Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Отдельные части территории России различаются природными условиями и ресурсами, давностью и степенью освоения, обеспеченностью и составом трудовых ресурсов и т. д. Эти различия приводят к географическому разделению труда между отдельными районами страны и их специализации на производстве определенного вида продукции. Например. Западная Сибирь снабжает страну нефтью и газом, Северный Кавказ специализируется на сельском и курортном хозяйстве, Центральная Россия — лидер в выпуске наукоемкой продукции, Поволжье называют автомобильным «цехом» страны и т. д. Такое разделение труда между различными районами называется территориальной специализацией хозяйства.

Содержание

Введение.
Состав и место Южного федерального округа в общероссийском разделении труда. Особенности экономико – географического положения.
Хозяйственный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства.
Основные проблемы и инновационные направления социально – экономического развития региона.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика.docx

— 46.70 Кб (Скачать файл)

Из предприятий тяжелого машиностроения в регионе выделяются своей мощностью и значением Шахтинский и Каменский заводы по производству горношахтного оборудования, Новочеркасский и Волгоградский заводы нефтяного оборудования, Миллеровский им. Гаврилова — доменного и сталеплавильного оборудования, Хадыженский машиностроительный завод бурового оборудования и др. Одним из крупнейших в стране является Донецкий экскаваторный завод (г. Донецк Ростовской обл.).

Широко представлено в регионе транспортное машиностроение. Крупнейшим среди предприятий является Новочеркасский электровозостроительный завод, специализирующийся на производстве магистральных электровозов. Электровозоремонтный завод — один из крупнейших в Ростовской области. Получило развитие в регионе и авиастроение. Ростовское вертолетное производственное объединение, выпускающее мощные вертолеты большой грузоподъемности, — одно из крупнейших в стране. Широко известны в стране и за рубежом гидропланы Таганрогского завода им. Бериева. Малогабаритные автобусы производит Краснодарский механический завод «Кубань», а автоприцепы — Ставропольский завод. Одна из старейших отраслей транспортного машиностроения в регионе — судостроение и судоремонт. Среди предприятий данного профиля выделяются ростовские заводы «Красный Дон» и «Красный моряк», Азовская судостроительная верфь по производству металлических сейнеров, Таганрогский судоремонтный завод, Волгоградский и Астраханский судостроительные заводы. Предприятия судостроения и судоремонта есть также в Ейске, Туапсе, Новороссийске, Махачкале. Возникли в 90-е годы и наращивают производственные мощности сборочные предприятия легковых автомобилей в Ростове-на-Дону (на базе завода «Красный Аксай») и в Таганроге (на базе комбайнового завода). Мощность последнего в перспективе предусматривается довести до 480 тыс. автомобилей в год, с постепенным переходом от «отверточных» операций к самостоятельному производству многих деталей и узлов. 
Из станкостроительных предприятий выделяются Краснодарский завод им. Седина, производящий широко известные токарно-карусельные станки, Азовский завод кузнечно-прессовых автоматов, Новочеркасский завод по производству станков с ЧПУ, Краснодарский завод им. Калинина, выпускающий автоматические линии и металлорежущие станки. Предприятия станкостроения есть также в Майкопе, Ейске, Астрахани, Кропоткине. Кузнечно-прессовые заводы расположены в Таганроге, Азове, Сальске. В 1997 г. около 52% всего производства металлорежущих станков в регионе приходилось на Краснодарский край и 40% — на Астраханскую обл. 
Десятки предприятий представляют приборостроение. Выпускаются средства автоматизации, электроизмерительные приборы, оптико-механические изделия, радионавигационная аппаратура, часы, самопишущие и цифровые приборы и др. Среди них выделяются краснодарские заводы электро- и радиоизмерительных приборов, ростовские часовой «Горизонт» и «Электроаппарат», таганрогские «Виброприбор» и «Прибой», Азовский оптико-механический, назранский «Электроинструмент», нальчикские «Севкавэлектроприбор» и телемеханической аппаратуры, Владикавказский станкостроительный завод. 
Из предприятий машиностроительного комплекса широко известны также Волгоградский тракторный завод, Ростовский подшипниковый завод № 10, Камышинский и Урюпинский крановые заводы, Махачкалинский завод электросварочного оборудования и др.

 
 




По широте номенклатуры, качеству и товарной направленности пищевая  промышленность округа не имеет себе равных среди регионов Российской Федерации. По выпуску целого ряда изделий отрасли, в частности подсолнечного масла, плодоовощных консервов, вин и др., регион занимает первое место в стране. В то же время в 90-е годы округ  явно потерял прежние прочные  позиции в пищевом производстве России. Так, еще в 1990 г. на долю Северного Кавказа приходилось 13,6% производства пищевой продукции страны, а в 1997 г. — только 7,6%. Помимо Центрального района он уступает Уралу и Западной Сибири. Такого рода сдвиги носят в целом негативный характер, так как ориентация на самообеспечение регионов России не позволяет в полной мере использовать выгоду территориального разделения труда, концентрации производства отдельных видов продукции в регионах с оптимальными условиями для их производства. В числе причин сложившейся ситуации — резкий рост транспортных расходов. 
Тем не менее пищевая промышленность Южного федерального округа выполняет в равной степени две задачи: удовлетворение потребности населения региона и снабжение своей продукцией потребителей других регионов страны, включая Европейский Север, Сибирь и другие. За 90-е годы изменилось место пищевой промышленности и в структуре промышленного производства округа: если в начале десятилетия на нее приходилась 1/3 стоимости промышленной продукции региона, то в настоящее время — лишь несколько более 1/4, впрочем, достигая в Краснодарском крае 43%, а в Адыгее — почти 51%. 
В весьма сложной отраслевой структуре пищевой промышленности региона выделяются масло-жировая, мясная, плодоовощеконсервная, винодельческая, сахарная, рыбная, маслосыродельная и молочная, мукомольно-крупяная. 
Мукомольно-крупяная промышленность базируется на местном сырье и выпускает разнообразную продукцию, в том числе самого высокого качества, для макаронных и кондитерских фабрик из выращиваемых здесь ценных сортов твердых и сильных пшениц. Наиболее крупные центры мукомольно-крупяного производства — Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Волгоград, Сальск, Армавир, Волгодонск, Камышин, Новороссийск.

Возделывание масличных культур (подсолнечника, горчицы) в степях Юга  России обусловило развитие мощной масло-жировой промышленности. По выпуску подсолнечного масла регион намного опережает все другие районы страны. Наиболее крупные предприятия отрасли размещены в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Миллерово, Кропоткине, Георгиевске, Волгограде, Камышине. Волгоградская обл. выделяется производством горчичного масла и горчичного порошка. 
По производству сахара регион уступает только Центрально-Черноземному району. Сильнейшая ориентация на сырьевую базу явилась фактором концентрации сахарных заводов главным образом в Краснодарском крае, где выделяются преимущественно сельские административные центры и небольшие города: Тимашевск, Кореновск, Усть-Лабинск, станицы Ленинградская, Староминская, Динская и другие. Имеются предприятия сахарного производства также в Адыгее, Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии.

Ведущее место в стране занимает округ по производству плодоовощеконсервной продукции, отличающейся большим разнообразием, высокой товарностью и широким  территориальным распространением. Эта отрасль представлена во всех административных единицах региона, но особенно выделяется Краснодарский  край. Крупнейшими в стране центрами плодоовощеконсервного производства являются Крымск, Астрахань, Азов, Семикаракорск. К числу крупных относятся Ростов-на-Дону, Волгодонск, Багаевская, Волгоград, Камышин, Ахтубинск, Славянск-на-Кубани, Ейск, Ставрополь, Георгиевск, Дербент, Буйнакск, Нарткала, Прохладный.

Винодельческая промышленность округа занимает первое место в стране по производству продукции первичного виноделия и второе — по розливу  готовой продукции. Вина Северного  Кавказа — донские, кубанские, коньяки  Дагестана и другие — пользуются широкой известностью не только на внутреннем, но и на международном рынке. Наиболее крупными винзаводами располагают Ростов-на-Дону, Цимлянск, Новочеркасск в Ростовской области; Абрау-Дюрсо, Анапа, Геленджик, Крымск, Сочи, Темрюк в Краснодарском крае; Прасковея, Буденновск, Пятигорск в Ставропольском крае; Кизляр и Дербент в Дагестане, Прохладный в Кабардино-Балкарии. Родиной российского и советского шампанского являются соответственно Абрау-Дюрсо и Ростов-на-Дону. В регионе производятся лучшие в стране коньяки (Дербент, Кизляр, Прохладный), марочные вина (Анапа, Геленджик, Прасковея), сухие и столовые вина (Ростовская обл., Краснодарский край и др.). 
Общероссийское значение имеет мясоперерабатывающая промышленность, представленная во многих центрах региона, среди которых выделяются Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань, Волгодонск, Таганрог, Ставрополь, Каменск-Шахтинский, Нальчик, Владикавказ, Камышин и др. Не менее известен регион и продукцией молочного комплекса, подотрасли которого получили повсеместное развитие. Однако наивысшая концентрация производства продукции наблюдается в Краснодарском крае. Здесь размещены мощные сыродельные комбинаты (Тихорецкий, Ленинградский), входящие в число крупнейших в стране, молочноконсервное производство (Тимашевск, Брюховецкая, Староминская, Кореновск).

Традиционной отраслью региона  является рыбоперерабатывающая промышленность. По производству продукции регион уступает лишь Дальнему Востоку и Европейскому Северу. Его предприятия перерабатывают рыбные ресурсы Каспийского, Азовского, Черного морей, Мирового океана, прудов и крупнейших рек. Наиболее крупными центрами рыбопереработки являются Астрахань, Новороссийск, Темрюк, Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Махачкала. Мировое значение имеют производство черной икры и балыков в дельтах Волги, Дона, Кубани, Терека, на долю которых приходится более 90% мирового производства черной икры.

Из других отраслей пищевой промышленности региона выделяются: розлив минеральных  вод («Нарзан», «Ессентуки» и др.), центрами которого являются Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Черкесск, Сочи, Нагутская, Нальчик, Горячий Ключ; кондитерская промышленность (Нальчик, Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград, Майкоп, Ставрополь, Астрахань, Владикавказ и др.), чайная (Дагомыс). Крупнейшим центром производства табачных изделий с дореволюционных времен является Ростов-на-Дону. Большая табачная фабрика, оснащенная новейшим оборудованием и принадлежащая концерну «Филипп Моррис», создана в Армавире.

Основные проблемы и  инновационные направления социально  – экономического развития региона.

Возможности устойчивого социально-экономического развития Южного федерального округа в долгосрочной перспективе определяются характером и полнотой использования  всего комплекса его конкурентных преимуществ, благоприятных внутренних (региональных) и внешних (макроэкономических и внешнеэкономических) факторов экономического роста, а также возможностями  преодоления имеющихся ограничений  и решения ключевых проблем регионального  развития.

Особое место в системе факторов регионального развития занимают территориально локализованные конкурентные преимущества Южного федерального округа, имеющие  устойчивый характер и не зависящие  от внешних условий.

К числу ключевых конкурентных преимуществ  Южного федерального округа относятся:

наиболее благоприятные по сравнению  с другими территориями Российской Федерации природно-климатические  условия для жизнедеятельности  людей;

сравнительно высокая миграционная привлекательность территории округа (прежде всего Краснодарского края) для экономически активного населения  других регионов страны, в том числе  высококвалифицированных кадров;

исключительно выгодное геополитическое  и геоэкономическое положение территории округа, определяемое его приграничным характером по отношению к стратегически важным для России государствам Кавказского макрорегиона, Украине и Казахстану, а также непосредственным выходом к морским транспортным коммуникациям, соединяющим Российскую Федерацию со странами Средиземноморского, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;

сравнительно развитая и продолжающая интенсивно развиваться транспортная инфраструктура, включающая в том числе широко разветвленную сеть автомобильных дорог с твердым покрытием, портовую инфраструктуру (морской и речной транспорт), железнодорожные пути, аэропорты, трубопроводную сеть;

наличие на территории округа ряда развитых и развивающихся кластеров с  высоким потенциалом роста в различных отраслях и секторах экономики;

значительные размеры внутреннего (регионального) рынка, определяемые сравнительно высокой численностью и концентрацией населения;

относительно низкая стоимость  рабочей силы;

высокий уровень обеспеченности округа местными строительными материалами.

На уровень конкурентоспособности  экономики Южного федерального округа и входящих в его состав регионов ощутимое воздействие оказывает  также весь комплекс внешних факторов, в том числе характер структурной  и региональной политики Правительства  Российской Федерации, темпы инфляции, валютный курс рубля, ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, размер и стабильность тарифов на услуги естественных монополий, общий уровень либерализации экономики, состояние конъюнктуры на глобальных рынках товаров и услуг, наличие нетарифных ограничений во внешней торговле и т.д.

Вместе с тем на развитие Южного федерального округа и его регионов заметное влияние (прежде всего в  краткосрочной и среднесрочной  перспективе) будут оказывать также  факторы, препятствующие устойчивому  экономическому росту, среди которых  следует выделить:

слабо диверсифицированную отраслевую структуру экономики;

сравнительно низкий уровень производительности труда в большинстве ключевых отраслей и секторов экономики;

крайне низкую степень инновационной  активности и незначительное присутствие  в округе высокотехнологичных видов  деятельности;

отсутствие на территории округа лидирующих инновационно-образовательных кластеров;

сохраняющееся несоответствие профессионально-квалификационного  состава рабочей силы и долгосрочных приоритетов развития округа;

значительные межрегиональные  и межмуниципальные различия по степени экономической активности и уровню жизни населения;

относительно низкий уровень энергообеспеченности территории округа;

недостаточно развитая инженерная инфраструктура округа;

территориальная близость к районам  с нестабильной социально-экономической  ситуацией, повышенные угрозы террористической деятельности и межэтнических конфликтов.

Отмеченные проблемы социально-экономического развития округа должны быть в основном решены в среднесрочной перспективе, преимущественно на базе использования различных механизмов государственно-частного партнерства, что позволит создать необходимую основу для реализации приоритетов инновационной модернизации экономики Южного федерального округа на долгосрочную перспективу.

Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Южного федерального округа