Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:00, реферат
Алтайский край - один из наиболее развитых пчеловодных районов нашей страны. В Западно-Сибирском регионе в отдельные годы количество меда, заготовленного на Алтае, превышало 50%.
По числу пчелиных семей край устойчиво занимает четвертое место в России, имея в наличии во всех категориях хозяйств свыше 200 тыс. пчелиных семей. Ежегодно в крае получают 2000-2500 т товарного меда.
Пчеловодство развивается по трем основным направлениям: медово-товарное, медово-опылительное, опылительно-медовое. Дополнительно можно выделить опылительное направление в парниково-тепличных хозяйствах.
Алтайский
край - один из наиболее развитых пчеловодных
районов нашей страны. В Западно-Сибирском
регионе в отдельные годы количество меда,
заготовленного на Алтае, превышало 50%.
По числу
пчелиных семей край устойчиво занимает
четвертое место в России, имея в наличии
во всех категориях хозяйств свыше 200 тыс.
пчелиных семей. Ежегодно в крае получают
2000-2500 т товарного меда.
Пчеловодство развивается по трем основным направлениям: медово-товарное, медово-опылительное, опылительно-медовое. Дополнительно можно выделить опылительное направление в парниково-тепличных хозяйствах.
Появление медоносных пчел и зарождение пчеловодства в Сибири и в Алтайском крае до сих пор порождают противоречивые мнения многих ученых, изучающих эту проблему. Имеющиеся многочисленные данные говорят о том, что дикая медоносная пчела была знакома аборигенам Сибири и Алтая еще в доисторические времена. Археологами обнаружены рисунки пчел среди наскальных изображений в окрестностях Телецкого озера, расположенного в высокогорной Юго-Восточной части Алтая, пещерах по берегам Енисея. Это подтверждает в своей статье И. Е. Шавров (1889). Он сообщает, что, "как указывают надписи, найденные на берегах Енисея, дикие пчелы были известны сибирским аборигенам задолго до появления пасечного хозяйства" B. В. Яхонтов в статье "Прошлое пчеловодства Горного Алтая" ("Пчеловодное дело". 1924, N 1) пишет: "Азия узнала пчелу уже в глубокой древности, уже несколько веков назад алтайцы отыскивали диких пчел, убивали их и отбирали у них весь мед и воск. Приручить же пчелу, сделать ее домашним животным дикий Алтай так и не догадался..."
В языке горно-алтайских народов сохранилось много слов, терминов, выражений, связанных с жизнью пчел, добычей и использованием продуктов пчеловодства. Таким образом, наскальные надписи и изображения подтверждаются лингвистическими данными.
C.А. Розов, обобщая материалы по истории отечественного пчеловодства, сообщает: "В то же время с большой достоверностью можно предполагать, что дикие сибирские пчелы обитали исключительно в глухих дебрях Алтайских гор, где они были известны местным жителям. Русские же пионеры, выселенные на юг Томской губернии в конце прошлого века, в продолжение нескольких десятков лет своего пребывания на новых местах о существовании сибирских пчел не знали".
В книге В. П. Попова "Летопись русского пчеловодства за тысячу лет", кроме исторических фактов развития пчеловодства, собраны материалы о законодательстве по пчеловодству.
Любопытен Наказ царя Федора Алексеевича от 18 февраля 1696 г. "Об управлении земскими и военными делами". В ст. 29 и 30 этого Наказа запрещено в Сибири варить мед безъявочно и приготовлять его для домашних праздников без получения на то позволения и уплаты пошлины в казну. Это запрещение повторяется в Наказах 1697 и 1699 гг. кн. Черкасскому, воеводам Верхотурскому, Тюменскому и др.
Из приведенных Наказов следует, что в Сибири, по-видимому, уже в то время существовало в том или ином виде пчеловодство (охота за медом, бортничество). Поскольку вводились пошлины и нужны были специальные позволения на приготовление меда (медовые хмельные напитки), значит, мед варили в большом количестве. Тем более что варка меда к семейным праздникам и различным торжествам говорит о широком распространении медоварения. Вызывает сомнение то, что использовали в этих целях привозной мед. По-видимому, это был мед местного происхождения, полученный от сибирских пчел.
Существует предположение (В. В. Ворожбитов, 1980), что пчелы попали в Сибирь в далеком прошлом, примерно 4 тыс. лет назад. Археологи полагают, что культура афанасьевских племен - наиболее ранней сибирской цивилизации - не связана с культурой восточных народностей и несет черты культуры европейских племен. Древние памятники дают основание считать, что между племенами Сибири, Алтая и обитателями Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Приднепровья, Балкан и Дуная существовали какие-то отношения. Поэтому вполне возможно появление пчел в Сибири в тот период.
В защиту существования местных сибирских (горных алтайских) пчел с доисторических времен говорит тот факт, что на всей территории края распространены в большом количестве ближайшие родственники пчел: шмели, осы, одиночные пчелы (галикты, андрены, пчелы-плотники, мегахиллы и др.), которые существуют на земле многие миллионы лет, и на территорию Сибири и Алтая их никто не ввозил. Однако в работе крупнейшего знатока истории Сибири академика А. П. Окладникова пока не имеется каких-либо доказательств древнего пчеловодства в этом регионе.
Многие исследователи категорически отрицают возможность существования медоносных пчел в Сибири и на Алтае до XVIII в. По единодушному мнению большинства авторов, пчелы в Алтайский край завезены человеком. И случилось это в период перехода содержания пчел от бортей к колодам, при появлении возможности их транспортировки. Существуют различные мнения и рассуждения о том, когда и откуда завезены пчелы, кто был инициатором ввоза. Анализируя архивные и литературные источники, беседуя со старыми пчеловодами Алтая, приходишь к выводу, что пчел привозили из разных мест, в разные годы и главным образом переселенцы из центральных губерний России, мощным потоком мигрировавшие на освоение края. Учесть все факты появления пчел в то время в труднодоступном, малоизученном, неосвоенном крае было практически невозможно. Имеются сообщения о том, что пчел завозили из Башкирии, Оренбурга, Украины. П. П. Небольсин (1849), В. П. Попов (1913) пишут, что первая попытка развести пчел в Сибири была в 1776-1777 гг., когда начальник пограничных войск Сибири генерал-майор Скалой по предложению главного врача пограничных войск Р. Беренса распорядился завезти из Башкирии в Усть-Каменогорскую крепость 30 ульев пчел. Ульи эти, считающиеся казенными, были переданы коменданту для раздачи их жителям Секисовского и Бобровского селений. Однако из-за небрежного ухода и чрезмерного отбора меда осенью все семьи пчел в первую же зимовку погибли.
Новая попытка разведения пчел в Южном Алтае Западной Сибири была предпринята в 1786 г. Первым летописным документом, посвященным этому событию, была статья есаула Иванова "О пчеловодстве и других промыслах в округе Усть-Каменогорской крепости" (1827). Иванов писал: "В здешний край привезены пчелы в 1786 г., они выписаны генерал-майором Аршеневским, бывшим тогда командиром Иркутского драгунского полка; оных доставлено было сюда семь ульев в марте месяце, и с ними был привезен из Башкирии человек, знающий пчеловодство; весною сии ульи были выставлены, по выборе там места, от крепости Усть-Каменогорской в 27 верстах заводского ведомства, близ деревни Бобровки".
Гагейместер (по В. В. Яхонтову, 1924), В. П. Попов (1913), Б. Герасимов (по С. Барышникову, С. Черных, 1970) и др. подтверждают дату зарождения пчеловодства на Алтае - 1786 г.
Максимов ("Сибирь и каторга", I.III. с. 55), Небольсин начало пчеловодства относят к 1790 г., другие авторы к 1793 г. А. Покорский-Жоравко в своей статье "Опыт исторического обзора развития пчеловодства в России" указывает, что "в 1792 г. учрежден обширный пчельник в Томской губернии. Пчельник этот был завезен полковником Аршеневским. Мед его по превосходному качеству своему соперничествовал на Ирбитской ярмарке с медом башкиров, киргизов и черемисов".
Заслуживает внимания сообщение С. А. Розова (1972): "В 1784 г. в марте командиром драгунского полка Н. Ф. Аршеневским в Усть-Каменогорскую крепость были вновь завезены 24 колодки пчел из-под Киева. Для отправки были выбраны лучшие семьи, ульи были обвязаны войлоком и соломой. Пчел везли крепостные крестьяне зимой на 12 санях по два улья на подводе. Из 24 семей живыми пришли 12, остальные погибли. Пчелы были размещены в 30 км от Усть-Каменогорска..." Благоприятные природные условия, пышная медоносная растительность Алтая способствовали быстрому росту пчелиных семей, их размножению и распространению. Доктор Мейр, путешествующий по Алтаю в середине 20-х годов XIX столетия, сообщает, что пчеловодство в то время уже всюду было очень распространено. В 1800 г. пчелы появились в Томске, в 1801 - в Тюмени, в 1805 - в Бийске, в 1807 - в Кузнецке, в 1810 - в Барнауле, в 1823 - в Красноярске. К 1818 г. пчеловодство вошло в обиход в 24 волостях, им занималось 1500 человек и имелось свыше 40 тыс. пчелиных семей. Получено 13,3 тыс. пудов меда, 1000 пудов воска. К 1825 г. число семей удвоилось. Во второй половине XIX в. алтайское пчеловодство достигло высокого развития. В 1851 г. только у приписных крестьян было 202 тыс. колод пчел.
По данным П. А. Голубева (1890), в 1885 г. в Бийском и Барнаульском округах насчитывалось 275,8 тыс. пчелиных семей, в 1887 г. - 254,7 тыс.
Однако в 80-90-х гт. число пчелиных семей стало сокращаться из-за бурной распашки земель и вырубки лесов для обеспечения топливом металлургических заводов. Особенно пострадали леса в Северо-Западном Алтае. Но в отдельных округах и волостях (особенно восточных) пчеловодство продолжало бурно развиваться. Наибольший расцвет оно получило в Бийском округе, где из 46457 крестьянских дворов 6966 имели пчел, т. е. почти каждый шестой двор. Аналогичное положение наблюдалось в Кузнецком округе. Размер пасек в нем доходил до 300-500, а в некоторых местах до 1000 пчелиных семей. Мед и воск в большом количестве продавали на ярмарках. Скупщики пчеловодную продукцию отправляли в Томск, Иркутск. Пуд меда стоил 5-8 руб., воска - 17 руб. Алтайский мед вывозили на Ирбитскую ярмарку, где он получил высокую оценку покупателей. Широкое развитие пчеловодства способствовало зарождению воскобойной и свечно-восковой промышленности, которая в 80-90-е гг. превратилась в довольно крупную отрасль в Бийске, Змеиногорске, Барнауле.
Последняя четверть XIX и начало XX вв. для алтайского пчеловодства характерна относительной стабильностью численности пчелиных семей - 200 тыс. При этом наблюдалось заметное уменьшение сбора товарного меда и числа сел, занимающихся только пчелами.
Данными сельскохозяйственной переписи 1916 г. установлено, что накануне революции на Алтае всего было 8708 пасек с 212 тыс. пчелиных семей. Наиболее распространены пчелы были в Бийском, Змеиногорском и Барнаульском округах. Средний сбор меда с колоды не превышал 4-10, а с рамочного улья - 10-12 кг. Пчеловодство края было повсеместно колодным, и лишь несколько тысяч пчелиных семей держалось в рамочных ульях.
Огромная роль в развитии рационального пчеловодства на | Алтае принадлежит А. Н. Федорову и Е. П. Михаэлису, сосланным в Усть-Каменогорск. в конце XIX в., т. е. спустя 100 лет после официального зарождения пчеловодства в Сибири, они впервые завели на пасеке рамочные ульи, медогонки, вальцы для изготовления искусственной вощины. Ими был сконструирован первый алтайский 17-рамочный улей-лежак "Алтаец" (404x266 мм) с двумя корпусами и разработаны способы содержания пчел в рамочных ульях.
Г. Д. Копырин, а позднее А. Д. Кизюрин предложили свои системы рамочных ульев, повторяя в принципе улей Федо-рова и Михаэлиса и лишь изменяя его размеры.
Гражданская война и послевоенная разруха нанесли огромный урон пчеловодству края. Засуха, голод, неблагоприятные условия, участившиеся грабежи пчел привели к большому сокращению пчелиных семей. По сообщению К. Кожурникова (1925), в Алтайской губернии в 1925 г. насчитывалось лишь 132926 семей пчел, в рамочных ульях содержалось только 18,6% пчелосемей. Средний размер пасеки 14 ульев. В таежных районах Ойротии получали свыше 5-8 пудов меда от семьи в рамочных ульях и до 2,5 пуда в колодах, в горных районах Алтая от 2 до 4 пудов с рамочного улья и от 20 фунтов до 1,5 пуда с колоды.
В горно-таежных районах с давних пор существовал один из видов промысла - охота за пчелами и медом. Пчел отыскивали в глуши тайги в дуплах деревьев. Летопись горных пасек говорит о том, что некоторые из них существуют свыше 100-120 лет на одном месте.
В 30-40-е гг. основное пчеловодство сосредоточивалось в общественных организациях - колхозах и совхозах. Значительно улучшилась организация производственного и зоотехнического обслуживания пасек. В довоенные годы широкую известность приобрели многие передовые работники пчеловодства. В 1935 г. пчеловод А. В. Акимова из Краснощековского района от каждой пчелиной семьи получила по 123,5 кг меда и 1,0 кг воска. План прироста пчелиных семей выполнила на 160%. Пчеловод Овчаренко из Змеиногорского, Ф. Е. Плешков из Краснощековского. П. Насивец из Алейского,; Б. Богатырев из Зонального, С. А. Карлов из Каменского, К. А. Бухтуев из Усть-Коксинского районов в предвоенные годы собирали от каждой пчелиной семьи свыше 105-110 кг меда.
В 1939 г. общая численность пчелиных семей во всех категориях хозяйств превысила предреволюционный уровень! и составила 263,5 тыс. Несмотря на военные и послевоенные! годы, пчеловодство продолжало развиваться. Оно распространилось по всей территории края, в том числе в районах степной Кулунды, куда завезли пчел еще в 1936 г. Колхозы и совхозы ежегодно получали более 1000-1700 т товарного меда. Численность пчелиных семей в 1945 г. возросла до 295,7 тыс.
В течение 50-х и в начале 60-х гг. в пчеловодстве Алтайского края произошли серьезные изменения. Неблагоприятные погодные условия 1951-1952 гг. привели к большому сокращению численности пчел. Только за два года погибло 59,5 тыс. пчелиных семей и к 1952 г. их осталось 151,7 тыс. В последующие годы количество семей пчел колебалось в пределах 155-160 тыс., производство товарного меда от 6 до 11 кг на пчелиную семью.
В этот период происходили освоение и массовая распашка целинных и залежных земель, укрупнение хозяйств, создание совхозов зернового направления. Уменьшилось количество естественных медоносных угодий, а небольшие посевы полевых медоносных культур не могли компенсировать большого сокращения естественных медоносных площадей. К концу 60-х - началу 70-х гг. численность пчелиных семей колебалась на уровне 135-150 тыс., выход товарного меда на одну семью 12-18 кг. Начинается процесс специализации и концентрации пчеловодства. Создаются первые узкоспециализированные пчелосовхозы в Залесовском, Ельцовском, Солтонском, Солонешенском районах. Развивается пчеловодство в лесхозах, леспромхозах и других государственных учреждениях. Основное число пчелиных семей сконцентрировано в лесостепной зоне - 49% ив предгорной - 30%. Очень слабая насыщенность пчелами огромных территорий горной (9%) и степной зон (12%).
В целом по краю выделяется несколько ареалов устойчивого и высокопродуктивного медосбора: Бие-Чумышское ле-состепье, Приобский ареал, Южно-Кулун-динские степи, предгорья и горы Алтая.
Более 50% пасек в крае расположены в районах с естественной медоносной растительностью, 35% базируются на естественных и сеяных медоносных культурах и 15% пасек в качестве кормовой базы используют посевные культуры. Ежегодно в крае высевают свыше 150 тыс. га гречихи, 75 тыс. га подсолнечника на зерно, около 150 тыс. га семенников эспарцета, донника, люцерны, клевера, фацелии. Только для их опыления требуется свыше 800 тыс. пчелиных семей. Фактически же участвуют в этом ежегодно немногим более 35-40 тыс. Тысячи гектаров энтомофильных культур остаются без опыления их пчелами. Многие степные районы, занимающиеся возделыванием подсолнечника, гречихи на зерно, не имеют пчел. Это приводит к огромному снижению урожайности возделываемых культур.