Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий.
I.Теоретическая часть
Введение 1. Значение выбора месторасположения розничного торгового предприятия 2. Основные типы торговых пространств города и размещения розничных торговых сетей 3. Критерии и принципы размещения предприятий розничной торговли 4. Влияние размещения предприятия на его конкурентоспособность
Заключение Список используемой литературы
II.Практическая часть
Важность выбора места размещения будущего магазина предопределяется несколькими причинами. Во - первых, месторасположение – существенный фактор привлекательности торгового предприятия для потребителей, который влияет на решение осуществить покупку именно в данном магазине. Во – вторых, с точки зрения владельца, местоположение магазина может являться, устойчивым конкурентным преимуществом.
Система размещения предприятий розничной торговли непосредственно связана с современными требованиями к градостроительству, городской планировке, организации городской территории и организации быта населения.
Проблемы расположения предприятий розничной торговли находятся в сфере интересов не только предпринимателей, покупателей, но и власти.
Основные интересы предпринимателя можно представить следующим образом:
- доступность будущего
- минимальный уровень
- соответствие уровня доходов
потенциальных покупателей
- размер потенциального
Интересы потребителя
- доступность магазина (транспортная, либо пешеходная);
- предлагаемая ассортиментная модель;
- характер и уровень торговых услуг;
Предприятия розничной торговли размещаются в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Строительные нормы и правила градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений», поэтому с позиции властных структур необходимо соблюдать установленные этим документом требования:
- при размещении предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке в соответствии с действующими СНиП;
- при определении вместимости
предприятий обслуживания следу
- радиус обслуживания
В плановой экономике проблема размещения предприятий розничной торговли рассматривалась только с позиции государственных органов управления, так как в то время отсутствовала частная собственность в торговле.
Различалось два типа размещения:
- рассредоточенное;
- концентрированное;
Рассредоточенное размещение предприятий торговли сложилось в городах в связи с тем, что торговая сеть создавалась постепенно, по мере завершения строительства отдельных частей города, без единого комплексного плана ее организации.
Концентрированное размещение предприятий
торговли нашло отражение в
Теоретической основой построения
трехступенчатой системы
С переходом к экономике нового
типа, в связи с изменениями
в архитектуре произошли
Сегодня, перед тем как принять решение о месторасположении городского торгового предприятия, розничному торговцу необходимо определить, какой тип месторасположения наилучшим образом подходит для товаров и услуг, которые организация предлагает на рынке.
Существует три основных типа месторасположения для магазина:
- центральные деловые районы;
- торговые центры;
- отдельно стоящие торговые предприятия.
Традиционно представление о том, что приближение торговых предприятий к центральным районам, является наиболее выгодным для продавца, поскольку при этом возрастает мощность и интенсивность покупательского потока. Между тем, новейший опыт организации и размещения торговых предприятий дает весьма убедительные примеры в пользу преимуществ другого подхода к размещению розничных торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так и от места проживания покупателей.
Таким образом, с точки зрения именно размещения розничных торговых предприятий в городе, можно назвать два подхода:
- тяготение к центральным
- размещение крупнейших по
Полагаем, что данные подходы получили распространение в связи с теми или иными предпочтениями потребителей.
При поиске подходящего места для размещения магазинов, розничные торговцы руководствуются рядом факторов:
- потенциальный покупательский поток,
- окружающая обстановка,
- остановки общественного
Кроме того, предпринимателю важно знать ответы на вопросы:
- будут ли окружающие магазины конкурировать за одних и тех же покупателей и продавать однотипные товары?
- будут ли они способствовать расширению торговли, поскольку торгуют смежными товарами?
- будут ли они противоречить имиджу друг друга?
Правильное местоположение розничной торговли должно обеспечить:
- оптимальное соотношение видов розничной торговой сети, позволяющих использовать магазинные и внемагазинные формы продажи товаров;
- рационализацию товарного
- рационализацию торговых
Розничный торговец должен брать во внимание, то, что идеальное место для расположения магазина, вряд ли существует. Любая зона имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Задача заключается в том, чтобы
усилить первые и ограничить вторые.
Под видимостью места понимается способность
покупателя увидеть магазин и отсутствие
опасностей при въезде на автостоянку.
Крупные общенациональные торговцы, такие
как Kmart, настаивают на том, что перед магазином
не должно быть никаких препятствий, ухудшающих
обзор. В местах с большой текучестью публики
(крупных городах, туристических центрах)
хорошая видимость магазина с дороги приобретает
особенное значение. Мимо магазина должно
проезжать значительное количество машин,
но не слишком много, чтобы пробки не мешали
доступу к парковке. На улицах, переполненных
в часы пик, в остальное время (когда и
совершается большинство покупок) движение
достигает необходимого оптимума. Критический
фактор доступности любого места — количество
и качество автостоянок. Если места для
машин слишком мало или стоянка удалена
от магазина, желание покупателей остановиться
резко убывает. С другой стороны, чересчур
большие и пустые парковочные пространства
могут натолкнуть потенциальных покупателей
на мысль, что торговый центр не пользуется
популярностью и заходить в него не стоит.
Здесь следует упомянуть еще об одном
аспекте, связанным с дорожным движением,
на этот раз во всем районе расположения
магазина — его «перенаселенности» автомашинами
и пешеходами. Для покупателей всегда
существует некий оптимум: слишком слабое
движение может их раздражать, они будут
менее охотно совершать покупки и, как
правило, пренебрегать распродажами. А
относительно высокий уровень активности
вокруг торгового центра возбуждает людей
и стимулирует сбыт. Последний фактор,
который следует учесть при оценке доступности,
— простота въезда и выезда со стоянки.
Если на улицах, с которых производится
въезд/выезд, организовано одностороннее
движение или нанесена сплошная осевая
линия разметки, доступ на парковку усложняется,
а доступность магазина ограничивается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правильное размещение розничных предприятий на территории городов и поселений городского типа оказывает решающее влияние на степень их прибыльности. Используемые для нахождения оптимального варианта подходы весьма различны. Их выбор зависит от конкретной ситуации, с учетом особенностей в которой может потребоваться разработка дополнительных методических решений.
При выборе оптимальных мест дислокации предприятий розничной торговли, определении типов предприятий и форм организации розничной торговли следует учитывать состав и особенности внутрипоселенческих торговых пространств. Большое значение для выработки обоснованных схем размещения имеет исследование домашних хозяйств и их особенностей на данной территории. Именно домашние хозяйства выступают в роли конечного потребителя товаров и замыкающего звена логистической цепи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Практические советы по торгово
2. Энциклопедия малого бизнеса, или Как начать свое дело: пер. с англ. Г. Г. Долуда, С. Г. Долуда; под ред. Т. А. Слука. М.: Книга Интер-нэшнл, Одессия, 2000.-240 с.
3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2003 : стат. сб. // Госкомстат России. М., 2003.- 430 с.
4. Торговля в России. 2003: стат. сб. // Госкомстат России. М., 2003.- 260с.
5. Российский статистический ежегодник. 2003: стат. сб. // Госкомстат России. М., 2003. - 130 с.
6. Организация торговли : учеб. для студентов экон. фак. торг. вузов / Ю. А. Аванесов, Т. К. Идрисов и др. М. : Экономика, 1984.- 410 с.
7. Введение в специальность: учеб. пособие / под ред. А.В. Зырянова. Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2004.- 280 с.
8. Зырянов, А.В. Домашнее хозяйство - важное звено логистической цепи / А.В. Зырянов, О.Н. Зуева // Вестник УдГУ. 2005. №7.- 290с.