Развитие малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, обозначить основные и наиболее острые проблемы, которые стоят перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
• изучить и описать основную характеристику малого и среднего бизнеса в России;
• выяснить основные проблемы малого и среднего бизнеса;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике ……….5
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России ……………..……5
1.2. Определение групп малого и среднего бизнеса ……………………….......7
1.3. Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике .8
1.4. Роль малого и среднего бизнеса в экономике ……………………………11
Глава 2. Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России ………………………………………………………………...13
2.1. Современное состояние малого бизнеса в различных сферах деятельности …………………………………………………………………….16
2.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России ……..17
2.3. Перспективы развития малого и среднего бизнеса ………………………20
Заключение ………………………………………………………………………22
Список литературы ……………………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

развитие малого и среднего бизнеса в россии.docx

— 45.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Роль малого  и среднего бизнеса в экономике

Очень важную роль в производстве отдельных товаров, в исследовательских  и научно-производственных разработках  и в занятости играют мелкие и  средние предприятия.

Малый и средний бизнес воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных отношений  в результате изменения количества субъектов рынка и повышения  квалификации.

Развитие специализации  и кооперации вовлекает мелких и  средних предпринимателей в сферу  влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных  монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Так крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для монополистических объединений мелкие субподрядчики удобны и выгодны, так как они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий.

Важность малых и средних  предприятий в том, что в условиях жесткой конкуренции, они постоянно  вынуждены развиваться и адаптироваться к условиям рынка.

Деятельность малых и  средних предприятий в менее  развитых районах западноевропейских стран – это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

Более высокая эффективность  труда отмечается на мелких и средних  предприятиях. Малые фирмы удовлетворяют  потребности в дефицитных товарах и услугах с меньшими затратами на основе разработки местного сырья, и при этом обеспечивают большую занятость населения. На современном этапе повышение роли предприятий малого и среднего бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах – не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

 

Глава 2. Современные  проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России

В России на деятельность малых  и средних предприятий оказывают  влияние сразу несколько факторов. Эти факторы можно разделить  на две группы: факторы внутренней среды (внутренняя среда предприятия) и факторы внешней среды.

Под внутренней средой предприятия  понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость  внутренней среды от внешних условий.

Под внешней средой понимается совокупность внешних факторов по отношению  к предприятию, изменение значений которых влияет на состояние предприятия  и результаты деятельности.

Внешняя среда для предприятий имеет большое значение, как источник ресурсов, потребитель результатов деятельности и как факто, определяющий поведение и образ действий предприятия, которые отражаются в установлении целей.

Факторы внешней среды  разделяются на две группы. Первая группа – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая группа – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

Малые предприятия в рыночной экономике, характеризуются, как неустойчивая предпринимательская единица, которая наиболее зависима от колебаний рынка. Следовательно, непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами.

Также на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, которая во многом зависит от размера малого предприятия. Внутренняя среда предприятия имеет  ряд отличий в способах разделения труда, расстановке кадров, распределении  прав и ответственности и т.д.

В настоящее время в  своей деятельности малые предприятия  сталкиваются с различными проблемами, такими как высокие налоги, дорогие  материальные и технические средства и отсутствие кредитных ресурсов.

Мелкие предприниматели  жалуются на грабеж со стороны государственных  чиновников. Государственные службы требуют мелочной отчетности, буквально терроризируют частыми инспекциями и штрафами.

Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение и  оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Главной причиной слабого  развития малого и среднего бизнеса  является низкий уровень финансовой обеспеченности, невозможность получения  кредитов на приемлемых условиях, неэффективность  налоговой системы. Также на развитие малого бизнеса оказывают негативное воздействие нехватка специализированного  оборудования и слабость информационной базы.

Помимо проблем в налогообложении, несовершенство нормативно-правовой базы, трудности при решении финансово-кредитных  вопросов, ещё одной важной проблемой  является низкая квалификация самих  предпринимателей и работников.  Главная причина разорения малых  фирм – это некомпетентность управляющих  и недостаточная способность  персонала принимать решения.

Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем  направлены на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального  уровня работников. Государство в свою очередь, по мнению предпринимателей,  должно направлять свои усилия на снижение налогов, обеспечение доступности кредитов, совершенствование законодательства, искоренение коррупции и произвола чиновников.

Малым предприятиям труднее  получить кредит, наладить рекламу, затраты  больших средств на обучение и  переподготовку кадров, изучение рынка  и т.д. В индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются  определенные льготы, и оказывается  государственная поддержка.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных формах и методах  государственной поддержки, не подрывающих  основ предпринимательства и  интересов частного собственника, и  одновременно способных оказывать  реальную помощь в становлении и  развитии малого предпринимательства  в России.

 

2.1. Современное  состояние малого бизнеса в  различных сферах деятельности

Сложившаяся отраслевая структура  малого бизнеса, занятости на малых  предприятиях и структура выручки  от реализации свидетельствует о  преимущественном его развитии в  сфере торговли и общественного  питания.

Высокая доля «теневого» сектора  по-прежнему продолжает оставаться особенностью российского малого предпринимательства. В решении общегосударственных  задач не задействована значительная часть потенциальных ресурсов. Вклад  в валовой внутренний продукт  России явно не отражает потенциала, несмотря на рост производства продукции, работ, услуг на малых предприятиях.

Также на низком уровне находится  инвестиционная активность малых предприятий. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%.

По мнению регионов, наличие  или отсутствие в федеральном  бюджете средств на реализацию Федеральной  программы отражает отношение Правительства  в Российской Федерации к малому предпринимательству и его проблемам  и косвенно определяет позицию регионов при выделении средств на поддержку  малого предпринимательства.

Активизация действий государства по поддержке малого предпринимательства в благоприятный экономический момент является более чем актуальной, а не решение давно назревших проблем сектора малого предпринимательства может существенно затормозить его начавшееся развитие.

 

 

 

 

 

2.2. Государственная  поддержка малого и среднего  бизнеса в России

В России система развития и поддержки малого предпринимательства  осуществляется в условиях заметного  ослабления государственного воздействия  на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных структур поддержки  малого предпринимательства сводится к  фиксированию проблем и препятствий, которые возникают перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный  характер. 

Существует ряд функций  государства, благодаря которым  должна осуществляться государственная  поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает  как властная структура, которая  ставит рамочные условия функционирования субъектов рынка. Во-вторых, государство  является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. В-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования  и стимулирования рыночных процессов. Исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной  поддержки малого и среднего бизнеса  по следующим направлениям:

  • создание институциональных основ;
  • управленческая научно-методическая поддержка;
  • правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательстве, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
  • финансово-кредитная поддержка;
  • налоговая политика;
  • антимонопольная политика.

Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное  участие в решении социально-экономических  проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровне во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ.

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а  также через различные программы  на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных  и консультационных центров и  других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса  лекций для начинающих предпринимателей.

Важным инструментом государственной  поддержки малым предприятиям в  большинстве промышленно развитых стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому бизнесу  гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить  производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать  оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка  малому бизнесу осуществляется путем  реализации государственных целевых  программ, предоставление льготных и  безвозмездных субсидий, прежде всего  на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.

Государственная поддержка  малому и среднему бизнесу в налоговой  политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему  ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных  отношений и сделок по государственным  займам, меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям и меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

Государственный контроль над деятельностью малых предприятий заключается в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. Требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. Экономический и политический прогресс России зависит от результата партнерских отношений между государством и бизнесом. Процесс взаимодействия государственных структур не может носить спонтанный характер, он должен быть управляемым и организованным.

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России