Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономического районирования России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона ;
- рассмотреть экономическое районирование как метод управления региональным развитием ;
- изучить основные этапы и виды экономического районирования России ;
- выявить пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования.
Введение
1. Значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона. Экономическое районирование как метод управления региональным развитием………………….
2. Основные этапы и виды экономического районирования России. Современное экономическое районирование………………………………………..
3. Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования……………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы …
IV этап (1965–1985 гг.). В этот период власти
стремились обеспечить сочетание отраслевого
и территориального развития. Понятие
ТПК вошло в директивные документы (1971).
Более того, ТПК получили признание как
прогрессивная форма организации хозяйства.
В плане одиннадцатой пятилетки (1971–1975)
впервые были сформулированы задачи по
двенадцати комплексам. При разработке
плана двенадцатой пятилетки (1976–1980) были
утверждены показатели по восьми формируемым
комплексам. Именно тогда сочетание теорий
территориально-
V этап (1986–1991 гг.) – этап «перестройки». Предполагались дальнейшее укрепление централизованного планирования и управления путем уточнения функций и прав центральных экономических органов, разгрузка их от текущих вопросов и концентрация внимания на стратегических народнохозяйственных проблемах (в том числе региональных). Предусматривался переходный период реализации программы перестройки системы управления экономикой, во время которого должны были согласованно функционировать элементы как сложившегося, так и нового хозяйственного механизма.
Однако все намечаемые меры по перестройке управления народным хозяйством, включая региональный аспект, остались невыполненными. Наметился развал СССР, в состав которого Россия (РСФСР) входила как одна из союзных республик с 1922 по 1991 г. В 1991 г. в разрушенном едином экономическом пространстве хозяйственные связи оказались разорванными и обвал экономики возникших 15 новых государств стал неминуем.
Происходящие трансформации экономической и политической систем обусловили своеобразие и драматизм региональных проблем. Наибольшее влияние, как отмечает акад. А. Г. Гранберг, оказали 5 переходных процессов:
- формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;
- демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием;
- открытие национальной экономики для внешнего рынка;
- длительный экономический кризис;
- изменения государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений центра и регионов.
Таким образом, в 1990-е гг. административно-
Рис. 1 Административно-
По госплановской таксонометрической сетке, принятой в 1963 г., на начало 2000 г. сохранилось 11 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и один анклавный район – Калининградская область (в СССР было 19), включающих 89 законодательно равноправных субъектов. При этом наблюдается один парадокс территориального государственного устройства: 9 автономных округов (кроме Чукотского) входят в более крупные территориальные единицы.
Но в соответствии с Конституцией Российской Федерации и территориальная часть (автономный округ), и целая территория (край, область) являются равноправными субъектами Федерации. Таким образом, следует отметить, что такое деление далеко от оптимального.
Указами Президента Российской
Федерации N 849 от 13.05.2000 г. «О полномочном представителе
Президента в Российской Федерации в федеральном
округе» и N 1149 от 21.06.2000 г. «Вопросы обеспечения
деятельности полномочного представителя
Президента Российской Федерации» были
созданы новые единицы административно-
Экономический район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами.
Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.
Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.
Выделяются следующие основные принципы
районирования:
- Экономический принцип,
рассматривающий район как специализированную
часть единого народнохозяйственного
комплекса страны с определенным составом
вспомогательных и обслуживающих производств.
Согласно этому принципу специализацию
района должны определить такие отрасли,
в которых затраты труда, средств на производство
продукции и ее доставку потребителю по
сравнению с другими районами будут наименьшими.
Экономическая эффективность специализации
района должна осуществляться как с точки
зрения установления наиболее целесообразного
территориального разделения труда в
масштабе всей страны, так и с точки зрения
наиболее производительного использования
имеющихся ресурсов района.
- Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения
района, его исторически сложившейся особенности
труда и быта.
- Административный, определяющий единство экономического
районирования и территориального политико-административного
устройства страны, создающий условия
для эффективного самостоятельного развития
районов и укрепления их роли в территориальном
разделении труда России.
Эти принципы
являются основополагающими для современной
теории и практики экономического районирования
России. В современных условиях выделение
крупных экономических районов диктуется
развитием научно-технического прогресса.
Контуры границ экономических районов
определяются ареалом размещения отраслей
рыночной специализации и важнейших вспомогательных
производств, связанных с отраслями рыночной
специализации технологическими поставками
сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией
производств. К районообразующим факторам
современных экономических районов можно
отнести наличие крупных месторождений
полезных ископаемых, высокую плотность
населения и накопленный им трудовой опыт
и т.д.
Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.
Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы).
Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.
Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.
Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало - Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.
В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально- Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.
В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:
Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.
Оборонно-промышленные –
Многоотраслевые и
В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.
Для улучшения финансирования регионов
создаются рыночные инфраструктуры –
фонды жилья, пенсионные фонды, страховые
фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации
на координирование решения важнейшей
задачи: реализацию программ развития
макро регионов, создание фондов, повышение
эффективности территориального разделения
труда, развитие производства с учетом
приватизации, внедрение новых технологий,
расширение фермерских и подсобных хозяйств,
разработку региональных программ возрождения
сел, развитие малых городов, охрану окружающей
среды, развитие связей с другими регионами.
3. Пути совершенствования территориального
разделения труда и экономического районирования
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.