Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Северо-Кавказского федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:43, контрольная работа

Краткое описание

Региональная экономика одна из важнейших отраслей экономических знаний. Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил России и развитие отраслей ее экономики, важнейших природно-экономических, демографических экономических особенностей региона, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.
По определению федеральный округ – «это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктура».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Состав и место Северо-Кавказского федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Особенности экономико-географического положения…………………………………………………………………………………4
2. Хозяйственный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства……………………………..11
3. Основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития округа………………………………………………….........17
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)

экономического  развития округа.

 

Одной из важных проблем в Северо-Кавказском федеральном округе является миграция, в том числе вынужденная. Горячие  точки, военные конфликты в ближнем  зарубежье, сложные межэтнические  отношения, с одной стороны, и  благоприятные климатические условия, с другой стороны, сделали эту  территорию перекрестком миграционных потоков.

Управление миграционными процессами в Северо-Кавказском федеральном  округе требует активного участия  федерального центра в части разработки и реализации обширной программы, предусматривающей  комплекс административных, социальных, экономических и культурных мер  по количественной и пространственной регуляции миграционных потоков, а  также по обеспечению процесса взаимной адаптации мигрантов и принимающих  их территорий. Для решения проблемы избытка трудовых ресурсов Северо-Кавказского  федерального округа ежегодные размеры  трудовой миграции должны составлять 30 - 40 тыс. человек. В приеме мигрантов  требуется задействовать десятки  регионов Российской Федерации.

Более одной трети общей численности  населения Северо-Кавказского федерального округа составляет молодежь (приблизительно 2,8 млн. человек). Поэтому в Северо-Кавказском федеральном округе в целом и  в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в его состав, в частности  должна проводиться грамотная и  эффективная молодежная политика по следующим направлениям деятельности.

Для осуществления указанных направлений  деятельности необходимы организация  мониторинга основных аспектов жизни  местной молодежи и разработка стратегии  молодежной политики в Северо-Кавказском федеральном округе. Серьезной проблемой  Северо-Кавказского федерального округа является низкий уровень развития системы  здравоохранения.

Во всех субъектах Северо-Кавказского  федерального округа отмечается нехватка больниц и поликлинических учреждений, а также врачей и среднего медицинского персонала. Наиболее востребованными  видами медицинской помощи являются онкология, сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия  и офтальмология. Потребность в  высокотехнологичной медицинской  помощи по указанным видам полностью  соответствует структуре заболеваемости и объемам оказания медицинской  помощи в целом по Российской Федерации.

В 2009 году начал функционировать  Северо-Кавказский многопрофильный  медицинский центр Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, который  является современным хорошо оснащенным медицинским учреждением. Необходимо отметить, что центр еще не полностью  вышел на запланированные проектные  мощности. Повышение активности по направлению пациентов в центр  в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского  федерального округа, может значительно  повысить доступность многопрофильной  специализированной и высокотехнологичной  медицинской помощи жителям этого  округа.

Обеспеченность врачами в Северо-Кавказском федеральном округе ниже, чем в  среднем по Российской Федерации. В 2009 году значение этого показателя составило 38 человек на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 44,1 человека на 10 тыс. населения). Обеспеченность средним  медицинским персоналом в указанном  федеральном округе также ниже, чем  в среднем по России. В 2009 году значение этого показателя составило 81,6 человека на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 94,1 человека на 10 тыс. населения). Особого  внимания заслуживает проблема повышения  уровня профессиональной подготовки педагогов  и воспитателей детских дошкольных учреждений.Среди наиболее актуальных проблем средних общеобразовательных  школ выделяется острая нехватка педагогических кадров и устаревшая материально-техническая  база. Численность учащихся в дневных  общеобразовательных учреждениях  в Северо-Кавказском федеральном  округе, как и в целом по Российской Федерации, сокращается.

Важной задачей является также  качественная подготовка специалистов, необходимых для обеспечения  потенциального экономического роста. Проблемы с квалификацией кадров существуют практически во всех отраслях экономики (туризм, санаторно-курортная  сфера, государственное управление, пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительство, здравоохранение и  др.), что требует от системы не только усовершенствования программ подготовки, но и переподготовки кадров с учетом требований развивающейся экономики  и современных стандартов.

Основной социальной проблемой, присущей всем субъектам Российской Федерации, входящим в Северо-Кавказский федеральный  округ в равной степени, является низкий уровень обеспеченности жильем. Несмотря на низкие значения показателя обеспеченности жильем, доля ветхого  и аварийного жилья в субъектах  Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в основном ниже, чем в среднем  по Российской Федерации. Лишь в Республике Дагестан и Республике Ингушетия  доля ветхого и аварийного жилья  крайне высока - 20,6 процента и 20,4 процента соответственно. Не менее остро стоит  проблема кадрового обеспечения. Только 30 процентов специалистов, работающих в учреждениях культуры, имеют  высшее профессиональное образование. Вместе с тем достижение высоких  показателей развития субъектов  Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, невозможно без должного внимания к  культурной составляющей как в части  создания соответствующей инфраструктуры, так и в части кадрового  обеспечения. Крайне неблагополучной  является ситуация на рынке труда  во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского  федерального округа.

По состоянию на 1 мая 2010 г. общее количество безработных граждан в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 766,6 тыс. человек или 18 процентов численности экономически активного населения (в среднем по Российской Федерации - 8,2 процента). Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия - 53 процента, Чеченской Республике - 42 процента и Республике Дагестан - 17,2 процента.

Сложный характер проблем в социально-экономической  сфере Северо-Кавказского федерального округа определяет необходимость целенаправленной политики государства по этому вопросу.

Ключевые направления мероприятий  в области развития рынка труда  включают:

  • стимулирование создания новых рабочих мест, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса;
  • создание условий, способствующих повышению качества рабочей силы (образовательные программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров и безработных граждан, поддержка трудоустройства и обеспечение стажировок молодежи);
  • создание условий для развития территориальной мобильности граждан (трудоустройство жителей Северо-Кавказского федерального округа в других регионах Российской Федерации);
  • повышение эффективности функционирования специальных институтов на рынке труда (развитие центров занятости и ресурсных центров в Северо-Кавказском федеральном округе, улучшение координации с центрами занятости в других регионах Российской Федерации).
  • В целях максимального удовлетворения потребностей экономики Северо-Кавказского федерального округа в кадрах необходимо разработать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы потребностей рынков труда в профессиональных кадрах (рабочих местах), а также предпринять необходимые меры по использованию потенциала и опыта профильных ведущих высших учебных заведений и учебных заведений среднего профессионального образования Российской Федерации в приоритетных для указанного федерального округа секторах - туризме и сервисе, строительстве и сельском хозяйстве.
  • 26 октября 2010 состоялось обсуждение самой важной проблемы терроризма. Обсуждение проблемы состоялось с участием представителей всех субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), на которых возложена общая координация работы по информационному противодействию терроризму. В ходе заседания «круглого стола» обсужден практический опыт формирования и развития в регионе системы противодействия идеологии терроризма в субъектах СКФО Российской Федерации округа, вопросы участия в этой работе общественных и религиозных объединений, бизнес сообщества, творческой и научной интеллигенции, средств массовой информации.В выступлениях участников было отмечено, что проблема противодействия террористической идеологии является одной из центральных в системе мер борьбы с террористической угрозой в целом, поскольку идеология обоснования, пропаганды и осуществления нелегитимного насилия является первоосновой терроризма как крайне опасного социального явления в жизни человеческого общества. По единодушной оценке участников мероприятия прошедший «круглый стол» позволил обменяться мнениями по одной из приоритетных проблем СКФО – противодействие идеологии терроризма и выработать общие подходы к реализации механизмов и технологий её решения.

В последние годы наблюдается значительный рост объема инвестиций в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа. Тем не менее объем частных  инвестиций на душу остается самым  низким. Показатель объема накопленных  частных инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе в 2005 - 2008 годах  в расчете на душу населения ниже среднего по Российской Федерации в 4,7 раза.

Причинами низкого показателя частных  инвестиций в Северо-Кавказском федеральном  округе являются:

  • высокие риски, недостаток инфраструктуры и стимулов для инвесторов (прежде всего внешних);
  • отсутствие крупных потенциальных инвесторов на внутреннем рынке;
  • отсутствие финансовых средств на проработку проектов у предприятий и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
  • неразвитый сектор предпринимательства.

Распределение инвестиций по субъектам  Российской Федерации неравномерное. Доля государства в структуре  инвестиций в регионы Северо-Кавказского  федерального округа остается существенной, в среднем она составляет примерно 40 - 50 процентов общего объема (по Российской Федерации - около 30 процентов). В Чеченской  Республике указанный показатель превосходит 90 процентов.

При этом инвестиции направлены на реализацию социальных проектов и мероприятий.

Присутствие иностранных инвесторов в Северо-Кавказском федеральном  округе остается крайне низким. Объем  иностранных инвестиций  в 2008 году составил меньше 1 млрд. долларов США, то есть не составляет половины процента общего объема иностранных инвестиций в Российской Федерации. При этом внимание иностранных инвесторов сосредоточено в основном на Ставропольском крае и Республике Дагестан.

Наибольшая доля инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе приходится на транспорт  и связь, производство и распределение  электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом. В целом  структура инвестиций по субъектам  Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, равномерна, за исключением Республики Ингушетия, в которой инвестиции в сферу государственного управления составили 58 процентов, при этом доля инвестиций в промышленность и сельское хозяйство - меньше 2,5 процента.

Улучшение инвестиционного климата  в Северо-Кавказском федеральном  округе представляется возможным посредством  расширения финансовых стимулов (налоговые  и таможенные льготы, доступ к льготному  финансированию, льготы по аренде земли, гарантии и т.п.),  развития необходимой базовой инфраструктуры и создания эффективных процессов привлечения и взаимодействия с потенциальными инвесторами.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив Северо-Кавказский федеральный округ, мы пришли к выводу, что в данном округе сформировались крупные агропромышленный, индустриальный и курортно-рекреационные комплексы, которые в условиях перехода к  рыночным отношениям могут и должны внести значительный вклад в решение  задач экономического и социального  возрождения России.

Оценили особенности экономико-географического  положения - оно достаточно выгодное, природные условия благоприятны для проживания населения и развития сельского хозяйства, и имеются  разнообразные ископаемые. Также, округ  имеет выход к Каспийскому  морю, что влияет на специализацию  хозяйства самого района.

Мы определили, что отраслями  рыночной специализации Северо-Кавказского  федерального округа являются агропромышленность, машиностроение, пищевая промышленность и уникальный курортно-рекреационный  комплекс, и охарактеризовали их развитие и размещение.

Также, попытались указать  социально-экономические проблемы и перспективы развития округа.

Составили таблицу, на которой  отметили все федеральные округа, их площадь, население, ВРП и административные центры округов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ, ст.5 п.1
  2. Указ президента РФ В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000, www.kremlin.ru
  3. Указ президента РФ Д. А. Медведева от 19 января 2010 года
  4. Большакова Г.И., Рубаник Е.А. Регионоведение: учеб. пособ. для студентов.- Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2004.- 299 с.
  5. Регион. Учеб. для вузов / Т.Г.Морозова, М.П. Победина, С.С. Шимов, Р.А. Исляев; под ред. проф. Т.Г.Морозовой.- М.: ЮНИТИ, 2000. – 424с.
  6. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006.- 304 с.
  7. Регионоведение: уч. пособ. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. профессор Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 448 с.
  8. Арбатов А. Минерально-Сырьевая база страны //Экономист.-2000-№2
  9. Гохберг Г.В. и др. Федеральные округа РФ.-М.:Финансы и статистика, 2002.
  10. http://www.skfo.ru/
  11. http://www.kremlin.ru/
  12. http://www.rian.ru/
  13. http://kavkaz.ge.ru/

Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Северо-Кавказского федерального округа