Развитие внешней торговли на примере России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Мировая торговля, зародившаяся несколько веков назад, внесла неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации. Будучи исторически первой и основной формой международных экономических отношений, она способствовала возникновению и развитию других их форм, включая вывоз капитала и деятельность транснациональных корпораций, международные валютные и кредитные отношения, обмен патентами, лицензиями и передачу технологий, международные перевозки и страхование, производственное и научно-техническое сотрудничество, международную специализацию и кооперирование производства и услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Каждому ясно, что без притока инвестиций в  компанию или страну невозможно расширить свое присутствие на рынке с конкурентоспособной продукцией. Нужно постоянное обновление основных фондов и пополнения оборотных средств для закупки новых технологий и осваивания процессов выпуска качественной продукции. Но у России с этим проблемы. И во многом это мешает ей выбраться из сырьевого капкана и стать страной, поставляющей продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Главным рычагом  перевода ресурсов, полученных в результате продажи сырья (нефти, газа, металла и химии), в полноценные инвестиции в экономику страны служит необходимый и достаточный спектр услуг в этой области банковской системы. Для бизнеса любого размера от малого до крупного при производстве конкурентоспособной продукции часто главным вопросом является - на каком финансовом рынке можно заимствовать с минимальными издержками и рисками. Понятно, что политика Правительства и ЦБ РФ направлена в основном в сторону снижения инфляции, удержания рубля в нужном отношении к доллару, накопление резервов для выплаты долгов, но эта политика неизбежно приводит к росту стоимости заимствований на российском финансовом рынке и выталкивает бизнес на внешние финансовые рынки.

Это обстоятельство в свою очередь вызывает рост корпоративной  задолженности российских заемщиков  уже перед иностранными кредиторами и опять же вызывает настороженность Министерства финансов РФ в, выражающуюся в виде всевозможных ограничений на такие заимствования. Круг замыкается и заемщику остается либо пробивать административные барьеры в РФ, чтобы получить доступ к дешевым и долгосрочным ресурсам, либо смириться с большими издержками, снижающими конкурентоспособность продукции на своем внутреннем рынке, не говоря уже о мировых.

Проблема  добросовестного исполнения контрактов тесно связана с реформированием  судебной системы РФ, которая в настоящее время не вызывает доверия у бизнеса. Она всегда возникает в связи с недобросовестным исполнением договоров между производителями и потребителями продукции. Если потребитель не платит по договору за поставленную продукцию, то тогда он как должник должен отвечать перед судом.

В большинстве  стран деньги взыскиваются через  суды общей юрисдикции, в то время, как в Канаде, Дании, Франции, Италии, Японии и Сингапуре для этого  существуют специальные суды. Итоги  работы судов напрямую сказываются на конкурентоспособности экономики, поскольку только вера в возможность отстоять свои права перед другими людьми и государством позволяет бизнесу создавать новые технологии и продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Проблемы  внедрения инноваций, обеспечивающих рост текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны. Основу процессов создания интеллектуальной собственности образуют инновации.

К ним относят  нововведения, преобразования в экономике, технике, социальной и иных областях, способствующие созданию интеллектуальной собственности. Эти нововведения определяют научно - технический прогресс страны и связаны с новыми идеями, изобретениями, открытиями и так далее. В свою очередь научно - технический прогресс в каждой стране в условиях глобализации мировой рыночной экономики зависит от того, насколько правильно страна выбрала свою нишу в международном распределении труда по применению инновационных процессов, результатами которых являются продукты интеллектуальной собственности.

Вопрос о интеллектуальной собственности в России сейчас сводится к следующему: будет существовать Россия как страна с собственными полноценными нематериальными активами из интеллектуальной собственности, создающими высокую добавленную стоимость и долю в национальном валовом внутреннем продукте (ВВП) (как это успешно делают Китай и Индия), значительно повышающими ее капитализацию или ее отдельные куски станут объектом внешнего управления со стороны государств, где такая рыночная экономика уже состоялась (как это делают самые отсталые страны в Африке и Латинской Америке). Для того, чтобы избежать второго нужно практически с нуля создать совершенно новую нематериальную экономику, где правят бал право и интеллектуальная собственность, связанные с производством продуктов научно - технического прогресса.

В любой  из стран, успешно осуществляющих инновационную  деятельность с целью развития нематериальных активов предприятий и государства  на основе интеллектуальной собственности, к финансированию проектов интеллектуальной собственности привлекается помимо государства население этих стран, то есть гражданское общество, заинтересованное в научно - техническом прогрессе своей страны. Так поступают Соединенные Штаты Америки, где практически каждый пятый житель так или иначе участвует в финансировании малого бизнеса, занимающегося созданием интеллектуальной собственности силами, как правило, молодых предпринимателей, через биржи высоких технологий. В Европе финансирование граждан осуществляется через банки, инвестирующие в инновации через межбанковский рынок, хотя надо отдать должное тому, что только каждый пятнадцатый житель стран ЕС участвует в финансировании инновационных программ. То же самое происходит в Японии, где каждый восьмой житель страны вкладывает свои депозиты в инновации через банки.

Именно  результаты труда по реализации инвестиционных программ и их накопления в результате инновационной деятельности служат усилению инновационной позиции  страны во всем мире. Поэтому ближайшей  целью интеграции России в мировую  инновационную экономику, если власть действительно заинтересована в научно - техническом прогрессе своей страны, могла бы стать настоящая инновационная реформа, понимаемая властью и обществом как важнейшая часть строительства российской экономики, способной занять выигрышную позицию по отношению ко всем инновационным игрокам на мировом рынке.

Инновационная реформа должна заключаться  в слиянии интересов глобализации инвестиционного бизнеса стран  ВТО и инновационного процесса в  России. Первый заинтересован в предоставлении инвестиций с целью получения доходов от инновационной деятельности, а второй - в создании с помощью этих инвестиций высокоинтеллектуальных технологий и продуктов. Препятствием их нормальных отношений являются риски самого разного вида. К сожалению, в России наблюдаются чрезвычайно высокие налоговые риски иностранных инвесторов, связанные с получением высокой добавленной стоимости нематериальных активов в любой сферой экономической деятельности.

Таким образом, текущая и перспективная  конкурентоспособность экономики страны во многим определяется отношением к ней государства. То отношение, которое власть России проявляет к этому специфичному виду деятельности, снижает конкурентоспособность экономики, использование потенциала и отбрасывает страну на обочину производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В то же время крупный бизнес России весьма своеобразно проявляет свое отношение к инновациям.

Те куски интеллектуальной собственности, которыми управляют представители  крупного бизнеса, размещая свои вложения в иностранные, пусть не столь привлекательные активы, имеющие мало чего общего с интересами страны, за рубежом, стремясь угодить своим фактическим внешним хозяевам, не нуждаются в инновациях российских ученых и специалистов. Практически все полученные в результате инноваций продукты меняют свою национальную принадлежность и носят марки зарубежных фирм.

К этому следует добавить высокий  уровень коррупции в России, несущий  для конкурентоспособности значительные фундаментальные риски. Коррупция разъедает как ржавчина бизнес, способный инвестировать в рост производства качественной продукции. Практика показывает, что значительных успехов можно достичь, если государству вести себя как корпорации, эффективно борющейся с внутренними злоупотреблениями и махинациями своих менеджеров (чиновников). Такая корпорация заинтересована во внедрении систем менеджмента качества как средство своего развития и ее не нужно убеждать в необходимости создания рыночных методов стимулирования к выпуску конкурентоспособной продукции.

Для государства, стремящегося развивать  высокие технологии, является характерным  использование при разработке стратегии  многочисленных видов процессных моделей  предотвращения махинаций с инновационными проектами. Подобные модели должны применять наиболее эффективные механизмы и методы регулирования профессиональной и гражданской ответственности производителей перед потребителями продукции, а также эффективной конвертации природных богатств и творческого потенциала страны в финансовые ресурсы. При этом проводить последовательные реформы банковской системы, способной к применению этих механизмов в отношении к реальной экономике, способной производить конкурентоспособную продукцию.

Внедрение в экономику систем менеджмента  качества позволит эффективно вписаться в общемировые процессы производства конкурентоспособной продукции и защитить свой потребительский рынок от иностранной конкуренции.

Если власть в условиях вызовов  глобализации сетевой экономики  не предпримет энергичные шаги в направлении  роста текущей и тем более перспективной конкурентоспособности экономики на основе роста добавленной стоимости производимой продукции и технологий, то проводимые реформы в стране окажутся ненужными и не востребованными обществом

Из данных потенциала спроса и процента освоения внутреннего рынка России следует, что ряд отраслей экономики, выходящий за рамки 30% доли импорта нуждается в источниках инвестиций со стороны рынка, государства или предоставления иных ресурсов, безусловно, если государство не заинтересовано в исчезновении этих отраслей или перехода под полный контроль транснациональных корпораций.

4. Перспективы присоединения России к ВТО

 

Организация ВТО ведет свою историю  с 1948 года, когда первыми членами  было подписано ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО. Основная идея работы организации - ВТО дает новые рынки, но вместе с тем, страна теряет свои рынки. Тарифные уступки являются своеобразным вступительным "взносом" страны-соискателя, который должен, в свою очередь, компенсироваться получением ею равноправного доступа в многостороннюю торговую систему, действующую на основе принципов наибольшего благоприятствования и недискриминации. По сути, речь идет об оптимальном компромиссе между открытием своих рынков и доступом к новым.

Сегодня во Всемирную Торговую Организацию  входят полторы сотни страны и  еще десятки ожидают приема. ВТО  ставит своей задачей обеспечение  свободы торговли. Страны-участницы  обязуются принимать решения, связанные  с односторонним повышением импортных пошлин только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Предполагается увязка протекционистских и либералистических программ и их балансировка.

Основными преимуществами для страны от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

Создание более благоприятных  условий доступа на мировые рынки  товаров и услуг на основе предсказуемости  и стабильности развития торговых отношений  со странами-членами ВТО, включая  транспарентность их внешнеэкономической  политики;

Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов, если они  ущемляются партнерами, и таким образом  устранение дискриминации;

Возможность реализации своих текущих  и стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Прочие преимущества:

Выгоды для потребителей: понижение  стоимости м повышение качества жизни за счет выхода на рынок после  отмены барьеров большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет более низких цен и высокого качества) товаров и услуг;

Экономические выгоды: повышение доходов  государства - за счет роста торгового экспорта; повышение занятости - за счет роста экспорта; повышение эффективности внешнеэкономической деятельности - благодаря выходу продукции на новые рынки;

Внутренние политические выгоды: защита от лоббирования - государство берет на себя определенные четко обозначенные международные обязательства; борьба с коррупцией - отказ от квот, обеспечение прозрачности, гласности;

Внешне-политические выгоды: обеспечение  равных прав с более развитыми  государствами повышает конкурентоспособность  страны на мировой арене; система  ВТО создает эффективный механизм для разрешения споров; укрепление международной стабильности через систему договоров.

Наша экономика как неконкурентоспособная  рискует потерпеть поражение  в силу следующих причин:

1. Рост конкуренции. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками - ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России.

2. Поглощение производства зарубежными компаниями. В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.

3. Закрытие предприятия и рост безработицы. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств, не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы.

4. России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

5. Отток капитала из России  - имеется ввиду отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидентов. Справедливости ради следует отметить, что этому процессу будет предшествовать относительно более короткий процесс инвестирования в Российскую экономику.

6. ВТО фактически запрещает проводить  промышленную политику, то есть  политику целенаправленного и  прагматичного протекционизма.

7. Возникают угрозы для ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров. После вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности.

Информация о работе Развитие внешней торговли на примере России