Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 19:41, контрольная работа
Эффективность деятельности менеджеров, государственных и муниципальных служащих зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым специалистом этих профилей теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления. Причиной такого положения является многообразие жизненных ситуаций
Введение 3
1. Общая характеристика процесса разработки управленческих решений 4
2. Содержание этапов процесса разработки управленческих решений 6
3. Анализ и оценка процесса разработки управленческих решений в организации 9
Практическая часть 12
Ситуация 12
Тест 13
Заключение 15
Список литературы 17
Разработка управленческого решения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Эффективность деятельности менеджеров, государственных и муниципальных служащих зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым специалистом этих профилей теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления. Причиной такого положения является многообразие жизненных ситуаций. Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения.
Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности любого предприятия на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально – психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий – это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, организационного, правового, технического и др.Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что в конечном счете ведет к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления.
Содержание понятия «решение» по своему интерпретируется в разных областях знаний. Так, в психологии исследуются принятие решений и решение проблем. При этом принятие решений рассматривается как этап важного акта, включающего такие психические компоненты, как цели, оценки, мотивы, установки. Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки для широкого распространения.
С позиции данной теории принятие решений – это выбор из множества альтернатив наиболее предпочтительной. Философская наука трактует решение как процесс и результат выбора цели и способа действий.
Управленческое решение в повседневной практике является продуктом управленческого труда, мыслительной деятельности человека.
1. Общая характеристика процесса разработки управленческих решений.
Управленческое решение — акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения проблемы, вариант воздействия на систему и процессы, происходящие в ней. Управленческие решения предполагают действия руководства, ведущие к разрешению противоречия и изменению ситуации. Любое решение основывается на анализе данных, характеризующих ситуацию, определении целей и задач, и содержит программу, алгоритм действий по реализации мероприятий.
Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов. Напомним, что аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.
Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения.
Организация разработки управленческого решения представляет собой сложный комплекс работ, охватывающий такие аспекты, как:
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.
Отличительными чертами принятия решений в организации являются следующие: сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления.
Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.
Большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто повторяются, и поэтому их решение является тоже своего рода проблемой - проблемой выбора, который совершить не всегда легко.
Решение - это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения какой-то проблемы.
В свою очередь, проблема - это ситуация, представляющая собой препятствие к достижению целей, поставленных организацией. Если бы жизнь была монотонна и предсказуема, то не возникало бы ни каких проблем и не пришлось бы принимать решения по их преодолению. Но нельзя сразу предугадать, как сложится та или иная ситуация, и поэтому в процессе планирования нельзя учесть все отклонения желаемой ситуации от действительной. В результате этих отклонений и появляются проблемы. Принятие неэффективных решений - часто результат отсутствия навыков мыслить логично. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу. Цель принятия решения - сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата.
2. Содержание этапов процесса разработки управленческих решений
Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений в коммерческой организации. Блок-схема процесса управления на предприятия представлена на рис. 1.
Подготовка решений происходит на основе совокупности необходимой информации о ситуации, тщательного анализа и оценок.
В ходе первого этапа разработки управленческого решения в коммерческой организации необходимо:
- получить необходимую информации о ситуации;
- определить целей;
- разработать оценочную
- проанализировать оценочную
- диагностировать ситуацию;
- разработать прогноз развития ситуации.
Рис. 1 Этапы подготовки и разработки управленческих решений в коммерческой организации
Рассмотрим данный этап более подробно.
Получаемая информация о ситуации должна обладать достоверностью и относительной полнотой. Недостоверная или недостаточно полная информация может привести к принятию неэффективных и ошибочных решений.
Далее определяем цели. Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. В исследуемой коммерческой организации разработаны и используются методы формирования деревьев цели, которые позволяют определить иерархическую структуру системы целей, и критериев, которые оценивают степень достижения целей.
Основная задача анализа ситуации - выявление факторов, которые определяют динамику ее развития.
Диагностика ситуации состоит в выделении ключевых проблем, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния.
В ходе второго этапа разработки управленческого решения в коммерческой организации необходимо:
- сгенерировать альтернативные в
- разработать сценарии развития ситуации.
Процедура генерирования альтернативных вариантов решений предусматривает специальную организацию и проведение экспертиз с использованием метода «мозговой атаки».
Разработка сценариев развития ситуации проводится преимущественно с использованием технологий экспертного оценивания и ситуационного анализа, которые дают возможность анализировать и учитывать как качественную, так и количественную информацию.
В ходе третьего этапа разработки управленческого решения в коммерческой организации необходимо:
- использовать коллективную экспертную оценку принятия решений;
- разработать план действий;
- осуществлять контроль реализац
- анализировать результаты развития ситуации после управленческих воздействий.
Коллективные экспертизы обеспечивают большую обоснованность и большую эффективность принимаемых управленческих решений. К их числу можно отнести методы «мозговой атаки», Делфи, и.т.д.
Результаты экспертиз поступают к лицу, которое принимаем управленческое решение, и служат базой для принятия решения. Наряду с результатом экспертизы лицо принимающее решение при принятии управленческого решения учитывает дополнительную информацию об объекте принятия данного решения, которая может быть доступна лишь ему как руководителю.
3. Анализ и оценка
процесса разработки управленче
После процесса принятия управленческого решения не менее важной задачей является его успешная реализация. Для этого необходимо выработать план действий. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться.
Результатом контроля реализации плана должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий, которая обеспечивает наименьшее отклонение от поставленных целей.
Анализ результатов управленческих воздействий является основанием для оценки возможностей организации. Распределение полномочий на этапах процесса принятия управленческих решений в коммерческой организации представлено в табл. 1.
Таблица 1 – Распределение полномочий на этапах процесса принятия решений
Этапы управленческого решения |
Субъекты управленческого решения |
Подготовка управленческого решения |
Руководитель предприятия |
Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения |
Руководитель предприятия |
Планирование управленческого решения |
Руководитель предприятия, коммерческий директор, главный бухгалтер, руководители подразделений |
Выполнение управленческого решения |
Все отделы и подразделения |
Контроль за выполнением решения |
Руководитель предприятия |
Как видно из табл. 1 принятие управленческих решений в коммерческой организации сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения принимаются только одним человеком – руководителем предприятия.
Уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии можно определить с помощью матрицы управления (табл. 2).
Таблица 2 – Распределение полномочий при принятии решений в организации
Директор |
Информ отдел |
Фин. отдел |
Бухгал-терия |
Отдел кадров |
Торговый отдел |
Подраз-деления | |
Планирование деятельности |
ФО |
СИ |
НК |
НК |
СИ |
НК |
СИ |
Проведение анализа деятельности |
ФО |
СИ |
ОР |
НК |
СИ |
НК |
СИ |
Финансовое планирование |
ОР |
СИ |
ФО |
ВК |
СИ |
СИ |
СИ |
Бухгалтерский учет |
ОР |
СИ |
ОР |
ФО |
СИ |
НК |
НК |
Маркетинговое планирование |
ФО |
СИ |
ОР |
ОР |
СИ |
ОР |
СИ |
Снабжение компании товаром |
ОР |
СИ |
НК |
СИ |
СИ |
СИ |
ВК |
Документальное оформление торгово-технологических операций |
ФО |
СИ |
НК |
ВК |
СИ |
ВК |
СИ |
Управление человеческими ресурсами |
ФО |
СИ |
ВК |
СИ |
НК |
ВК |
ВК |