Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 06:19, контрольная работа
Группа развивающихся стран сегодня объединяет более 120 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, где проживает более 3 млрд. чел.
Для этой группы стран зарождение экономики имеет свою специфику, вытекающую из особенностей развития их культуры и экономики. И на первом плане стоит проблема унаследованной от колониального прошлого социально-экономической отсталости.
Введение 3
Прохождение производственной практики 4
Заключение 11
Библиографический список 12
Приложение 1 15
16
Генеральный директор В.Л. Соколов 16
Введение
Группа развивающихся стран сегодня объединяет более 120 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, где проживает более 3 млрд. чел.
Для этой группы стран зарождение экономики имеет свою специфику, вытекающую из особенностей развития их культуры и экономики. И на первом плане стоит проблема унаследованной от колониального прошлого социально-экономической отсталости. В результате распада колониальной системы в мире появилось более 120 новых государств, в которых сосредоточено свыше половины населения планеты. Эти страны, хотя и получили политическую независимость, продолжают испытывать последствия колониального прошлого, а в настоящее время и негативное воздействие политики неоколониализма.
В целом, после глобального распада исторической колониальной системы, темпы экономического роста развивающихся стран заметно ускорились и впервые за длительный период их существования в рамках мирового хозяйства превысили темпы экономического роста развитых стран.
Данные свидетельствуют о том,
что характер в системе «развитые
- развивающиеся страны»
в пользу вторых.
Модели развития развивающихся стран
Феномен «социалистической ориентации»
Изначально на путь "социалистической
ориентации" вступили страны с неразвитыми
буржуазными отношениями или
с отсутствием таковых. Руководство
стран с патриархально-
У руководства указанных стран
было большое желание избежать прохождения
длительной буржуазной эволюции, спрямить
путь к процветанию и ускорить
его достижение посредством перехода
к социализму минуя капиталистическую
стадию. Основными предпосылками "перепрыгивания
через историю" должны были стать:
община и традиции общинного коллективизма,
направленные в нужное русло революционно-
Опыт советской
Многое из советского опыта преодоления отсталости в той или иной степени действительно могло быть применимо в развивающихся странах с учетом разницы условий огромного СССР эпохи первых пятилеток и маленьких патриархальных стран, вознамерившихся перепрыгнуть через капиталистическую стадию развития. На практике же произошло слепое копирование советского опыта: руководство КПСС хотело побыстрее построить "витрину социализма" на Востоке, а революционно-демократические лидеры развивающихся стран, таким образом, форсировали социально-экономическую трансформацию своих стран. В результате сосредоточения советской помощи этим странам в "стратегических" отраслях (энергетика и машиностроение, горнодобывающая и металлургическая промышленность) в малых странах были созданы крупные производства, эффективность которых желала лучшего, и неразвитыми остались отрасли, которые могли бы дать быструю отдачу и обеспечить потребности населения в товарах повседневного спроса. Не оправдались и надежды на общину как "естественную ячейку социализма". Кризисные явления в этих странах закономерно вели или к ужесточению политического режима, или к военным переворотам с целью перехода на капиталистическую модель развития (Гана, Гвинея, Йемен, Сомали).
Параллельно отходу от курса "социалистической
ориентации" ряда патриархальных стран,
на этот путь развития стали выходить
страны более развитые в буржуазном
отношении, но не выдержавшие "экзамена
на капитализм". Дело в том, что
с развитием капитализма в
этих развивающихся странах на место
и в придачу к проблемам
старого традиционного общества
приходят еще и проблемы нового буржуазного
общества. Оставаясь в рамках мировой
капиталистической системы
Ход преобразований во второй группе
стран "социалистической ориентации"
выглядел следующим образом: поскольку
их политическое руководство было против
частного национального и иностранного
капитала, было проведено огосударствление
экономики. Бюрократизированный госсектор
не мог обеспечить повседневные экономические
потребности общества и нуждался
в притоке средств для своего
развития (советской помощи явно не
хватало). Отсюда, с одной стороны,
необходимость либерализации
Распад Советского Союза и МСС,
как внешнего фактора "социалистической
ориентации" развивающихся стран,
положил конец указанному феномену.
Это не означает, однако, невозможности
рецидивов избегания
Государственно-
После завоевания политической независимости
руководство ряда развивающихся
стран обнаруживает, что слабая национальная
буржуазия не в состоянии вывести
их из экономической отсталости и
зависимости. Решение этой задачи может
быть обеспечено проведением политики
госкапитализма, в арсенале которого:
государственное регулирование
частного сектора для направления
его развития в нужное русло (посредством
налогообложения или, наоборот, предоставления
льгот, лицензированием и т. д.); создание
ключевых отраслей и предприятий
в рамках госсектора; содействие национально-буржуазному
предпринимательству в его
На начальном этапе такого варианта
развития расстановка сил складывается
следующим образом: государство
развивает и контролирует командные
высоты экономики как основу преодоления
отсталости и зависимости (металлургия,
машиностроение, энергетика); национальная
буржуазия развивает легкую, обрабатывающую,
мелкую промышленность, экономически
высокоприбыльную вследствие быстрой
окупаемости; иностранному капиталу дозволяется
развитие в развивающихся странах
чрезвычайно капиталоемкой
Со временем, однако, баланс трех сил нарушается: крупная национальная буржуазия, экономически усилившаяся благодаря политике госкапитализма, начинает претендовать на руководство государством и госсектором под предлогом его неэффективности (так было в Турции и Индии). Достижение этой цели может привести к тому, что политика госкапитализма будет служить не национально-государственным интересам, а крупному капиталу. Поэтому мелкая и средняя буржуазия противодействуют его намерениям: идет борьба "верхушечного" и снизу растущего капитализма за контроль над государством.
Степень экономической эффективности
госсектора по сравнению с частным
действительно ниже, поскольку госсектор
взял на себя самую трудную и малоприбыльную
сферу экономики: он поддерживает и
стимулирует национально-
Обвинения госсектору в неэффективности
находят поддержку в широких
слоях населения. Дело в том, что
созданная на деньги налогоплательщиков
(иностранная помощь тоже в конечном
счете покрывалась ими) тяжелая
промышленность непосредственно и
сразу не привела к повышению
уровня и качества их жизни. Кроме
того, высокомеханизированный госсектор
использует меньшее количество рабочей
силы, чем частнокапиталистические
предприятия. Поэтому, например, в Индии
в 1977 г. избиратели высказались против
курса на создание за их счет крупного
механизированного
Заслуги и роль госсектора, как
стержня экономической
Выход из кризиса политики госкапитализма
зависит от конкретных условий страны,
ее проводящей. Основные направления
совершенствования этой политики: ограничение
непосредственного
Государственно-
Частнокапиталистический вариант развития развивающихся стран
Большинство развивающихся стран - малые страны. В отличие от крупных развивающихся стран малые не могли всерьез ставить вопрос о ликвидации экономической зависимости, ограничивая свои перспективы преодолением экономической отсталости. Достижение этой цели при ограниченности людских, природных и финансовых ресурсов было возможно только на пути развития мелкого частного предпринимательства без существенной поддержки со стороны слабого государства.
Слабая национальная буржуазия, преимущественно
мелкая, в отсутствие госсектора не
может модернизировать
Варианты и последствия этого противостояния могут быть следующими4:
- национальная буржуазия,