Развитие экономической мысли в России во второй половине XIX в. – н. XX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая мысль, экономические учения как наука оформились лишь в эпоху становления буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических идей, порою трудно разделимых в политико-правововой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении. Поэтому становление и развитие отечественных экономических идей целесообразно исследовать в тесной связи с хозяйственно-политическими и идеологическими проблемами того или иного исторического этапа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..…...3
1. Экономические взгляды Н.Г.Чернышевского.………………………...…...….……4
2. Экономические взгляды Народничества. …………………………………...….…...6
3. Экономические идеи Г.В. Плеханова. ………………………………………...….....7
4.Творческое наследие Турган-Барановского. …………………………….…..……...9
5. А.В. Чаянов как ведущий представитель организационно-производственного направления... ………………………………….……………………………….……………...13
6. Экономические идеи Н.Д. Кондратьева. ……………………………….…..……...14
7. Экономическая мысль в 20-50-е годы XX в. …………………………....…………16
Заключение . ………………………………………………………………………...….18
Список литературы…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие экономической мысли в России во второй половине XIX в. – н. XX в..docx

— 62.24 Кб (Скачать файл)

   7. Отечественная экономическая мысль в 20-50-е годы XX в.

Период 1917-1921гг. в развитие отечественной экономической мысли  характеризуется резкой ее политизацией.

Исходным пунктом социалистических преобразований экономики, по мнению теоретиков большевизма, должен был стать захват пролетариатом, в лице его партии, политической власти и последующее  обобществление производительных сил  на основе уничтожения института  частной собственности. Этот процесс  должен был неизменно привести к  усилению экономической роли пролетарского  государства как основного гаранта  преобразований и главного субъекта хозяйственной жизни.

В период с 1917 по 1918 год все  внимание Ленина занимают политические вопросы. Его экономические исследования возобновляются, подхлестываемые политической необходимостью управлять огромной, разрушенной, экономические отсталой страной. В 1918 году он пишет работу «Очередные задачи Советской власти», где обосновывает главные приоритеты экономической политики, нацеленные на борьбу, в первую очередь, с голодом и разрухой. Это была политика экстренных мер, директивного руководства, антикрестьянская по своей сути, ибо она предполагала насильственное изъятие “излишков” продовольствия у крестьян, называемое “продразверсткой”, для обеспечения города и армии. Это обусловило необходимость кардинального пересмотра экономической политики, включения рыночных механизмов развития экономики, что расценивалось многими недальновидными политиками-коммунистами, как шаг назад.

Ленинский план восстановления экономики при помощи НЭПА дал  весомые результаты, в короткие сроки  удалось наладить работу промышленности и укрепить сельское хозяйство. Однако после его смерти в 1924 году, экономическая  политика резко изменилась и уже  к 1929 НЭП был свернут, что, безусловно, сказалось на дальнейшем экономическом  развитии России

В это время Л.Д. Троцкий  выдвигает концепцию милитаризации  труда. Его основная идея—создание  системы принудительного труда, казарменной организации общества. Производство организовывалось по военному образцу, где вопрос трудовой дисциплины решался по законам военного времени.

Другой крупный теоретик Н.И. Бухарин утверждает, революция—это  нарушение общего равновесия, и государство  должно ликвидировать «экономические издержки революции», т.е. восстановить разрушенные связи между факторами  производства на основе трудовой повинности.

Иными были исходные политико-экономические  воззрения социал-демократии, оказавшейся  в оппозиции к новой власти. По мнению патриарха русской социал-демократии Г.В. Плеханова, Россия не была готова к переходу к социализму, в силу недостаточного развития капитализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Заключение

История развития русской  экономической мысли представляет значительный интерес, поскольку отличается определенным своеобразием.

Во-первых, большинству работ  русских экономистов в высокой  мере присущ дух социал-экономического реформаторства. Это объясняется  как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской  экономической мысли начиная  со второй половины девятнадцатого века.

Во-вторых, для большинства  экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических  проблем.

В-третьих, в российской экономической  мысли всегда большое значение придавалось  общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам.

Можно назвать ряд российских реалий, которые обуславливают специфику  русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие  от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления  римское право собственности, опирающееся  на хорошо организованную базу юридических  уложений. Именно там многовековая культура частной собственности  развила такое качество экономической  личности, как хозяйственный индивидуализм  и экономический рационализм. В  России же на протяжении многих веков  хозяйство было основано не на частной  собственности, а на своеобразном сочетании  общинного пользования землей и  власти государства, выступающего в  роли высшего собственника. Это оказало  существенное влияние на отношение  к институту частной собственности, наложив на него соответствующий  нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно убеждение, что "человек выше принципа собственности". Не случайно в русском менталитете  идею "естественного права", которая  является основой западноевропейской цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Это определяет русскую социальную мораль и экономическое  поведение.

Еще одна российская особенность - склонность к утопическому мышлению, стремление мыслить не реалиями, а  образами желаемого будущего. С этим же связана традиция полагаться на "авось", неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации. Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью.

                             Список литературы

  1. Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебное пособие. Новосибирск:, 1994.
  2. Маркова А.Н. История экономической мысли в России .М.: «Юнити» 1996г.
  3. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. (Курс лекций). М., 1998.
  4. Экономика. Ecomomics. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993.
  5. Автономов В. История экономических учений. М.: Инфра-М, 2000 – 300 с.
  6. Васильева Е.В. Экономическая теория (конспект лекций). М.: ЮРАЙТ. 2006 – 190 с.
  7. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989 – 300 с.
  8. Абалкин Л.И. Очерки истории российской экономической мысли. Вопросы экономики, 2003, № 11 с. 147 -149
  9. Албанин Л. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения Вопросы экономики 2001 № 2 с.4 – 18
  10. Сорокин Д. Российская политико-экономическая мысль: основные черты и традиции. Вопросы экономики, 2001 № 2 с. 18 -19
  11. Автономов В. История экономических учений. М.:Инфра-М,2000 – 300  с.
  12. Булгаков С. Труды по социологии и теологии. Т. 1. М., 1999 – 340 с.

Информация о работе Развитие экономической мысли в России во второй половине XIX в. – н. XX в.