Разгосударствление и приватизация собственности в России и Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:11, реферат

Краткое описание

Экономическая реформа в Беларуси (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием беларуских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Вложенные файлы: 1 файл

Разгосударствление и приватизация собственности в России и Беларуси.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Процесс приватизации государственной собственности рассматривается в рамках принятой в России концепции радикальных рыночных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную.

Существуют альтернативные подходы к роли приватизации. Значительная часть экономистов полагает, что для создания рыночной системы не было необходимости в скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и свободу предпринимательства, т.е. свободу создания новых частных предприятий. Этого было вполне достаточно для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства – никак не менее полноценных, чем наспех приватизируемые государственные предприятия.

Приватизация государственного имущества – это есть отчуждение имущества предприятий и организаций, находящихся в общегосударственной и коммуникационной собственности, в пользу граждан и юридических лиц, которые заключаются в передаче гражданам и юридическим лицам государственного имущества в частную, коллективную или смешанную форму собственности.

Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

- предоставление льгот на приобретение государственного имущества трудовым коллективам приватизируемого предприятия;

- принцип законности;

- обеспечение социальной защищённости  и равенства граждан в процессе  приватизации;

- приоритетное предоставление  прав собственности гражданам РФ;

- безвозмездная передача части  государственного имущества каждому  гражданину РФ;

- принцип приватизации государственного  имущества по его реальной  стоимости на платной основе  за личные средства граждан  и их хозяйственных объединений, кредитные ресурсы и приватизированные ценные бумаги;

- принцип свободного выбора  способа и объектов современного  и достоверного информирования  общественности о всех действиях, о приватизации и контроль  за её осуществлением.

Объекты приватизации:

- предприятия, цехи, производства, участки и другие подразделения, которые могут быть выделены в самостоятельные предприятия или структурные единицы объединений;

- оборудования, дома, сооружения, материальные  запасы, лицензии, патенты, финансовые  и другие нематериальные  и  материальные активы;

- незавершённое строительство.

Приватизации не подлежат:

- имущество органов государственной  власти и управления, вооружённых  сил, национальной гвардии, пограничных  войск, правоохранительных и таможенных  органов;

- золотой и валютный фонды и запасы, государственные материальные резервы, эмиссионная и резервная системы;

- предприятия по изготовлению  ценных бумажных и денежных  знаков;

- средства правительственной связи;

- объекты государственной метрологической  службы;

- объекты культуры, искусства, архитектуры, мемориальные комплексы национального значения;

- предприятия по изготовлению  и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ.

3.Перспективы приватизации

Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений предпринимательства. Структура современного предпринимательства характеризуется многообразием критериев ее формирования. Можно выделить экономическую структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).

Социальная структура бизнеса раскрывает стратификацию субъектов, вовлеченных в отношения предпринимательства, и их взаимодействие на индивидуальном и групповом уровнях.

Не менее важным, особенно для уровня национальной экономики в целом, является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура отражает степень дифференциации и специализации отраслей народного хозяйства и специфику экономических взаимосвязей между ними. Речь идет о территориально-пространственном размещении производства и совокупности экономических взаимосвязей между территориальными хозяйственными  системами.

Организационная структура экономики выражается в определенной совокупности первичной и производных от них хозяйственных систем с определенным типом субординации и координации образующих эти системы вещественных и личных элементов.

Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

Структурам предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая общим ходом экономических реформ. Наиболее эластичны в целом во все периоды организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями.

В настоящее время значительна эластичность социально-экономической структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и региональные структуры предпринимательства.

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).

Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.

На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного  процесса в регионах.

Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.

Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных обществ.

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах.

Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу.

Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

 

 


Информация о работе Разгосударствление и приватизация собственности в России и Беларуси