Пути увеличения прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Прибыль предприятия……………………………………………………4
1.1. Понятие прибыль. Функции прибыли……………………………4
1.2. Основные виды прибыли………………………………………….5
1.3. Источники прибыли ……………………………………………....7
1.4. Пути увеличения прибыли………………………………………..9
1.4.1. Основные направления снижения издержек предприятия в условиях рыночной экономики………………………………..9
1.4.2. Пути повышения рентабельности производства……….12
2. Инновационная деятельность предприятия как источник
повышения прибыли……………………………………………………….15
2.1. Понятие «инновация»…………………………………………………15
2.2. Разработка «нового продукта»…………………………………….….18
2.2.1.Понятие «нового продукта»……………………………....18
2.2.2.Этапы выведения нового продукта на рынок. …………..19
2.2.3.Этап генерации идей………………………………………20
2.2.4.Этап отбора идей…………………………………………..22
2.2.5.Этап разработки замысла и его проверки……………..…23
2.2.6.Этап экономического анализа………………………….....25
2.2.7.Этап разработки товара…………………………………...25
2.2.8.Этап пробного маркетинга………………………………..26
2.2.9.Этап коммерческой реализации товара………………….29
Заключение ………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………...…33

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

     Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный  процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

     Следовательно,   научно-технические   инновации  должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

     В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что  вполне объяснимо.  Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

     Любые изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

     Современные компании воспринимают инновации как  средство увеличения прибыли и завоевания более широкого  сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения  конкурентоспособности в мире. Инновации создают стоимость и материальные богатства, опираясь   на некую форму изменений (в любой области – технологии,  материалов, цен, услуг, демографии или даже геополитики),  формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и использованию “зрелых рынков”. Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой  производительности и прибыли.

     Производственные  организации, в свою очередь, также  пришли к пониманию необходимости  осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций

     Именно  инновации объясняют причину, по которой уровень отдачи от инвестиций в США, странах Западной Европы и  Японии был  значительно выше во второй, а не первой половине XX в.    Тенденция к росту прибыли  тесно связана с развитием  интеллектуальноемких производств, в которых важны ресурсы человеческого капитала, навыки, дорогостоящие информационные секреты и ноу-хау.

     2.2. Разработка «нового  продукта».

     2.2.1.Понятие «нового продукта».

     Товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту, обычно называют новым продуктом. Простые усовершенствования существующих изделий сюда не входят. Новые изделия могут быть или принципиально новым продуктом или комбинацией новых приспособлений, механизмов, без изменения самого продукта.

     Основными этапами осуществления процесса инновации являются:

  1. Нахождение нового технического решения задачи - создание изобретения;
  2. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);
  3. Налаживание серийного производства продукции;
  4. Параллельная подготовка и организация сбыта;
  5. Внедрение нового товара на рынок;
  6. Закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта.

     Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. У них наблюдается особо тесное взаимодействие службы НИОКР со службой маркетинга.

     Подразделения НИОКР становятся трансформаторами  идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового изделия с целью их оптимизации.

     2.2.2.Этапы выведения нового продукта на рынок.

     В ходе инновационного процесса на предприятии  появляются новые потенциальные  возможности. Предприятие оценивает их, устраняет наименее привлекательные, затем изучает представление потребителей о них, разрабатывает продукция, испытывает ее и внедряет на рынок.

     Этот  длительный процесс можно считать  состоящим из вполне определенных этапов, на каждом из которых нужно принимать соответствующие обоснованные решения. Назовем основные этапы инновационного процесса:

  1. генерация идей;
  2. отбор идеи;
  3. разработка замысла и его проверка;
  4. экономический анализ;
  5. разработка товара;
  6. пробный маркетинг;
  7. коммерческая реализация.

     Разработка  нового товара должна быть четко спланирована и каждый  этап создания новинки  тщательно проработан.

     Такой подход, казалось бы, ведет к увеличению сроков разработки новшеств и к их удорожанию. Вспомним, однако, что самыми дорогостоящими являются завершающие этапы инновационного процесса. При тщательном и систематическом планировании отсев  менее перспективных идей происходит раньше, большинство причин, ведущих к неудаче на рынке, вовремя устраняется, значительно экономятся время и средства.

     Так, по результатам специально выполненных  исследований, американские промышленные компании в 1969г. должны были начинать работать в среднем с 58 идеями новых товаров, чтобы получить одну удачную новинку. А в 1981г. этим же фирмам для получения одного удачного товара потребовалось только 7 идей. Такое улучшение (и значительная экономия средств) явилось результатом более тщательной разработки новинки на каждом этапе этой работы.

     Из  всего вышесказанного не следует, однако, что каждый этап должен хронологически следовать один за другим. Часто пользуются параллельно-последовательной организацией инновационного процесса, что позволяет сократить уровень затрат, и сроки проведения работ на 15-20 процентов по сравнению с последовательной организацией. Кроме того, параллельно последовательная организация работ должна значительно уменьшить объем доработок на этапе изготовления опытного образца.

     Вместе  с тем в результате совмещения этапов с целью сокращения времени  часто возникают, так называемые издержки по ошибке, которые ведут к увеличению затрат по сравнению с исходным параметром реализации  новшеств. Отсюда ясно, что инновационный менеджмент предназначен также для выбора и обеспечения оптимального сочетания времени и затрат.

           2.2.3.Этап генерации идей.

     Разработка любой инновации начинается с генерации идей - постоянного и систематического поиска возможностей создания новых товаров. Этот этап - задающий в инновационном процессе. Для успешной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись.

     Анализируя  информационные потоки, стимулировавшие  возникновение нововведения, и выделяя  те из них, характер которых имел наибольшее значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы "технологического подталкивания" и "подтягивания спросом".

     В соответствии с этими гипотезами обычно выделяют  научно-техническую (технологическую) и экономическую (коммерческую) информацию: первая содержит сведения о существующих технологических возможностях решения той или иной проблемы, вторая — о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является "подтягивание спросом". Так, за рубежом в среднем в 75 процентах случаев источником нововведений являются рыночные факторы. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на определяемых в ходе специальных исследований (опросах клиентуры, групповых обсуждениях, анализе поступающих писем и жалоб) желаниях и нуждах потребителей. Затем на удовлетворение этих желаний ориентируются научные исследования и конструкторские разработки, и результате появляются такие товары как шариковые дезодоранты, светлое пиво, легко открываемые банки с газированными напитками.

     Существующие  в данный момент научно-технические  идеи и возможности (гипотеза "технологического подталкивания") также представляют собой поле для "сбора" идей новшеств. Не менее важным источником  идей являются фундаментальные научные исследования, которые направлены на получение новых знаний и косвенно приводят к возникновению инноваций. Чаще всего, таким образом, возникают совершенно новые товары и технологии (телевизоры, видеомагнитофоны, антибиотики, синтетические волокна, лазерная обработка металлов), порождающие затем лавинообразный процесс усовершенствований и модификаций.

     Важным  источником инноваций может быть деятельность конкурентов. Появление новинки на рынке чаще всего становится отправной точкой поиска конкурирующего новшества. Отметим также, что имитация инноваций, а иногда и прямое заимствование идей и разработок являются хоть и неэтичной, но реальной практикой рыночного поведения предприятий.

     Еще одним источником идей являются собственные проблемы техники и технологии предприятия. Иногда, решая незначительную инженерную задачу, касающуюся нужд предприятия, приходят к открытиям или изобретениям, совершающим настоящий переворот в целой отрасли.

     В последние десятилетия все более  важными источниками идей стали  проблемы экологии, в частности утилизации отходов. Необходимость как-то использовать мусор приводит к возникновению нужных людям новшеств.

     Очень большой интерес представляют методы поиска идей. В настоящее время  таких методов существует свыше 100 и их количество постоянно увеличивается.

     2.2.4.Этап отбора идей.

     Целью исходного этапа разработки новых товаров является стремление выработать как можно большее количество идей. Цель последующих этапов — сократить это количество, не потеряв при этом ни одной из ценных идей. Первым шагом на этом пути является отбор идей.

     Цель  отбора — как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. В большинстве фирм США разработаны и используются конкретные процедуры оценки идей:

  • специалисты излагают идеи новинок на стандартных бланках, где содержится описание товара, целевого рынка и конкурентов,
  • делаются грубые прикидки относительно размеров рынка, цены товара, продолжительности и стоимости работ по созданию новинки, стоимость ее производства и нормы прибыли.

     Затем эти бланки передаются на рассмотрение комиссии по новым товарам, цель которой  — отобрать не просто товары, имеющие хорошие рыночные перспективы, а только те, что подходят данной фирме, согласуются с ее целями, стратегическими установками и ресурсами.

     Во  время этапа отбора необходимо определить возможность патентования новой  продукции, а так же решить все  связанные с этим вопросы. Например, в процедуре разработки новой продукции, как правило, возникают следующие вопросы:

  1. Может ли предложение быть запатентованным?
  2. Запатентованы ли конкурирующие товары?
  3. Когда заканчивается срок действия патентов?
  4. Доступны ли патенты конкурирующих изделий на лицензионной основе?

     Задачей инновационного менеджмента на этом этапе является проработка уцелевших  после отбора идей до стадий ряда альтернативных товарных замыслов (вариант идеи, выраженный значимыми для потребления понятиями), оценки их сравнительной привлекательности для потребителей и выбора лучшего из замыслов.

Информация о работе Пути увеличения прибыли предприятия