Пути обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие «экономической безопасности»;
выделить индикаторы экономического состояния страны;
выявить механизм обеспечения экономической безопасности;
рассмотреть основные проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в России.
Объектом исследования является национальная экономическая безопасность России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности…………………………………………………………….6
Глава 2. Проблемы экономической безопасности РФ………………..16
Пути интеграции России в мировую экономику………………16
Виды угроз экономической безопасности России……………..23
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России…..34
Заключение…………………………………………………………………42
Список литературы………………………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.docx

— 77.79 Кб (Скачать файл)

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

Критерий экономической безопасности – это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели :  

  • экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
  • характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
  • характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
  • качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.д.).

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

  • предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
  • предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального "человеческого капитала" и нации как органичной части цивилизованной общности;
  • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

Общую схему обеспечения экономической безопасности можно представить в следующем виде:

1. Национальные интересы; приоритеты, цели, задачи в экономике (стратегические, долгосрочные, краткосрочные).

2. Угрозы и вызовы (внутренние, внешние).

3. Индикаторы (в отличие от показателей обладают сигнальными функциями).

4. Пороговые значения (отделяют опасное состояние экономики от неопасного).

5. Оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с пороговыми значениями.

6. Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности.

7. Организационно-управленческий блок.

Во главу угла ставится система национальных интересов. Национальные интересы – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства .

Бесперспективно подменять национальные интересы другими категориями, будь то приоритеты, задачи и т.п. Именно с национальными интересами связаны угрозы и вызовы. Причем важно классифицировать национальные интересы, а также учитывать интересы страны в широком геополитическом, экономическом и социально-культурном пространстве. Например, в связи с повышением значимости в экономическом развитии углеводородного сырья оказались актуальными национальные интересы России в Арктике.

Угрозы и вызовы могут быть только в контексте национальных интересов страны, ее сохранения и развития. В отличие от показателей индикаторы обладают сигнальными функциями, т.е. они более чувствительны к внутренним и внешним факторам. Далее идут пороговые значения, иными словами, та «красная черта», которая отделяет опасное состояние экономики от неопасного. За ним следует уже оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с их пороговым значением.

Следующий шаг – формирование концепции национальной безопасности и более конкретного ее проявления – стратегии. Отдельно стоит организационно-управленческий блок. Этот блок «отвечает» за креативное, творчески активное отношение к объекту анализа, в том числе за оценку состояния экономики с позиций безопасности, которая является универсальной категорией и занимает особое место среди других категорий (эффективности, устойчивости, конкурентоспособности, приоритетов, целей, задач и др.).

Стратегия безопасности – основа долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны, а не наоборот. На наш взгляд, долгосрочную стратегию нельзя сформировать без определения национальных интересов страны. Именно они выражают субстанцию сущности страны, суверенитет и основные ее характеристики в мировом геополитическом пространстве.

 

Глава 2. Проблемы экономической безопасности РФ

2.1 Пути  интеграции России в мировую  экономику

Можно согласиться с оценками известного американского экономиста Туроу в том, что «сегодня Россия находится на полпути между рыночной и плановой экономикой, причем ни одна из них не работает ».

Экономический результат реформирования – падение доли России в мировом ВВП до 2,4% и переход с 3-го места, которое занимала Россия в составе СССР (после США и Японии и делила его с ФРГ) на 15-е. До 1,3%, т.е. примерно вдвое сократился удельный вес России и в мировом экспорте по сравнению с доперестроечным периодом.

В результате на мировых рынках наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий составляет 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии – 30% этих рынков. Особенно опасно отставание в таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось еще в прошлые десятилетия, в том числе из-за существовавшего разрыва между гражданским и военно-промышленным секторами экономики.

Общее экономическое ослабление России многие западные эксперты объясняют неэффективностью экономических реформ и чрезмерным открытием экономики внешней конкуренции. Другие подчеркивают, что виноват не «либерализм, а установившаяся в стране экономика разграбления» . Особенно критическим подходом отличаются оценки французских экономистов. Профессор Бранде (Парижский университет Дофин) пишет: «В России было продано все, что можно было продать, и в результате при отсутствии средств для инвестиций огромные суммы денег оказались на индивидуальных счетах швейцарских и кипрских банков

 

Промышленный потенциал страны практически был уничтожен, а объем промышленного производства снижался на 10% в год ».

Российская экономика в настоящее время остается в значительной степени реформируемой, переходной, не закончившей трансформацию в какое-либо конкретное состояние. Она сочетает в себе элементы старой и новой систем. Если по доле негосударственных хозяйствующих субъектов российская экономика может считаться вполне рыночной, то по эффективности их деятельности и уровню конкурентоспособности – нет. Кроме того, более половины российских фирм вообще являются фиктивными и зачастую связаны с незаконной деятельностью.

В России сохраняется неэффективная структура общественного производства – преобладание топливно-энергетических и сырьевых отраслей и низкий удельный вес продукции машиностроения и современных высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Слабой является финансово-кредитная вообще и, банковская система, в частности, что ограничивает инвестирование производства. Внутренние параметры во многом определяют внешние: Россия на мировых рынках остается поставщиком сырья и импортером готовой продукции, в том числе различных видов современной техники и продовольствия.

Участие России в международных экономических отношениях пока незначительно. Доля России в населении мира – 2,5%, в мировых природных ресурсах – 30%, в мировом экспорте – 1,74 % (причем в мировом экспорте высокотехнологичных товаров – 0,7%), в мировом импорте – 0,73%. Следовательно, Россия слабо вовлечена в глобальные процессы, что связано как с наследием прошлого, так и со слабостями ее настоящего положения.

В то же время, значение мирового рынка для экономики России огромно. Так, в 2002 г. экспорт составил 133,7 млрд. долл., а импорт – 57,4 млрд. долл.

 

Текущее состояние экономической безопасности России характеризует таблица 1.1:

 

Таблица 1.1

Текущие показатели экономической безопасности РФ

№ п/п

Показатели

Пороговое значение

Фактическое состояние

Соотношение фактического и порогового значения

Оценка

1

Объем валового

внутреннего продукта:

в целом от среднего

по «семерке»

на душу населения

от среднего

по «семерке»

на душу населения

от среднемирового

 

 

 

75%

 

 

50%

 

100%

 

 

 

29%

 

 

19%

 

25%

 

 

 

0,39

 

 

0,38

 

0,25

опасно

2

Доля в промышленном

производстве

обрабатывающей

промышленности

70%

50%

0,71

опасно

3

Доля в машинном

производстве

машиностроения

20%

15%

0,75

опасно

4

Объем инвестиций в %

к ВВП

25%

13%

0,6

опасно

5

Расходы на научные

исследования в % к ВВП

2%

0,5%

0,25

опасно

6

Доля новых видов продукции в объеме

 выпускаемой продукции 

6%

2,6%

0,43

опасно

7

Доля среди населения

людей, имеющих доходы

ниже прожиточного

минимума (2004 г.)

7%

20%

0,29

опасно


 

 

8

Продолжительность

жизни населения

70 лет

64 года

0,91

опасно

9

Разрыв между доходами

10 самых

высокодоходных групп

населения

и 10% самых

низкодоходных групп

8 раз

12,9

0,62

опасно

10

Уровень преступности

(количество преступлений

на 100 тыс. населения)

5 тыс.

6 тыс.

0,83

опасно

11

Уровень безработицы

по методологии МОТ

7%

9,2%

0,76

опасно

12

Уровень инфляции за год

(2004 г.)

20%

6%

1,25

опасно

13

Объем внутреннего долга в %

к ВВП за сопоставимый

период времени

30%

33%

0,9

опасно

14

Текущая потребность в

обслуживании и

погашении

внутреннего долга в %

к налоговым

поступлениям бюджета

25%

>100%

0,25

опасно

15

Объем внешнего долга

в % к ВВП

25%

31%

0,8

опасно

16

Доля внешних

заимствований в

покрытии дефицита

бюджета (2004 г.)

30%

45%

0,66

опасно

17

Дефицит бюджета

в % к ВВП (2004 г.)

5%

4,2%

1,2

опасно

Информация о работе Пути обеспечения экономической безопасности России