроизводителя  в рамках разрешённых ВТО мер  необходимо отменить страновый механизм квотирования импорта продукции. В сложившейся ситуации пока не созданы равные условия для российского сельского хозяйства по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, что создаёт угрозу для продовольственной безопасности страны. Однако при вступлении в ВТО могут быть получены определённые преимущества для АПК: открытие новых рынков для экспортёров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российской экономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта из зарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшение инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Необходимо выявить и  реализовать и другие всесторонние меры по выводу из кризиса АПК:

Создание системы кредитования отрасли, в т. ч. организация льготного  кредитования и функционирования ипотечных  банков;

Создание государственной  системы рыночной информации;

Создание единого рыночного  аграрно-продовольственного пространства в стране путем развития рыночной инфраструктуры;

Государственное регулирование  земельных отношений, рынка земли, обеспечение более эффективного использования сельскохозяйственных угодий, их экологической сохранности;

Прямые субсидии на капитальные  вложения, развитие и поддержание  аграрной науки, консалтинговых организаций, освоение и внедрение новых технологий и техники;

Разработка и внедрение  новых машин и технологий в  сельском хозяйстве открывает широкий  путь для эффективного использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Только создание и освоение новой техники и машинных технологий в сельхозпроизводстве позволит поднять качество и конкурентоспособность  отечественной сельхозпродукции. Для  развития сельского хозяйства и  энергообеспечения требуется государственная  поддержка, особенно при разработке и освоении энерго и ресурсосберегающих агротехнологий.

Возмещение сельхозтоваропроизводителям потерь от стихийных бедствий и других неблагоприятных природно-климатических условий путем страхования имущества, урожая и животных в значительной доле за счет централизованных фондов государства.

Необходимое вмешательство  государства в экономику, в производственный и социальный механизмы сельского  хозяйства требует значительных бюджетных затрат, которые, однако, себя многократно окупают. Они не только повышают доходы сельского хозяйства, но и приносят дополнительные выгоды в цепочке хранения, переработки, транспортировки, торговли и других смежных отраслях, обеспечивают стране продовольственную безопасность.

Заключение

  Существует много особенностей, связанных с самой отраслью сельского хозяйства. Существенной спецификой сельского хозяйства является его самовоспроизводство. Естественные процессы, которые сопровождают сельское хозяйство, имеют достаточную протяженность во времени. Следовательно, кругооборот средств оказывается весьма продолжительным. В сельском хозяйстве поступление доходов в течение года неравномерно. Оценить хозяйственную деятельность и подсчитать результат можно только в конце года.

Зависимость сельскохозяйственного  производства от природных явлений  вызывает необходимость создания на предприятии специальных страховых  и резервных фондов в денежной и натуральной форме. Все работы, которые включаются в технологический  цикл, обязательны к исполнению и имеют четкую временную привязку. Должно быть точное соблюдение всей технологической цепочки. Это обуславливает необходимость концентрации ресурсов и средств к совершенно определенным срокам работ.

В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.

В связи со стратегической важностью сельскохозяйственного  производства необходима государственная  поддержка предприятий аграрной отрасли, включающая финансовые, организационные, правовые меры. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований.

Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие  государства в этом процессе. Необходимо скорейшее осуществление программы  государственной поддержки агропромышленного  комплекса, целевое выделение средств  из государственного бюджета, использование  финансовых источников на местах, привлечение  инвестиций, в том числе и зарубежных. Решению проблем АПК будет  способствовать и объединение усилий центральной власти и регионов в  виде создания фонда развития АПК  за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес - структур от получаемой прибыли в  размере, определяемом администрацией региона. Роль государства заключается  и в социально-экономическом развитии территорий, базирующемся на комплексном  взаимодействии сельскохозяйственных организаций, инвесторов и органов  управления АПК.

Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное  использование материально-технической  и технологической основы производства. В условиях сложного финансового  положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.

Имеющийся природный потенциал  при условии создания надлежащих экономических условий может  способствовать возрождению аграрного  сектора. Однако в огромной степени  это будет зависеть от коренного  пересмотра принципов аграрной политики в сторону обеспечения приоритета этой отрасли экономики и создания надлежащих предпосылок его развития.

 

Литература

1. Апушова, Т.С. Стратегия финансового оздоровления сельскохозяйственной организации [Текст] / Т.С. Апушова // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ: Материалы Международной научно-практической конференции (10 декабря 2007 г). В 3-х частях. - Ч.1. / Отв. ред. Л.А. Тягунова. - Саратов: Издательство "Научная книга", 2008.

2. Апушова, Т.С. Направления финансовой стабилизации функционирования предприятий сельского хозяйства [Текст] / Т.С. Апушова, А.Г. Зеленский // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы I Международной научно-практической конференции (Невинномысск, 26 февраля 2008 г). Сборник в 3 томах. Т.2 - Невинномысск: НИЭУП, 2008.

3. Бандурин Р. Об эквивалентности межотраслевого обмена / Экономист, 2007,№10.

4. Баутин В. "Инновационная деятельность в АПК" // АПК - экономика и управление. - 2005. - №8.

5. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2006, №10.

6. Бунин М. "Инновационные  технологии в сельском хозяйстве  России" // Экономика сельского  хозяйства России. - 2004. №7.

7. Емельянов А. Финансово-экономическое  положение сельского хозяйства:  пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.

8. Иохин В. Я Экономическая теория. Учебник. - М.: Юристъ. 2000.

9. Коваленко Н.Я. Экономика  сельского хозяйства. С основами  аграрных рынков. Курс лекций. - М.: Ассоциация издателей. ТАНДЕМ: Издательство  ЭКМОС, 2002.

10. Кузнецова Э.Р. Роль  и значение инвестиций в сельскохозяйственном  производстве /Экономика АПК Предуралья. Научно - практический журнал, 2007,№6.

11. Мухина Е. Оценка  эффективности государственной  поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.

12. Николаева Т.П. Финансы  предприятия / Московский государственный  университет экономики, статистики  и информатики, М., 2001.

13. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность АПК / Трясцин М.М., и др. - Пермь, 2003.

14. Соловьёва Л.Ю. Региональная  бюджетная поддержка сельского  хозяйства/ АПК: экономика, управление, 2007, №2.

15. Торопов Д. Стратегия  развития сельских территорий / Экономист, 2007,№10.

16. Трушин Ю. Национальный  проект по АПК / Экономист, 2006, №10. Трушин Ю. Современный подход  государства к развитию АПК/  Экономист, 2007,№11.

17. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно - целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.

18. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.

19. Курс экономической  теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров. 2005.

20. Экономика сельского  хозяйства. Под ред. И.А. Минакова. - М.: КолосС, 2004.


Информация о работе Пути выхода сельского хозяйства из кризиса