Разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 14:07, реферат

Краткое описание

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей
горизонтальными.

Содержание

1. Введение. 3
2. Разгосударствление. 4
3. Приватизация. 7
4. Особенности приватизации в России. 11
5. Заключение. 14
Литература. 15

Вложенные файлы: 1 файл

экономика СРС.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Особенности  приватизации в России.

 

 

      Процессы  приватизации  в  России   начались   намного   раньше,   чем

сформировалась концепция предприятий и понятие  частной  собственности  было

официально признано.

      Важнейшая черта приватизации  в России – ее централизованный  характер.

Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху  процесс,

она представляет собой государственную экономическую политику. В  результате

государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.

      Особенностью приватизации в России является  ориентация  на  смешанный

тип,  сочетающий  рыночные  и  административные   (нерыночные)   методы   ее

осуществления.

      В целом процесс приватизации  в России характеризуется высоким  темпами,

чему в немалой степени способствует  стремление  создать  в  короткие  сроки

частный сектор предпринимательства.

 

      В Росси приватизация началась  с октября 1992г. На первом  ее  этапе  –

так называемой ваучерной приватизации – ставились задачи:

      а) покончить с государственным монополизмом;

      б) сформировать класс частных  собственников, который по уровню  доходов

превратиться в зажиточный «средний  класс»  (это  совершенно  не  достижимая

цель, особенно в условиях кризисного спада производства).

      По официальным данным за период  ваучерной  приватизации  (до  1  июля

1994г.)  было   разгосударствлено   70%   промышленных   предприятий.   Доля

государственной собственности в общем объеме стоимости  имущества  составила

35%.

      Результаты первого этапа приватизации:

      . разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в  процессе

        трансформации экономики России;

      . в первые  была  создана  и  начала  работать  модель  приватизации,

        позволившая передать в собственность  десятки тысяч предприятий;

      . центральное место в приватизации  государственных предприятий заняли

        чековые  аукционы,  обладающие  положительными  моментами  с  точки

        зрения инвестирования.

      Однако   результаты   первого   периода    приватизации    оцениваются

неоднозначно:

      . пока  еще  рано  говорить  о  формировании  широкого  слоя  частных

        собственников;

      . недостаточно использован отраслевой  подход;

      . отсутствует разделение и закрепление  в отдельных  законах  малой  и

        большой приватизации;

      . оценка стоимости государственного  имущества;

      . не удалось в большом объеме  привлечь иностранные инвестиции;

      . не были придуманы механизмы  защиты от негативных последствий.

 

      С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап приватизации –  постваучерный

или денежный, за время которого имущество  государственных  и  муниципальных

предприятий должно продаваться за деньги. При этом  преследовалась  основная

цель  –  способствовать  появлению  новых   собственников,   которые   будут

заинтересованы развивать производство и вложат в него средства.

      Но появлению «новых собственников»  мешал ряд обстоятельств:

      . ѕ акционированных предприятий  находится  в  собственности  трудовых

        коллективов, которые не собираются продавать свои  акции  какому-то

        постороннему лицу;

      . большое количество акций  приобрели  бесплатно  за  ваучеры  мелкие

        собственники, и они заинтересованы  лишь в получении дивидендов, без

        вливания дополнительных средств;

      .  имеющие  большие  денежные  накопления  предприниматели,  банки  и

        иностранные   капиталисты   не    стремятся    приобретать    акции

        приватизированных  предприятий,  большинство  из  которых  не  дает

        высокую прибыль или даже убыточны.

 

      Только с улучшением общего  экономического  положения  в  стране  могут

быть  решены  проблемы  повышения  эффективности  работы   приватизированных

предприятий.

 

 

5. Заключение.

 

 

      Итак, разгосударствление и приватизация  это основной метод перехода  к

реальному  многообразию  форм  собственности,  метод  оптимизации  структуры

предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

      К эффективному хозяйствованию  ведут не сами по себе разгосударствление

и  приватизация,  а  рыночная  система,  главную   движущую   силу   которой

составляет конкуренция.  Разгосударствление  и  приватизация  образуют  лишь

объективную основу формирования  конкурентной  среды  рыночной  экономики  в

целом,  поэтому  они  являются  не  целью,   а   средством   для   повышения

эффективности  экономики  и  роста  благосостояния   трудовых   коллективов,

регионов и каждого из нас.

 

 

 

Литература.

 

 

     1.  Иохин   В.Я.   «Экономическая   теория:   введение   в   рынок   и

        микроэкономический анализ» учебник – Москва: «Инфра-М», 1997.

     2. «Экономическая теория  (политэкономия)»  учебник  /  Под  редакцией

        Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. –  Москва: «Инфра-М», 1997.

     3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая  теория» учебник – Москва:

        «Норма-Инфра-М», 1998.

     4. Борисов Е.Ф.  «Экономическая  теория.  Курс  лекций  для  студентов

        высших учебных заведений» - Москва: Общество «Знание» России, 1997.

 


Информация о работе Разгосударствление и приватизация