Пути поддержки депрессивных регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 18:00, доклад

Краткое описание

Следует отметить, что, когда депрессия становится общерегио­нальной и общехозяйственной, традиционная трактовка лишает­ся смысла: ее пришлось бы распространить на все производствен­но-хозяйственные структуры и все регионы и, следовательно, выхолостить ее специфическое содержание. В этих условиях деп­рессивными следует считать территории, в пределах которых не­гативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т.п.) более высокие, чем общероссийские. Степень же такого превышения является показателем остроты проблемы и определяет одновременно приоритетность ее решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Пути поддержки депрессивных регионов.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Пути поддержки депрессивных регионов

Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная  база перешла в фазу устойчивого  спада, исключающего возникновение  новых стимулов развития.

Следует отметить, что, когда депрессия становится общерегио­нальной и общехозяйственной, традиционная трактовка лишает­ся смысла: ее пришлось бы распространить на все производствен­но-хозяйственные структуры и все регионы и, следовательно, выхолостить ее специфическое содержание. В этих условиях деп­рессивными следует считать территории, в пределах которых не­гативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т.п.) более высокие, чем общероссийские. Степень же такого превышения является показателем остроты проблемы и определяет одновременно приоритетность ее решения.

Депрессивными территориями в регионе следует  считать ком­пактные образования (например, населенные пункты), которые  являются точками напряжений. Число  таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (рай­оны Крайнего Севера, районы национально-этнических конфлик­тов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедлен­ных регулятивных мер противодействия.

Современная система государственного регулирования  разви­тия регионов зачастую не содержит необходимых корректирую­щих воздействий, направленных на выход регионов из депрессив­ного состояния.

Поддержка депрессивных регионов основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селек­тивность политики государственной поддержки регионов, адрес­ность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.

Обоснованность  выбора объекта помощи базируется на всесто­роннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наи­более острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии пред­ставляют собой краткую системную характеристику варианта со­стояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инст­рументария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий.

Каждый  из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика из­менения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму воз­можность санации депрессивных территорий.

Селективность (избирательность) государственной поддержки регионов связана со множеством регионов и предприятий, требу­ющих поддержки, а также с дефицитностью регионального бюд­жета.

Объектами особой приоритетной поддержки в  условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, при-родно-ресурсного и экологического характера должна стать отно­сительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пунк­ты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация ано­мально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно. В производственно-хозяйственной сфере к числу таких структур в первую очередь относятся предприятия-банкроты; в региональ­ных системах таковыми являются депрессивные территории, т.е. пространственно-локальные образования, в которых по эко­номическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, ста­ло быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разреше­ние кризисных ситуаций.

В то же время  в отличие от обанкротившихся  предприятий территории как совокупности социально-экономического, при-родно-ресурсного, экологического, культурно-исторического  по­тенциалов общества, как неотъемлемые составляющие единого государства не могут, естественно, обрекаться на ликвидацию, на механическое прекращение их функций.

Сам факт существования  депрессивных территорий делает невозможной  реализацию в их пределах конституционных  прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает безусловная необходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном и местных уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напря­жений.

Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер  по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного  территориального образования.

Идеология санации депрессивных территорий в  переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточ­ности ресурсов для общего и относительно равномерного подъе­ма территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском спе­циально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремаль­ных точек и таких системных механизмов.

Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков после закрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов, например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в част­ности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок ак­тивизации хозяйственной деятельности, организацию самодея­тельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т.д.

Набор, последовательность и целевая  ориентация мероприя­тий по санации  в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной про­граммы.

Определяющим элементом в выборе вариантов санации де­прессивных  территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать:

временная консервация депрессивного  состояния (средства внешней по отношению к данной территории поддержки препятствуют дальнейшей деструкции, не устраняя, одна­ко, ее причин);

реструктуризация (трансформация  экономического потен­циала, социальная разгрузка территории, устранение при­чин  экологических катастроф и т.д.);

тотальная санация, т.е. полный вывод из зоны депрессии промышленных объектов, переселение из нее жителей.

До настоящего времени тотальная  санация проводилась ис­ключительно вследствие чрезвычайных ситуаций, но в перспек­тиве она может стать  одним из типичных способов решения про­блемы.

Различия вариантов санации  обусловлены не только пресле­дуемой  при этом конечной целью, но и содержательной направленностью регулятивных действий по санации региона, их длительностью  и др. Так, санация может ориентироваться  на со­держательные действия по стимулированию, активизации извне экономического и социального потенциала территории, по сня­тию ограничений саморазвития и т.д. Тем самым делается попытка устранить основную причину депрессивного состояния: отсутствие стимулов нормальной воспроизводственной деятельности. В данном варианте могут быть использованы приемы установле­ния особых правовых режимов хозяйствования: предоставление налоговых льгот и каникул, условий наибольшего благоприятство­вания, поддержки отдельных его форм (например, фермерских хозяйств) и т.д. Применимы и самые различные способы активи­зации населения — от создания новых рабочих мест до измене­ния форм собственности.

Механизмы проведения санации депрессивных территорий охватывают действия федеральных, субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решению про­блем региона. Практически каждое частное действие по сана­ции депрессивных территорий уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательно совершенный) механизм реализации.

Средствами (путями) санации региона  являются: действия органов власти по социальной защите населения; мероприятия  по банкротству предприятий; регулирование  миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка  отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упо­рядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.

Система механизмов санации депрессивных территорий в со­временных кризисных, переходных, нестабильных условиях ста­нет работоспособной только при опоре на совокупность следую­щих принципов:

целевая ориентация. Ни один механизм не должен быть индифферентным по отношению  к предмету регулирования; в нем  необходимо учитывать реалии и неукоснительно обеспечивать именно конечные результаты санации депрессивных территорий;

системность воздействия. Механизмы  проведения санации следует конструировать так, чтобы они проявлялись во всех аспек­тах санации одновременно; из них надлежит исключать противо­действующие и нестыкуемые компоненты;

многоуровневая поддержка. Механизмы  санации должны быть встроены в политику федеральных, субфедеральных и ме­стных органов власти; следует выделять зоны совместных дей­ствий и зоны исключительной компетенции;

концентрация ресурсов. В механизмах санации необходимо предусматривать  аккумулирование и возможное  перераспре­деление ресурсов, поступающих  по различным каналам;

упреждающие действия. Механизмы санации призваны ра­ботать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно не столько гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения, сколько заранее создавать организационно-правовые и иные пре­грады на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастро­фические;

операциональность. Все предлагаемые меры должны укла­дываться в действующую систему процедур, решений и т.д.;

реальность. Все предусмотренные программой санации ме­роприятия необходимо осуществить; лучше отказаться от эффек­тного  намерения, чем получить хотя бы один неудачный резуль­тат, способный ухудшить ситуацию;

контролируемость. Все действия следует проводить  в режи­ме, позволяющем проверить  их реализацию и, главное, соответ­ствие  полученных результатов целям санации;

гласность. Депрессивные территории, особенно в  период их санации, суть зоны аномально высоких социальных напряжений; первой гарантией успеха санации нужно считать объективное ос­вещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий всех воз­никающих вопросов, оповещение о каждом (удачном и неудачном) шаге санации, особенно в части использования средств.


Информация о работе Пути поддержки депрессивных регионов