Развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края: сущность, факторы, современное состояние, меры государственной поддержки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 04:08, реферат

Краткое описание

Региональный бизнес естественно создается, основываясь на географические, политические, экономические и другие аспекты. Взяв за основу экономику Красноярского края, можно утверждать, что малому бизнесу «есть, где развернуться». Это обширная территория края, его высокий природно-ресурсный потенциал, а так же поддержка в развитии малого бизнеса местными органами управления. Стоит отметить, что многие ведущие отрасли современной экономики начинают свое развитие именно через малый бизнес, который оперативно реагирует на запросы локальных рынков и предлагает продукцию высокой степени обработки, ориентируясь на внутренний спрос. Не стоит забывать о быстром развитии научно-технического прогресса, вследствие, которого и возрастают потребности потребителей.

Содержание

Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края 4
2. Сущность малого бизнеса 7
3. Факторы развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края 10
4. Современное состояние малого бизнеса в Красноярском крае 14
5. Меры государственной поддержки 16
Заключение 18
Библиографический список 19

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика.Полякова.БЭЗУ14-01.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева»

(СибГАУ)

 

Заочное отделение Института непрерывного образования

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Региональная экономика

на тему:

Развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края: сущность, факторы, современное состояние, меры государственной поддержки.

 

                                                                Выполнил студент группы

БЭЗУ 14-01

                                                                 заочной формы обучения

                                                              Полякова К.С.

 

        Руководитель:

канд. эконом. наук, Цветцых А.В

 

Дата сдачи: «_____»________20___г.

Дата защиты: «____»_________20__г.

Оценка:__________________             __________________________________

                                                                                                                                                 (подпись руководителя)

 

 

 

Красноярск 2015 г.

Содержание

 

Введение            3

 

1. Развитие  малого бизнеса в экономике  Красноярского края   4

 

2. Сущность  малого бизнеса         7

 

3. Факторы  развитие малого бизнеса в  экономике Красноярского края  10

 

4. Современное  состояние малого бизнеса в  Красноярском крае   14

 

5. Меры государственной  поддержки       16

 

Заключение           18

 

Библиографический список         19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Малый бизнес в России постепенно, но развивается. Набирает обороты, завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью. Рассмотрим структуру малого бизнеса на примере Красноярского края. Выявим его сущность, факторы и современное состояние. А так же рассмотрим меры государственной поддержки регионального предпринимательства. Малый бизнес является основным звеном рыночной системы страны. Осуществляя самостоятельную деятельность, он влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, обеспечивает регион не только выпускаемой продукцией, но и рабочими местами, то есть увеличивает занятость населения, а так же путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.  Значит, решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. В нашей стране и других экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Так если малый бизнес играет не последнею роль в современном обществе, то с уверенностью можно сказать, что данная тема является актуальной для рассмотрения и анализа.

Региональный бизнес естественно создается, основываясь на географические, политические, экономические и другие аспекты. Взяв за основу экономику Красноярского края, можно утверждать, что  малому бизнесу «есть, где развернуться». Это обширная территория края, его высокий природно-ресурсный потенциал, а так же поддержка в развитии малого бизнеса местными органами управления. Стоит отметить, что многие ведущие отрасли современной экономики начинают свое развитие именно через малый бизнес, который оперативно реагирует на запросы локальных рынков и предлагает продукцию высокой степени обработки, ориентируясь на внутренний спрос. Не стоит забывать о быстром развитии научно-технического прогресса, вследствие, которого и возрастают потребности потребителей. Поэтому и малому бизнесу есть, куда расти и развиваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие малого бизнеса в  экономике Красноярского края

 

Малое предпринимательство играет особую роль в социально-экономическом развитии муниципального образования. Его становления и развитию способствовали осуществляемые в нашей стране экономические реформы. Малый бизнес способен компенсировать сокращение рабочих мест на крупных предприятиях и предоставлять новые, позволяет наиболее эффективно удовлетворять, зачастую очень быстро изменяющийся внутренний спрос населения на разнообразные товары и услуги, сдерживая инфляцию. А также выплачивая налоги, обеспечить поступления в бюджеты всех уровней. Малые предприятия дополняют деятельность крупных и средних предприятий, ориентирующихся, на наиболее масштабные и емкие рынки сбыта, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывая, местные условия. Именно поэтому особая роль и отводится малому бизнесу, учитывая современные экономические условия, связанные с кризисными явлениями, а поддержка предпринимательства занимает важное место в комплексе антикризисных мер Правительства РФ.

Россия характерна социально-экономической неоднородностью своих регионов, что приводит к сильной территориальной дифференциации в уровне развития малого предпринимательства. На современном этапе Красноярский край представляет собой территорию с выгодным географическим положением, развитыми промышленным, научно-образовательным и историко-культурным комплексами. В связи с этим малое предпринимательство является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона. Создание эффективной системы поддержки малого бизнеса должно опираться на статистический анализ и прогнозирование динамики важнейших индикаторов развития этого сектора экономики в отдельных регионах и федеральных округах, на статистическое оценивание происходящих структурных сдвигов и изменений в малом предпринимательстве. Поэтому является актуальной задача статистического анализа развития малого предпринимательства в Красноярском крае с целью получения прогноза на будущее.

Чтобы увидеть более точную картину развития малого бизнеса в Красноярском крае, стоит начать рассматривать тенденцию роста с начала 2000 гг., где количество малых предприятий составляло около 300 организаций на 100 тыс. человек населения края. На период финансового кризиса рост малого бизнеса естественно снизил темпы своего развития, но после окончания возобновил темпы роста, и после 2007 г. количество предприятий на 100 тыс. человек переросло за 500 предприятий. Но и не стоит забывать про тот фактор, что и прирост населения за эти годы тоже существенно вырос. За период 2008-2009 гг. количество малых предприятий в Красноярском крае имели стабильные показатели и значительные уменьшения или увеличения не наблюдались. Возможно это явление было связанно с финансовым кризисом того самого периода. [2]

Если же подробно рассмотреть последние данные официальной статистики распределения индивидуальных предпринимателей Красноярского края по видам экономической деятельности, то сможем наблюдать такую картину.[4]

 

 

2010

2011

2012

2013

Всего

80607

84324

85022

72883

в том числе по видам экономической деятельности:               

       

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2965

3371

3291

2997

рыболовство, рыбоводство

213

201

193

164

добыча полезных ископаемых

8

8

7

8

обрабатывающие производства

4765

5004

5011

4290

из них:

       

производство пищевых продуктов, включая напитки, 
и табака

657

718

693

633

текстильное и швейное производство

1131

1124

1073

808

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

29

32

34

26

обработка древесины и производство изделий из дерева

843

874

883

753

целлюлозно-бумажное производство; издательская  
и полиграфическая деятельность

306

312

318

270

производство кокса и нефтепродуктов

1

1

1

1

химическое производство

25

32

31

23

производство резиновых и пластмассовых изделий

83

80

81

64

производство прочих неметаллических минеральных  
продуктов

201

218

235

201

металлургическое производство и производство 
готовых металлических изделий

417

432

458

426

производство машин и оборудования

162

204

188

186

производство электрооборудования, электронного  
и оптического оборудования

198

199

208

193

производство транспортных средств и оборудования

12

14

15

12

прочие производства

700

764

793

694

производство и распределение электроэнергии, 
газа и воды

53

51

57

55

строительство

2046

2344

2612

2306

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

46005

46042

45836

39725

в том числе:

       

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

3409

3482

3531

3069

оптовая торговля, включая торговлю через агентов,  
кроме торговли автотранспортными средствами  
и мотоциклами

3600

3609

3653

3142

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

38996

38951

38652

33514

гостиницы и рестораны

1569

1640

1720

1611

транспорт и связь

7194

9272

9488

7423

из них:

       

связь

285

303

298

246

финансовая деятельность

393

413

433

348

операции с недвижимым  имуществом, аренда  
и предоставление услуг

8921

9489

9874

8621

из них:

       

научные исследования и разработки 

25

31

26

18

государственное управление и обеспечение военной  
безопасности; социальное страхование

2

4

4

-

образование

605

617

655

541

здравоохранение и предоставление социальных услуг

508

529

586

540

предоставление прочих коммунальных,  
социальных и персональных  услуг

5320

5302

5225

4228

из них:

       

деятельность по организации отдыха и развлечений,  
культуры и спорта

696

734

758

691

предоставление услуг по ведению домашнего

хозяйства

33

30

30

24


  

Проанализировав данные таблицы, можно сделать определенные выводы. Что ведущими отраслями малого бизнеса являются розничная торговля товаров, оптовая и розничная торговля продовольствий; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Наименьшее количество предприятий государственного управления и обеспечения военной безопасности, социальное страхование, а в конце 2013 года они совсем ушли с малого бизнеса Красноярского края. Постоянным и единственным производителем кокса и нефтепродуктов в крае является компания «Алтея». Пик максимального количества малых предприятий пришлись на 2011-2012 г. А в 2013 индивидуальных предпринимателей  стало значительно меньше, даже по сравнению с 2010 г., когда показатели не были особо высокими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность малого бизнеса

 

Малое предпринимательство один из ведущих секторов который определяет темпы экономического роста страны, состояние занятости населения, качество и структуру валового национального продукта. Развитие малого бизнеса во многом зависит от политики внутренней и внешней политики государства. Также способствует формированию гибкой смешанной экономики, созданию адекватной модели хозяйства, что способствует развитию конкурентного рынка.[5] Что же такое малое предприятие и в чем его сущность. Малое предприятие – это небольшая фирма, управляющим которой является независимый владелец. Также эта фирма не занимает доминирующую позицию на рынке в своей отросли. Отвечает определенным нормам закона, критериям по числу работников, которые работают на фирме за отчетный период и доходу, который она получает.

Основной перечень показателей и критериев, по которым предприятие можно отнести к субъекту малого бизнеса:

1. Численность  работников

 

2. Размер  уставного капитала

 

3. Величина  активов

 

4. Величина  оборота (прибыль, доход)

 

24 июля 2007г. был принят Федеральный закон  Российской Федерации. N 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации". Именно в нем и  описаны основные понятия и  критерии, которые и отражают  главную сущность малого бизнеса.

Из первой статьи становится понятно, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. (Статья 1N 209-ФЗ)

Так же для определения сущности малого бизнеса стоит ознакомиться с его основными понятиями. (Статья 3 N 209-ФЗ)

1) субъекты  малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические  лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с  условиями, установленными настоящим  Федеральным законом, к малым  предприятиям, в том числе к  микро предприятиям, и средним предприятиям;

2) федеральные  программы развития субъектов  малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты Правительства  Российской Федерации, в которых  определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей  государственной политики в области  развития малого и среднего  предпринимательства, в том числе  отдельных категорий субъектов  малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской  Федерации, с указанием объема  и источников их финансирования, результативности деятельности  федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

 

3) региональные  программы развития субъектов  малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, в которых  определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей  государственной политики в области  развития малого и среднего  предпринимательства, в том числе  отдельных категорий субъектов  малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах  Российской Федерации, с указанием  объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

 

4) муниципальные  программы развития субъектов  малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов  местного самоуправления, в которых  определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей  в области развития малого  и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий  субъектов малого и среднего  предпринимательства, и осуществляемых  в муниципальных образованиях, с  указанием объема и источников  их финансирования, результативности  деятельности органов местного  самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

 

5) поддержка  субъектов малого и среднего  предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов  государственной власти Российской  Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления  и функционирование инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, направленные  на реализацию мероприятий, предусмотренных  федеральными программами развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства, региональными  программами развития субъектов  малого и среднего предпринимательства  и муниципальными программами  развития субъектов малого и среднего предпринимательства.[6]

Информация о работе Развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края: сущность, факторы, современное состояние, меры государственной поддержки.