Равновесие потребителя. Условия равновесия потребителя для различных видов предпочтений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать описание теории потребительского поведение. В работе представлены взгляды четырех выдающихся экономистов в порядке, отражающем хронологию развития теории.
В первом разделе рассматривается экономическая модель Кейнса

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Экономическая модель Джона Мейнарда Кейнса ….. …………………....4
1.1 Кругооборот доходов и продуктов …….………………………………...4
1.2 Равновесие и мультипликатор ……………..……………………………..5
1.3 Определение уравня равновесия национального дохода……………….8
2.Ирвинг Фишер и межвременной выбор……………… …………………......10
2.1 Межвременное бюджетное потребление ..………………………….……10
2.2 Предпочтение потребителя ……………………………………………….12
2.3 Оптимизация.……………………………………………………………….13
2.4 Влияние изменений дохода на потребление..……………………………13
2.5 Влияние изменения реальной процентной ставки на потребление…....14
2.6 Ограничения по заимствованию …………………………………………14
3. Франко Модильяни и теория жизненного цикла ………………………..16
4. Милтон Фридман и теория постоянного дохода ………………………..18
4.1 Теория ……………………………………………………………………..18
4.2 Рациональные ожидания и потребления ……………………………….19
Заключение ..…………………………………………………………….....22
Список использованной литературы……………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

контр по микроэкономике.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

                                              C * NL = YL * WL.

Разделив обе части на NL, получим планируемое потребление за год С, которое пропорционально трудовому доходу:

                             C = (WL/NL) * YL.

Коэффициент пропорциональности в этом уравнении равен WL/NL – доле периода работы в жизни. Соответственно уравнение утверждает, что в каждый год периода работы потребляется некоторая доля трудового дохода, причем эта доля равна доле периода работы в совокупной жизни. 

                4. Милтон Фридман и теория постоянного выбора.

 

    В книге, опублткованной  в 1957 г., Милтон Фридман предложил  для объяснения поведения потребителей  теорию постоянного дохода. Теория  Фридмана дополняла теорию жизненного  цикла Модильяни: в обеих использовалась теория поведения потребителя Фишера, согласно которой потребление не должно зависеть только от текущего дохода. Однако, в отличии от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, теория постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода.

 

                                           4.1. Теория.

 

    В долгосрочном периоде  отношение объема потребления весьма стабильно, но в краткосрочных периодах оно колеблется. Подход с точки зрения жизненного цикла объясняет это тем, что люди хотят сохранить равномерную структуру потребления во времени, даже если временная структура их дохода, получаемого в течение жизни, не является одинаковой. Таким образом, этот подход подчеркивает роль показателя богатства в функции потребления. Другое обьяснение, которое отлично в деталях, но полностью соответствует основам теории жизненного цикла, дается теорией постоянного дохода.

    Эта теория, выдвинутая  Милтоном Фридманом, утверждает, что люди приводят свое потребительское  поведение в соответствие со  своими возможностями постоянного  или долгосрочного потребления,  а не с текущим уровнем дохода.

     Пример, приведенный  Фридманом, описывает человека, который получает доход только раз в неделю, по пятницам. Данный индивид не сосредотачивает все свое потребление в тот день, когда получает доход, а потребление во все другие дни будет равно нулю. Индивиды предпочитают равномерный поток потребления, а не изобилие сегодня и скудность завтра или вчера. Согласно этому утверждению потребление в любой день недели не связано с доходом этого конкретного дня, а, скорее, определяется средним доходом за неделю, деленным на число дней в неделе.

     Очевидно, в этом крайнем  примере решение о потреблении  принимается на основе дохода  за период более длительный, чем  один день. Подобным образом, как  утверждает Фридман, потребление  за период продолжительностью  в квартал или год не планируется  потребителем исключительно на основе дохода, полученного в течение этого периода, скорее, здесь важен доход, получаемый за более длительное время.

      Представление о  том, что потребительские расходы  определяются долгосрочным средним  или постоянным доходом, правдоподобно и, в сущности, согласуется с теорией жизненного цикла. Оно вызывает два новых вопроса. Первый касается точного соотношения между текущим потреблением и постоянным доходом. Второй вопрос заключается в том, каким образом сделать понятие постоянного дохода работающим, т.е. как его измерить. В своей простейшей форме гипотеза теории постоянного дохода утверждает, что потребление пропорционально постоянному доходу: 
                                                   C = cYP,

где YP – постоянный (располагаемый) доход.

     Из уравнения следует,  что потребление изменяется в  той же пропорции, что и постоянный  доход. Пятипроцентный рост постоянного  дохода увеличивает потребление  на 5%. Так как постоянный доход должен быть связан с долгосрочным средним доходом, эта черта функции потребления, очевидно, согласуется с наблюдаемым долгосрочным постоянством отношения к доходу.

     Следующая проблема  заключается в том, как определить  и каким образом измерить постоянный  доход. Постоянный доход –  это устойчивая величина потребления, которую индивид мог бы сохранить на оставшуюся жизнь при данном текущем уровне богатства и дохода, получаемого сегодня и в будущем.

     Чтобы понять, как  измеряется постоянный доход,  представим себе человека, пытающегося  вычислить свой постоянный доход. Индивид имеет некоторый текущий уровень дохода и сформировал определенное представление об уровне потребления, который он может поддерживать в оставшийся период жизни. Теперь доход возрастает. Индивид должен решить, является этот рост дохода постоянным увеличением или это только временное, неустойчивое изменение. В каждом конкретном случае индивид, возможно, знает, является  рост дохода постоянным временным. Государственный служащий, получивший новую должность, знает, что увеличение дохода скорее всего сохранится, а рабочий, имевший особенно много сверхурочной в какой – либо год, скорее всего будет рассматривать  увеличившийся в тот год доход как временный. Однако индивид не знает определенно, какая часть изменения дохода сохранится и является поэтому постоянной, а какая не сохранится и является поэтому временной. Предполагается, что временный доход не оказывает какого – либо значительного воздействия на потребление.

     Вопрос о том, как  определить, какая часть роста  дохода является постоянной, обычно решают прагматически, предполагая, что постоянный доход связа с поведением текущих и прошлых доходов. Например, можно оценить постоянный доход как доход, равный доходу прошлого года, плюс некоторая доля изменения дохода текущего года по сравнению с прошлым годом:

                     YP = Y – 1 + Q(Y – Y – 1) = QY + (1 – Q)Y – 1, 0 < Q < 1,

где 0 < Q < 1, а Y – 1 – доход прошлого года. Правая часть уравнения показывает постоянный доход как взвешенную среднюю текущего и прошлого дохода, и это определение эквивалентно исходному.

    Особенности уранения: во –первых, если Y = Y – 1, т.е. если доход этого года равен доходу прошлого года, то постоянный доход равен им обоим. Таким образом, индивид, который всегда получал один и тот же доход, ожидал бы получать этот доход и в будущем. Во – вторых, если доход возрастает в этом году по сравнению с прошлым, то постоянный доход возрастает меньше, чем теккущий доход. Причина заключается в том, что индивид не знает, является ли рост дохода в этом году постоянным. Не зная, сохранится этот рост или нет, индивид не будет тут же увеличивать показатели ожидаемого (постоянного) дохода на всю величину действительного (текущего) увеличения дохода.

 

                    4.2. Рационадьные ожидания и потребление.

 

      Гипотеза постоянного дохода основана на модели межвременного выбора Фишера. Она строится на том, что потребители, прогнозирующие ситуацию, принимают решения исходя не только из уровня текущего дохода, но и уровня дохода, который они предполагают получить в будущем. Таким образом, гипотеза постоянного дохода гласит, что потребление зависит от ожиданий.

      Недавние исследования  потребления объединили эти взгляды  с концепцией рациональных ожиданий. В соответствии с концепцией, при прогнозировании будущих  событий люди оптимальным образом используют всю доступную информацию. Рациональные ожидания очень сильно влияют на издержки обуздания инфляции. Столь же серьезные последствия связаны с приложением этой концепции к анализу потребления.

     Экономист Роберт Холл первым применил концепцию рациональных ожиданий для анализа потребления. Он показал, что если теория постоянного дохода верна и если ожидания потребителей рациональны, то изменения в потреблении с течением времени должны быть непредсказуемыми. Для описания значений переменной, изменения которой непредсказуемы, экономисты используют термин случайное блуждание. По Холлу, сочетание теории постоянного дохода и рациональных ожиданий предполагает, что потребление следует траектории случайного блуждания.

      Холл строил свои рассуждения следующим образом. Согласно гипотезе постоянного дохода, потребители сталкиваются с колебаниеми дохода и прилагают все усилия для того, чтобы сделать свое потребление на протяжении жизни более или менее равномерным. В каждый конкретный момент потребители выбирают уровень потребления на основании их текущих ожиданий в отношении будущего дохода. Получая новую информацию, они перестраивают свои планы и изменяют уровень потребления. Например, человек, получивший неожиданное повышение по службе, увеличивает потребление, а человек, неожиданно пониженный по службе, сокращает потребление. Если потребители оптимально пользуются всей имеющейся информацией, то пресмотр их ожиданий в отношении будущих доходов в течение жизни должен быть непредсказуемым. Поэтому изменения в их потреблении также непредсказуемы.

      Опыт показывает, что теорема случайного блуждания  не совсем точно описывает  экономическую реальность. Изменения  совокупного потребления в какой-то  мере поддаются прогнозированию. Однако из-за того, что точность такого процесса невелика, некоторые экономисты считают теорему случайного блуждания, а, значит, и концепцию рациональных ожиданий хорошим приближением к реальному положению дел.

     Подход к потреблению  с точки зрения концепции рациональных ожиданий имеет значение не только для прогнозирования, но и для анализа того, как экономическая политика влияет на экономику. Если потребители ведут себя как это предсказывается гипотезой постоянного дохода и их ожидания рациональны, то только неожиданные изменения политики могут оказывать влияние на потребление, и только в том случае, если они меняют ожидания. Например, представим, что Конгресс США сегодня примет закон о повышении налогов, вступающий в силу со

следующего года. В этом случае потребители получают новую информацию о своих доходах в течение жизни после принятия этого закона Конгрессом (или даже раньше, если такой исход голосования предвиделся). Эта весть заставляет потребителей пересмотреть свои ожидания и сократить потребление немедленно. В следующем же году, когда закон вступит в силу, потребление не изменится поскольку новой информации не поступило.

     Итак, если потребители  имеют рациональные ожидания  политики оказывают влияние на  экономику не только своими  действиями, но и через формирование у населения ожиданий таких действий. Однако непосредственно наблюдать ожидания невозможно, поэтому сложно узнать, когда и как изменения бюджетно-налоговой политики повлияют на совокупный спрос.

                                               Заключение.

 

На примере работ Кейнса, Фишера, Модильяни и Фридмана прослеживается развитие взглядов на поведение потребителя. Кейнс считал, что потребление  в значительной степени зависит  от текущего дохода. Позже экономисты стали полагать, что потребители понимают, что они стоят перед принятием решения, затрагивающим межвременной выбор. Потребители заглядывают вперед, прогнозируя свои будущие ресурсы и потребности, что предполагает использование более сложной функции потребления, чем предлагаемая Кейнсом. Кейнс предложил такую форму функции потребления:

                                          Потребление = f (текущий доход).

Последние исследования вместо этой формы предлагают другую:

                             Потребление = f (текцщий доход, накопленное богатство, ожидаемый доход  в будущем, порцентная ставка).

    Иными словами, совокупное  потребление определяется не  только размером текущего дохода.

    Экономисты продолжают  споры об относительной значимости  этих факторов для определения  потребления. Например, остаются разногласия по вопросу о влиянии процентных ставок и ограничений по заимствованию. Одной из причин, по которой экономисты иногда расходятся в мнениях по поводу эффекта той или иной экономичекой политики, является то, что они рассматривают разные функции потребления.

    Недавние исследования  потребления основываются на  модели поведения потребителя  Ирвинга Фишера. В этой модели  исследуется межврменной выбор  и то, как потребитель выбирает  уровень потребления для настоящего  времени и для будущего, достигая наивысшего возможного уровня благосостояния на всем протяжении жизни. Пока потребитель имеет возможность занимать средства и накапливать сбережения, уровень потребления зависит от количества ресурсов, которыми потребитель располагает в течение жизни.

    Гипотеза жизненного  цикла подчеркивает, что доход  на протяжении жизни человека  меняется предсказуемым образом  и что потребители используют  сбережения и заемные средства  для сглаживания колебаний потребления  на протяжении жизни. Гипотеза предполагает, что потребление зависит как от дохода, так и от накопленного богатства.

     В соответствии с  гипотезой постоянного дохода  колебания дохода могут быть  как постоянные, так и временные.  Поскольку потребители могут  занимать средства или делать сбережения и потому что они желают сгладить колебания уровня своего потребления, потребление слабо реагирует на временные изменения дохода. В основном потребление зависит от постоянного дохода.

Информация о работе Равновесие потребителя. Условия равновесия потребителя для различных видов предпочтений