Развитие банковской системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:50, дипломная работа

Краткое описание

В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике. Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК. Актуальность заданной тем обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……….. 7

1 История развития банковской системы РК……….………………………….….8
1.1 Банковская система в годы приобретения независимости и становление центрального банк. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г …………….......8

1.2 Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995г. ....16
2 Современное состояние банковской системы Республики Казахстан …...…..32
2.1 Образование валютного рынка, валютное регулирование и валютный контроль……………………………………………………………………………..32
2.2 Операции с государственными ценными бумагами ……...…………………44

2.3 Платежная система……………………………………………………….…….51

3 Перспективы развития банковской системы в Республике Казахстан...…….53

3.1 Основные направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан на 2011-2012 годы………………………………………………...……53

3.2 Определение, задачи и функции национального банка РК. Структура управления………………………………………………………………………….61

3.3 Экономика и национальный банк Республики Казахстан. Банкнотная фабрика НБК. Представительство НБРК в России………………………………74
Заключение …………………………………………………………………….87
Список использованной литературы ……………………………….90

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 242.63 Кб (Скачать файл)

Также свою положительную роль в качественном реформировании национальной экономики должны сыграть новые Налоговый и Бюджетный кодексы, новый трехлетний республиканский бюджет на 2009 – 2011 годы.

Благодаря постоянному вниманию Главы государства, своевременно реализованному комплексу мер, а также жесткой координации деятельности финансовых, денежно-кредитных и экономических институтов в центре и на местах экономический рост был поддержан и развитие страны осуществляется в заданных параметрах.

Вместе с тем сентябрьский обвал мировых рынков акций показывает, что финансовый кризис своего пика еще не достиг. Начинается его новый этап. Для Казахстана это означает, что объективное воздействие внешних, негативных причин сохранится. Основную опасность будет представлять рост инфляции, что в немалой степени связано с общемировой ситуацией. Поэтому теперь стоит задача обеспечить еще более высокую степень экономической безопасности, максимально снизить риски банковского сектора.

До финансового кризиса, разразившегося на международных рынках и зацепившего Казахстан, рейтинги наших банков росли, отечественные финансовые институты активно кредитовались на мировых рынках капитала. Казахстанские банки второго уровня завоевали авторитет. Кризис изменил все, финансирование прекратилось, и сейчас банкам приходится искать новые источники. Однако, с другой стороны, можно сказать, что эта ситуация закалила нашу банковскую систему, после преодоления финансового кризиса она станет еще крепче. В некоторых банках сменились собственники, пришел иностранный капитал, в частности, в АТФ банк (австрийский инвестор- банк UniCreditGroup), в банк ЦентрКредит (южноко-рейский инвестор Kookmin bank приобрел 30% пакета акций БЦК), в результате чего эти банки получат доступ к большим кредитным ресурсам.

По данным АФН, совокупные активы банков к началу сентября превысили 12,5 трлн. тенге (104,2 млрд. дол.), увеличившись с начала года на 876 млрд. тенге, или на 7,5%. Собственный капитал банковского сектора возрос на 12% и составил почти 2 трлн. тенге (16,6 млрд. дол.). Важнейший показатель устойчивости банков – адекватности капитала – высок, всеми банками выполняется, и все банки показывают прибыль. Доля ликвидных активов к совокупным активам банков по состоянию на 1 сентября 2008 г. составила 14,9%. Банки смогли переориентироваться с внешних заимствований на внутреннее фондирование. Общая сумма вкладов, привлеченных банками от юридических и физ. лиц, по состоянию на 1 сентября 2008 г. составила 7 трлн. 372 млрд. 400 млн. тенге (61,4 млрд. дол.), увеличившись за август на 5,7%. В целом совокупные обязательства банков составили 11 трлн. тенге (91,6 млрд. дол.), в том числе обязательства перед нерезидентами – свыше 5. тенге (41,6 млрд. дол.), или 45,6% их объема. Следует отметить, что обязательства банков перед нерезидентами уменьшились с начала года на 8,2%.

Прошлогодняя проблема невозможности дополнительного вложения капитала за рубежом практически снята, только несколько ухудшились условия, стали более жесткими, чем ранее. Объем внешнего долга банков снижается не так быстро, как хотелось бы: с 1 сентября 2008 г. по сентябрь 2009 г. им предстоит вернуть зарубежным заемщикам 12 млрд. долларов.

Кроме того, заметно пополнились международные резервы национального банка: их объем на 1 октября 2008 г. превысил 51,5 млрд. дол., увеличившись с начала года на 34%.

Вместе с тем в настоящее время наблюдается проблема ухудшения качества банковских активов. Доля безнадежных займов с начала 2008 г. (1,5%) почти удвоилась и составила 2,9%, доля стандартных ссуд составила 43,2%, а сомнительных – 53,9%.

Адекватный ответ этому – формирование достаточных провизий банков. Сейчас их объем с начала года увеличен на 42,4% и составляет более 742 млрд. тенге (6 млрд. дол.), или 8,2% кредитного портфеля. Размер провизий превышает размер безнадежных займов в 1,4 раза. Формируя провизии за счет прибыли, банковский сектор остается прибыльным, но не столь значительно, как в 2007 г. Предварительные оценки совокупных профитов за первое полугодие 2008 г. превысили 80 млрд. тенге (0,7 млрд. дол.). Нынешний уровень провизий не завышен и является минимально допустимым уровнем. Провизии должны расти, учитывая прогнозы по возможному ухудшению портфеля в будущем.

В настоящее время АФН проводит достаточно жесткое регулирование банковской деятельности, и это вполне оправданно в нынешних довольно сложных условиях на мировых финансовых рынках.

Пока нельзя считать, что кризисная ситуация полностью преодолена. Банки смогут почувствовать себя в безопасности только тогда, когда произойдет перелом на рынке жилья и в сфере деловой активности бизнесменов, после чего исчезнут предпосылки для ухудшения качества кредитного портфеля банков.

Однако надо помнить о том, что в ближайшие 12 месяцев казахстанские банки должны выплатить внешние долги в сумме 12 млрд. дол. Если вложение инвистиций за рубежом будет усложнено, это может вызвать кредитный голод у малого и среднего бизнеса и в строительстве, что окажет негативное воздействие на несырьевой сектор экономики и может вызвать снижение темпов роста экономики, что недопустимо.

Для решения данной проблемы по поручению президента Республики Казахстан создается Фонд стрессовых активов и в него избюджета направляется 1 млрд. дол. США. Возможно, в Фонде появятся и иностранные инвесторы. Этим Фондом будут покупаться только стандартные и сомнительные займы первой категории, но не безнадежные, хотя в международной практике и на них находитсяспрос.

Одной из функций данного Фонда будет разделение рисков между банками, государством (с лимитом в миллиард долларов) и инвесторами в ходе эмиссии ценных бумаг на купленные займы облигаций, доходность которых должна быть достаточно высока. Возможно, это будет достигаться разделением облигаций на младший, средний и старший транши, причем инвесторы будут покупать бумаги старшего транша, на погашение которых могут использовать потоки младшего и среднего траншей, а покупателями последних, возможно, будут сами банки и государство.

По поручению Главы государства для сохранения доверия к банковской системе со стороны населения и бизнеса принято решение увеличить уровень гарантирования вкладов граждан в коммерческих банках с 700 тыс. тенге до 5 млн. тенге, что позволит гарантировать 100-процентную сохранность 99% всех банковских вкладов.

Наряду с этой мерой новый закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам финансовой устойчивости» предусматривает возможность в случае острой необходимости национализации банкротящихся финансовых институтов.

Кроме того, национальному банку поручено выработать меры для обеспечения банковской системы ликвидностью, необходимой для нормальной работы, в частности, путем снижения минимальных резервных требований, что высвободит для банков дополнительную ликвидность, а также путем краткосрочного финансирования банков второго уровня.

Предусматриваются также меры по вложению инвистиций банков через институты развития для кредитования реального сектора экономики и оживления деловой активности бизнесменов.

Создаются условия по повышению доходов и занятости населения через реализацию различных дополнительных инвестиционных и региональных программ. Основной упор будет сделан на строительстве инфраструктурных объектов в регионах: больниц, школ, автодорог и других объектов, куда будет направлена высвобождающаяся рабочая сила.

Новые вызовы требуют новых нестандартных решений. В этой связи президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым инициирована масштабная Стабилизационная программа, которая является логическим продолжением ранее принятых тактических мер по обеспечению устойчивого экономического развития страны и снижению рисков, вызванных глобальной финансовой нестабильностью.

13 октября 2008 г. Президент Республики  Казахстан подписал Указ «О  некоторых мерах по обеспечению  конкурентоспособности и устойчивости  национальной экономики», который  предусматривает слияние двух  крупнейших государственных холдин-гов «Казына» и «Самрук» и создание на их базе Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Холдинг станет ядром казахстанской правительственной программы по вопросам преодоления глобального кризиса, а также основным инструментом кабинета министров, которым нужно воспользоваться для увеличения возможностей государства.

На увеличение уставного капитала АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» из республиканского бюджета 2008 г. за счет целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан направляется 607,5 млрд. тенге (5 млрд. дол.), а в целом на реализацию Стабилизационной программы предусмотрено выделить из Национального фонда Республики Казахстан 10 млрд. долл.США.

Жизнь подтверждает правильность проводимой в стране экономической и финансовой политики государства по созданию за счет нефтяных доходов Национального фонда Республики Казахстан, который в настоящее время смягчает негативное влияние мирового финансового кризиса на национальную экономику, являясь для нее «подушкой безопасности». В частности, объем активов Национального фонда к концу 2009 г. достигнет 38,4 млрд. долл., 2010 г. – 43,1 млрд. долл., 2011 г. – 48,4 млрд. долл. (из расчета среднесрочной цены на нефть в 60 дол. за баррель, заложенной в проекте республиканского бюджета на 2009 – 2011 гг.). При этом объемы поступлений в Национальный фонд в 2009 г. составят 1 трлн. 452,1 млрд. долл., или 8,1% ожидаемого объема ВВП.

Индекс потребительских цен в Казахстане в 2009 г. прогнозируется в коридоре 8,5 – 10,5% с последующим снижением в 2010 г. – 7 – 9% и до 6,5 – 8,6% в 2011 году.

Среднегодовая инфляция в Казахстане в 2007 г. составила 10,8%, в годовом выражении (декабрь 2007 г. к декабрю 2006 г.) – 18,8%.

Сейчас для Казахстана очень важным является оценка ситуации рейтинговыми агентствами. Главное, чтобы они не снизили долгосрочный суверенный рейтинг Казахстана по обязательствам в иностранной валюте. Дело в том, что весной 2008 г. Рейтинговое агентство S&P пересмотрело прогноз рейтингов Казахстана со стабильного на негативный, который отражал увеличившийся риск того, что ухудшение качества активов банковской системы Казахстана в сочетании с трудностями привлечения финансирования приведет к ослаблению налогово-бюджетных показателей и показателей внешнеторгового баланса и негативно отразится на финансовой гибкости и перспективах экономического роста. По оценке экспертов агентства, в настоящее время напряженность на мировых финансовых рынках усилилась и, вероятно, будет более продолжительной, чем ожидалось в октябре 2007 г., когда долгосрочный рейтинг Казахстана по обязательствам в иностранной валюте был понижен с «ВВВ» до «ВВВ-».

В случае ухудшения рейтинга Казахстана мы получим еще большее удорожание заемных средств за рубежом, и банкам будет сложнее погашать внешние долги, так как дополнительное вложение капитала может стоить им гораздо дороже, что нежелательно: в этом случае все внутренние ресурсы банков придется направлять на погашение ранее взятых кредитов, и тогда малый и средний бизнес будет испытывать еще более сильный кредитный голод, чем сейчас, что негативно отразится на темпах роста реального сектора экономики и в целом на темпах роста ВВП и благосостоянии населения.

Выходу из этой ситуации будут служить средства вновь созданного АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (10 млрд. долл которые будут направляться на финансирование и кредитование реального сектора экономики республики, стимулируя тем самым деловую активность бизнесменов.

Положительную роль могут сыграть также Фонд стрессовых активов (1 млрд. долл.) и созданные резервы национального банка Казахстана, которые можно использовать в случае необходимости для кредитования коммерческих банков и, следовательно, экономики республики.

Наряду с этим Казахстан продолжает оставаться привлекательной страной для инвестиций. Интерес иностранных инвесторов к Казахстану не ослабевает даже в условиях глобального мирового финансового кризиса. И это обнадеживает.

Казахстан на постсоветском пространстве является одним из лидеров по привлечению иностранных инвестиций в экономику. С 1993-го по 2007 г. республика привлекла около 70 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, или порядка 4,4 тыс. дол. на душу населения. Только в 2007 г. в страну было инвестировано более 17 млрд. дол. прямых инвестиций, что на 65% больше показателя 2006 г. Причем почти 60% этих средств было вложено в несырьевые сектора экономики.

Благоприятный инвестиционный климат способствовал росту активов институциональных инвесторов в Республике Казахстан, таких, как коммерческие банки, накопительные пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании. К началу 2008 г. только совокупные активы казахстанских банков составили 11,6 трлн. тенге (около 97 млрд. долл.). Сбережения населения на тот момент оценивались в 2,6 трлн. тенге (свыше 21 млрд. долл.), из них более половины – депозиты населения в банках. Это говорит о том, что в Казахстане существует огромный потенциал использования внутренних инвестиционных ресурсов. И для его реализации необходимо принятие целого комплекса экономических и законодательных мер, в том числе и по дальнейшему развитию фондовой биржи.

В этой связи надо сказать, что создание регионального финансового центра в г. Алма-Аты (РФЦА) –один из самых амбициозных и перспективных казахстанских проектов, привлекающих большое внимание международной деловой общественности.

За 15 лет казахстанская экономика окрепла, а вместе с ней окрепли банковский сектор и национальная валюта. Финансовые посредники распределения ресурсов играют значительную роль в повышении конкурентоспособности страны и во многом определяют темпы экономического роста.

Экономика Казахстана развивается положительными темпами: растут объемы инвестиций, промышленное производство, строительство, сельское хозяйство, осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса. Безусловно, это результат принятых и принимаемых в стране программ реструктуризации экономики и финансового сектора, а также разработки и внедрения как новых эффективных нормативно-правовых актов (НПА), так и совершенствования действующих.

В непростых условиях всемирного хозяйства нашему государству удалось сохранить рост валового внутреннего продукта, который превысил за первое полугодие 2008 г. 5%.

Информация о работе Развитие банковской системы Республики Казахстан