Развитие конкурентной среды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 06:25, реферат

Краткое описание

Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Программа включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие конкурентной среды в России.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

В ряде естественно-монопольных сфер отсутствует ответственность за нарушение правил доступа к услугам, в связи с чем контроль таких правил осуществляется антимонопольным органом по процедурам, предусмотренным для нарушений антимонопольного законодательства. Такая форма контроля связана со значительными временными издержками, что в условиях стремительно меняющейся обстановки затягивает сроки принятия решений.

В ряде сфер действующий порядок доступа не обеспечивает соблюдения принципа недискриминационности и нуждается в совершенствовании. К таким сферам относятся транспортировка природного газа, авиатопливообеспечение, а также распределение грузовых вагонов между операторами подвижного состава.

Необходимо отметить, что в мире отмечается значительное сокращение времени совершения сделок, осуществления слияний и поглощений. Только за 2008 год, по оценкам экспертов, длительность совершения таких сделок сократилась в 2 раза, с 142 до 80 дней[3]. При этом зачастую альтернативой слиянию является банкротство компании. В связи с этим излишние и длительные процедуры согласования крайне нежелательны и могут привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными компаниями.

Важной антикризисной мерой поддержки отечественной экономики является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и естественных монополий. Однако данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.

Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.

Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.

Во-вторых, при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Целесообразно силами антимонопольного органа провести серию контрольных мероприятий на предмет выявления нарушений, связанных с созданием органами власти необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.

В-третьих, нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.

Также необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов.

В-третьих, в целях совершенствования авиатопливообеспечения необходимы установление запрета на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению и разработка правил доступа к услугам топливо-заправочных комплексов в аэропортах.

В-четвертых, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем:

                  сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, включая введение частичного моратория на проведение проверок;

                  обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования. Данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе;

                  упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, и упрощения процедуры присоединения.

В-пятых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь исключение обязательного согласования сделок внутри группы лиц.

В-шестых, формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.

В-седьмых, в целях развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта необходимо создать специализированный информационно-торговый центр («биржу») вагонов. На основе информации единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.

 


VI. Индикаторы результативности конкурентной политики и администрирование Программы

 

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует комплексная система мониторинга состояния конкурентной среды, включающая показатели и критерии ее оценки, существует дефицит глубоких научных исследований состояния конкурентной среды.

В отсутствие подобной системы мониторинга крайне сложно оценить эффективность и целесообразность мер по введению и пересмотру государственного регулирования, в том числе предлагаемых Программой развития конкуренции, что повышает риск негативного воздействия на конкурентную среду.

В связи с этим необходимо разработать систему показателей (в том числе количественных и качественных) регулярного мониторинга конкурентной среды, а также систему постоянного анализа и оценки воздействия на конкурентную среду решений, принимаемых органами власти.

Основой разрабатываемой системы показателей мониторинга конкурентной среды будут являться, в частности, следующие показатели.

Во-первых, показатели уровня развития конкуренции:

                  различия между российскими и мировыми ценами на отдельные виды товаров и услуг (в том числе с учетом наличия объективных оснований таких различий);

                  дисперсия региональных цен (на отдельные виды важнейших товаров);

                  доля продукции и услуг, производимых новыми участниками отрасли (вошедшими на рынок в течение последних трех лет) с учетом специфики отраслей;

                  доля оборота продукции, в отношении которой действуют импортные тарифы, в общем обороте продукции, реализуемой на российских рынках (с классификацией по высоте импортных тарифов);

                  доля размещаемых государством ресурсов на аукционах (радиочастот, лесных, водных и биоресурсов);

                  доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год;

                  доля производства предприятий малого предпринимательства в ВВП России.

Во-вторых, показатели административных барьеров, включая показатели входа на рынки, в том числе:

                  показатели усредненных издержек бизнеса на предусмотренное законами взаимодействие с органами власти по вопросам создания предприятия, лицензирования, надзора (контроля), на систему налогового администрирования, разрешение арбитражных споров и т.п.;

                  показатели усредненных издержек бизнеса на взаимодействие с субъектами естественных монополий;

                  доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше за истекший год.

В-третьих, показатели концентрации на ряде наиболее важнейших товарных рынков, в том числе показатели численности и долей участников рынка.

В-четвертых, показатели, характеризующие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, включающие сведения о количестве нарушений, выразившихся в:

- злоупотреблении доминирующим положением;

- ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов;

- принятии антиконкурентных актов и осуществлении антиконкурентных действий органов власти, органов местного самоуправления.

В целях оценки действенности конкурентной политики необходимы регулярный расчет и анализ динамики указанных показателей, а также ряда иных показателей в среднесрочной перспективе.

 

Размещено на Allbest.ru

 



[1] Доклад ФАС России о развитии конкуренции в 2007 году ( 2008 г.).

[2] Отчет Международной конкурентной сети по одностороннему поведению за 2007 год (2008 год).

[3] Данные агентства Towers Perrin на основе анализа более 500 сделок стоимостью более 2 млрд. долларов США, объявленных с января 2007 по сентябрь 2008 года.


Информация о работе Развитие конкурентной среды в России