Развитие форм собственности в России. Современные формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Вся история экономических катаклизмов имеет в своей основе трансформацию отношений собственности. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие собственности по-разному трактовалось самими реформаторами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1.РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИ………...…..6

Понятие и классификация форм собственности………………….…...6
1.2. Преобразования форм собственности в условиях перехода к рыночным отношениям………………………………………………………………....…13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ..……….…18
Приватизация в России. Этапы……………..………………………....18
Итоги приватизации в России………………...…………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….27
ИСТОЧНИКИ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….33
ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….35
Таблица №1……………………………………………………………………35
Таблица №2……………………………………………………………………36
Таблица №3……………………………………………………………………37
Таблица №4……………………………………………………………………39
Таблица№5…………………………………………………………………….41Таблица №6……………………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В курсовой работе проведено исследование понятия, классификации и специфика развития форм собственности в Российской Федерации в  результате процесса приватизации государственной собственности. Основные особенности процесса формирования форм собственности, заключаются в том, что приватизация в России осуществлялась в условиях:

1. Директивности, т.е. когда решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом.

2. Приоритетности одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной формы собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности.

3. Приоритет  социально-политических целей над  экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.

4. Социальная  деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.

5. Форсирование развития фондового рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.

В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией. Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла смена формы собственности, становление же новых форм присвоения – это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве.

Спад в процессе приватизации государственного имущества произошел во второй половине 2008 года в результате разразившегося мирового экономического кризиса, что привело к сокращению свободных средств на инвестиционном рынке для приобретения приватизируемого государственного имущества. Однако, кризис это лишь один из факторов, оказавших влияние на снижение роста приватизации и приобразования государственной формы собственности в часную или смешанную формы.  В настоящее время нет четкого понимания, что же фактически находится в государственной собственности. Необходимо завершить процесс инвентаризации государственного имущества. Важно не просто зафиксировать список того, чем владеет государство, но и дать оценку этого имущества. Земля, на которой стоит предприятие, и прилегающие  территории могут стоить больше, чем само предприятие. При этом в реестры государственного имущества должны включаться объекты имущества, имеющие надлежащим образом оформленные права собственности. Какие темпы приватизации были в последние годы? В 2007 году план приватизации Росимуществу удалось выполнить на 45%, в 2008 году на 60%. При этом доход обеспечивался за счет приватизации отдельны значимых объектов, а существенная часть объектов оставалась не приватизированной. Называют несколько причин сложившейся ситуации. Во-первых, приватизируемые пакеты акций чаще всего остаются невостребованными потенциальными инвесторами, поскольку предложения формируются без учета спроса инвесторов. Сегодня отсутствует механизм выявления спроса потенциальных инвесторов, который бы позволял отражать заинтересованность компаний в определенных объектах, находящихся в собственности государства. Необходимо создать механизмы заявительного порядка приватизации государственного имущества. Инициатива в приватизации должна исходить от инвесторов. При этом следует предусмотреть четкие процедуры рассмотрения заявок на приватизацию и исчерпывающие основания для их отклонения. Создание таких процедур будет способствовать решению одной из важных проблем в сфере приватизации  преодолению противодействия менеджмента государственных компаний, не заинтересованного в смене собственника. Формирование прогнозного плана приватизации на основе реального спроса  это важный фактор успешной приватизации. Во-вторых, перечень имущества на продажу на данный момент ограничен списками стратегических организаций. Отсутствие критериев отнесения организаций к стратегическим делает эту процедуру ареной лоббирования интересов менеджмента госпредприятий. В законодательстве целесообразно закрепить указанные критерии, несоответствие которым будет являться основанием для включения организации в прогнозный план приватизации. Кроме того, часто собственно стратегический элемент в конкретном имущественном комплексе организации составляет лишь его малую долю. Поэтому следует провести анализ использования стратегическими организациями имущества и при необходимости изъять и приватизировать имущество, не участвующее в выпуске стратегически значимой продукции

Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности и эффективное соотношение различных форм собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования форм собственности.

В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную,  муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, через формирование разнообразных форм собственности, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной как государственной так и иных формы собственности, адекватных рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

  1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2003
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Сеть интернет

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. Москва: Финстатинформ, 1997. - 631с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. Москва: Юрайт-Издат., 2005. - 399с.
  3. Випядин В.И., Бродская Т.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. Москва: РИОР, 2008. – 208с.
  4. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория. Москва: Экзамен, 2005. – 592с.
  5. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. СПб: Питер, 2004. – 544с.
  6. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник для вузов. Москва: ГИЦ Владос, 2003. - 592с.
  7. Лобачева Е.Н. Экономика. Москва: Экзамен, 2004. – 592с.
  8. Петраков Н.Я. Развитие отношений собственности в России.  Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2005. № 3 (24)
  9. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Москва: Инфра-М. 1997. – 720с.
  10. Росстат. Россия в цифрах 2010. Краткий статистический сборник. Москва: Росстат, 2010. – 558с.
  11. Степашин С.В. Счетная палата РФ. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы. Москва: Олита, 2005.
  12. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Учебник. Киров: АСА, 2000. – 752с.

 

 

Иные информационные источники

  1. http://www.gks.ru/gis/tables/UROV-7.htm.
  2. http://society.polbu.ru/policy_incomes/ch50_i.html.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

                                                                                                Таблица № 1

Общая схема форм собственности

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Частная собственность

Общественная собственность

Индивидуальная (единоличная)

Групповая (акционерная, кооперативная, коллективная)

Государственная (федеральная, субъектов федерации)

Муниципальная


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Таблица № 2

Общая схема форм собственности


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Таблица № 3

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации

в 1993-1997г.г.

 

1993

1994

1995

1996

1997

Число приватизированных государственных и муниципальных предприятий

42924

21905

10152

4997

2743

в том числе по формам собственности:

         

федеральная

7063

5685

1875

928

374

субъектов РФ

9521

5112

1317

715

548

муниципальная

26340

11108

6960

3354

1821

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:

100

100

100

100

100

акционирование

31,1

44,8

27,7

22,5

18,1

продажа на аукционах

6,3

4,4

4,2

3,9

5,5

коммерческий конкурс

30,4

24,0

15,9

8,9

9,6

инвестиционный конкурс

1,3

1,2

1,1

0,7

0,5

выкуп арендованного имущества

29,5

20,8

29,8

32,1

14,6

продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов

0,4

1,5

4,2

5,7

9,1

 

 

Окончание таб.№3

продажа недвижимости

-

-

15,4

22,9

38,5

продажа земли

-

-

0,6

1,5

2,6

прочие

1,0

3,3

1,1

1,8

1,5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 4

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации

в 1998-2002г.г.

 

1998

1999

2000

2001

2002

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий (всего)

2129

1536

2274

2287

 
2557

в том числе по формам собственности:

         

федеральная

264

104

170

125

86

субъектов Российской Федерации

321

298

274

231

226

муниципальная

1544

1134

1830

1931

2245

Структура приватизированного госуда-рственного и муниципального имуще-ства по способам приватизации, в %:

100

100

100

100

 
100

продажа государственного и муниципального имущества на аукционе

76,1

74,6

73,0

73,9

 
61,4

из нее продажа:

         

имущества ликвидируемых предприятий

6,0

5,2

5,0

3,6

1,8

недвижимости

47,6

47,7

56,7

59,1

47,4

земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий

4,0

2,3

3,4

4,9

7,2

Выкуп государственного и муниципа-льного имущества, сданного в аренду:

         

арендатором в соответствии с договором

6,8

8,3

18,0

20,0

32,9

Окончание таб.№4

         

посредством преобразования в ОАО с правом первоочередного приобретения акций арендатором

 
0,3

 
-

 
-

-

 
-

Продажа акций ОАО, созданных в процессе приватизации:

         

работникам общества

9,6

12,0

3,7

3,2

3,4

на специализированном аукционе

1,6

1,9

2,0

0,4

0,0

на аукционе и коммерческом конкурсе

4,6

2,2

2,8

1,3

0,8

Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО с закреплением 100% акций в государст-венной или муниципальной собственностити

 
 
0,9

 
 
0,7

 
 
0,3

0,5

 
 
0,6

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ

 
0,1

 
0,3

 
0,1

0,7

 
0,8

Отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций

 
 
 
0,0

 
 
 
-

 
 
 
0,1

-

 
 
 
 
0,1

Информация о работе Развитие форм собственности в России. Современные формы собственности