Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:19, доклад
Если бы кому-нибудь пришлось выразить суть учения Томаса Мальтуса в одном предложении, то простая народная пословица передала бы наиболее точно основное положение концепции ученого: не надо баловать человека постоянной поддержкой, ибо это расслабляет и ему становится сложно противостоять суровому внешнему миру.
Начать свой доклад я бы хотела с биографии самого Томаса Мальтуса, на творчество которого опирается Синица А.А. в своей статье.
Мною была рассмотрена статья Синицы А.А. «Расходы семьи и общества на детей с точки зрения Томаса Мальтуса». Прежде всего, хотелось бы сказать, что данная статья начинается словами известной грузинской пословицы «Если не хочешь разорить человека, каждый день ему огня не давай». Если бы кому-нибудь пришлось выразить суть учения Томаса Мальтуса в одном предложении, то простая народная пословица передала бы наиболее точно основное положение концепции ученого: не надо баловать человека постоянной поддержкой, ибо это расслабляет и ему становится сложно противостоять суровому внешнему миру.
Начать свой доклад я бы хотела с биографии самого Томаса Мальтуса, на творчество которого опирается Синица А.А. в своей статье.
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) был младшим сыном английского дворянина, поэтому он не мог наследовать титул и имение, но получил хорошее духовное образование и, обладая богословской степенью, долгое время был членом Коллегии Иисуса в Кембриджском университете. Однако основная деятельность Мальтуса приходилась на сферу, казалось бы, далекую от той, в которой он получил образование. После выхода второго издания «Опыта о законе народонаселения» в 1805 г. он становится профессором истории и политической экономии в колледже Ист-Индской Компании, членом Академий наук различных стран, однако совмещает эти обязанности со священством более 30 лет.
Необходимо отметить, что на Томаса Мальтуса оказал большое влияние отец, Даниэль Мальтус, который был личностью весьма любопытной для своего времени. Мальтуса-старшего совершенно не прельщали внешние отличия в виде диплома Кембриджского университета, поэтому он не закончил свое обучение. Даниэль Мальтус был религиозным вольнодумцем, он любил французскую философию эпохи Просвещения и поддерживал дружеские отношения с Жан-Жаком Руссо и Дэвидом Юмом. Сын последовал примеру отца и воспитателя - Томас занимался преподаванием и научной деятельностью, хотя о сане священнослужителя не забывал. У западноевропейских священнослужителей было принято совмещать духовную и научную деятельность. Многие миссионеры были собирателями фольклора, писали книги, Мальтус не был исключением.
Главное произведение Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей» возникло под влиянием разных идей. Опубликованная в 1798 г., книга была воспринята неоднозначно: были и критики и сторонники, однако, без сомнения, она повлияла на последующих экономистов и ученых из других областей знания (Д. Рикардо, А. Маршалла, Дж.М. Кейнса П. Эрлиха, Ч. Дарвина, А. Хаксли и многих других).
Необходимо отметить, что в работе Мальтуса рассматривается ряд вопросов, актуальных и сейчас. Часть из них - экономические (проблемы перенаселения, бедности, устойчивого роста, система государственных и расходов, потребительский спрос и т.д.), а часть - философские и религиозные.
Однако, целью работы Синицы А.А. является рассмотрение не всей концепции Мальтуса, а лишь той ее части, в которой он говорит про меры поддержки семей с детьми и современное ему социальное законодательство, так как эта часть не утратила своей актуальности и поныне.
Мальтус прекрасно осознает всю важность проблемы детской бедности для общества. Он подразделяет расходы на детей на расходы со стороны семьи и расходы со стороны общества (в том числе, со стороны государства).
Для начала, рассмотрим часть статьи, которая касается области расходов на детей со стороны семьи.
«По мнению Мальтуса,- пишет Синица- деторождения осуществляется с двух сторон. Во-первых, количество новых членов общества определяется уровнем получаемой зарплаты». Это означает, что если заработная плата недостаточна для прокормления семьи, то это служит очевидным признаком, что ни правительство, ни общество не требуют новых членов, или, по крайней мере, что они не в силах прокормить их. Во-вторых, Мальтус придает важное значение инстинктам. По его мнению, человек должен сопротивляться страстям и не рожать детей (т.е. он сам регулирует численность детей), если не имеет достаточных средств к существованию. Личные интересы и собственное благо должны являться важным стимулом для разумного (с точки зрения Мальтуса) поведения.
Кроме того, Мальтус в своей работе отмечает, что поскольку ребенок требует затрат, то рождение ребенка и его воспитание должны быть обеспечены материально. В противном случае он не сможет принести пользу ни семье, в которой он живет, ни обществу.
Теперь перейдем к области, касающейся расходов на детей со стороны общества. При всем негативном отношении к государственным расходам на нужды общества, Мальтус считает что, пожалуй, единственный вид расходов на детей, который благотворно повлияет на все общество в целом - государственное финансирование образования. Государственные законы о бедных критикуются Мальтусом, во-первых, потому, что они поощряют людей вступать в брак и рожать детей, не только не имея достаточных средств, но, более того, не увеличивая количества продуктов потребления, находящихся в экономике. Мальтус не был противником помощи бедным. Он являлся ярым противником случая, когда все население должно делать отчисления в пользу бедных. Поскольку в этом случае, во-первых, открывается широкий простор для злоупотреблений, а, во-вторых, люди привыкают рассчитывать на помощь государства, и становятся зависимыми от нее, ибо таким образом подрывается их стремление работать. Мальтус считал необходимой и желательной добровольную помощь, предпочтительную и в моральном, и в политическом отношении. Именно такая помощь способствует установлению солидарности между различными классами общества, в то время как обязательная помощь развращает одних и не приносит удовлетворения другим.
Кроме того, важное место в сочинении Мальтуса занимает его критика законов о бедных. Законы о бедных оставляли значительную свободу действий местным властям в вопросе выбора политики, наиболее подходящей для данной местности. Она включала в себя различные элементы: пособия неимущим, живущим самостоятельно (продукты, прямые трансферты, субсидии, стимулирующие занятость и занятость в государственном аппарате) и содержание бедняков в домах призрения. Несмотря на цели милосердия, законы о бедных были связаны с законодательством о контроле за передвижением и поведением бродяг.
Экономисты классической школы весьма негативно относились к законам о бедных и старались добиться их отмены. Кульминация борьбы произошла в 1834 г., когда были выбраны девять членов королевской комиссии, которые должны были исследовать возможные способы улучшения законодательства о бедных.
Основным недостатком законов, согласно критике, было то, что они сочетали в себе худшие качества свободы и рабства: свобода и мобильность работников сильно ограничены, а инициативность и усердие уничтожены - поэтому в 1834 старые законы о бедных были отменены.
По новому закону 1834 г. государство признавало, что бедные не имеют прав на получение общественной помощи, и снимало с себя ответственность за судьбу безработных, нетрудоспособных и стариков. Одновременно впервые в политику был введен принцип, согласно которому размер пособия по безработице не превышал минимальную заработную плату.
Тем не менее, правительство пришло к выводу о неэффективности старой социальной политики и в 1840-е годы начало формировать современную систему социального обеспечения: в 1842 г. был введен подоходный налог, в 1846 г. отменили хлебные пошлины, а в 1847 г. фабричный закон ограничил рабочий день женщин и детей 10 часами.
С 1870-х годов в стране стала использоваться новая система социальной помощи, однако полностью законы о бедных были отменены лишь в 1948 г.
Мальтус считал, что законы о бедных поощряют в людях стремление рассчитывать не на собственные силы, а жить за счет других. Такие люди не только не приносят пользу обществу, но даже ухудшают общественное положение, т.к. они не производят, но при этом потребляют деньги, забранные у честно работающих людей.
Стремление Мальтуса заставить людей быть ответственными за свои поступки и продемонстрировать роль общества очень хорошо видно на примере его отношения к проблеме детей, брошенных родителями. По его мнению, отказываться от ребенка или нет - частное дело каждого родителя. Роль государства сводится лишь к тому, чтобы наказывать тех родителей, которые нарушают божественные установления, но ему не стоит брать детей на воспитание, ибо по медицинским показателям смерти последних в его время избежать было практически невозможно. Для общества смерть ребенка - потеря небольшая, поэтому тратить деньги на проект с заранее отрицательным итогом - крайне неразумно.
В завершение, хотелось бы кратко сформулировать основные положения системы Мальтуса. Расходы на детей - священная обязанность родителей, которые должны делать все для обеспечения своих детей. Рождение ребенка при отсутствии достаточных средств к существованию - вредно как для семьи (снижается благосостояние), так и для общества. Человек, который живет за счет общества, не выполняет перед ним свой долг в сфере воспитания детей, поэтому их число необходимо снижать всеми доступными методами. По мнению Томаса Мальтуса, из ребенка получается достойный член общества, только если его воспитывают в семье, приучая к разумному отношению к деньгам, а государство берет на себя образовательную функцию.
Хотя многие положения концепции Т. Мальтуса, безусловно, не могут быть приняты, его несомненной заслугой является доказательство зависимости человека от окружающей среды. Зависимости, которая непосредственно вытекает из потребностей человека в средствах существования. Очень важно и то, что Мальтус привлек внимание исследователей и широкой общественности к показателям роста численности населения и поставил вопрос о возможностях его регулирования.
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики, управления и природопользования
Кафедра управления человеческими ресурсами
ДОКЛАД
по статье Синицы А.А.
«Расходы семьи и общества на детей с точки зрения Т.Мальтуса»
Преподаватель
Студент ЭЭ10-02 131012146 Калинина А.А.
номер группы, зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия
Красноярск 2014
Информация о работе Расходы семьи и общества на детей с точки зрения Томаса Мальтуса