Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном расчете эффективности предприятия общественного питания.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на предприятия общественного питания с экономической точки зрения;
проанализировать ассортимент и показатели формирующие продуктовую номенклатуру кафе;
провести комплексный анализ товарооборота в зависимости от факторов влияния.
Особенности общественного
питания обуславливают и
Рисунок 2 – свойства услуг предприятий общественного питания
1.3 Методика оценки эффективности предприятий общественного питания
Проведенный научный анализ методических подходов к оценке эффективности предприятий общественного питания отечественных экономистов показал, что в настоящее время отсутствует единая комплексная методика оценки эффективности предприятий, как в экономическом, так и в социальном аспектах. Это приводит к тому, что каждое предприятие общественного питания проводит оценку эффективности своей деятельности субъективно, а отсутствие единого подхода к оценке эффективности, не позволяет в большинстве случаев дать всестороннюю объективную оценку эффективности. В связи с этим, нами предпринята попытка разработки методики расчета эффективности предприятий общественного питания на основе системного, дифференцированного подхода с учетом социальной значимости предприятий отрасли в экономике и социальной жизни нашей страны.
Так как специфика предприятий общественного питания состоит в производстве, реализации, организации потребления продукции собственного производства и покупных товаров, организации досуга населения с помощью оказания услуг, то важнейшими критериями экономической эффективности предприятия общественного питания, по нашему мнению, являются: эффективность использования ресурсов, результативность деятельности предприятия, конкурентное положение предприятия. А социальной эффективности предприятия общественного питания: качество производственной деятельности, качество сервиса, качество обслуживания.
Функционирование любого предприятия осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса факторов, поэтому важной методологической проблемой становится построение развернутой системы показателей, характеризующих экономическую и социальную эффективность субъекта. Показатели эффективности нами сгруппированы в блоки, позволяющие оценивать экономические и социальные аспекты деятельности предприятия.
На базе рассмотрения каждого блока, как относительно обособленной системы, в работе предложена совокупность аналитических показателей и методика их преобразования в синтетические показатели, позволяющие выявить причинно-следственные связи и степень влияния на эффективность предприятия общественного питания (таблица 1).
Данная система показателей обладает аналитическими возможностями и обеспечивает диагностику текущего состояния предприятия, что служит основой для принятия управленческих решений, направленных на рост эффективности. Для расчета комплексных коэффициентов экономической и социальной эффективности предприятия общественного питания рекомендуется поэтапный расчет коэффициентов по каждому блоку в отдельности.
Таблица 1 – Методика оценки эффективности предприятия общественного питания
Наименование блока |
Показатели эффективности хозяйствующего субъекта |
Экономическая эффективность предприятия | |
1. Эффективность использования ресурсов (Эр) |
1.1 Коэффициент изменения уровня издержек (I(И)) 1.2 Коэффициент изменения фондоотдачи (I(Ф)) 1.3 Коэффициент изменения
оборачиваемости оборотных |
2. Результативность деятельности предприятия общественного питания (Эрп) |
2.1 Коэффициент роста розничного оборота предприятия (I(ООП)) 2.2 Коэффициент рентабельности оборота (I(R)) 2.3 Коэффициент рентабельности валового дохода (I(RВД)) |
3. Конкурентное положение предприятия (Экп) |
3.1 Коэффициент соотношения уровня рентабельности оборота к среднему по территории (КR) 3.2 Индекс уровня цен (КЦ) 3.3 Доля рынка (КДР) |
Социальная эффективность предприятия | |
1. Качество производственной деятельности (Экпд) |
1.1 Коэффициент удовлетворенности качеством продукции (I(КП)) 1.2 Коэффициент удовлетворенности широтой ассортимента продукции (I(ША)) 1.3 Коэффициент удовлетворенности обновляемостью ассортимента продукции (I(ОА)) |
2. Качество сервиса (Экс) |
2.1 Коэффициент удовлетворенности качеством сервиса (I (КС)) 2.2 Коэффициент удовлетворенности номенклатурой услуг (I(НУ)) 2.3 Коэффициент удовлетворенности временем обслуживания (I(ВО)) |
3. Качество обслуживания (Эко) |
3.1 Коэффициент удовлетворенности атмосферой предприятия (I(АТМ)) 3.2 Коэффициент удовлетворенности режимом работы предприятия (I(РР)) 3.3 Коэффициент удовлетворенности
уровнем рекламно- |
2.1 Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания
1. Расчет коэффициента по 1 блоку «Эффективность использования ресурсов» на предприятии рассчитывается по формуле 1:
Эр = 0,32 I(И) + 0,28 I(Ф) + 0,40 I(ОС) (1)
2. Расчет коэффициента
по 2 блоку «Результативность
Эрп = 0,32I(ООП) + 0,30I(R)+ 0,38I(RВД) (2)
3. «Конкурентное положение предприятия» расчитывается по формуле 3:
Экп = 0,3КR + 0,55КЦ + 0,15КДР (3)
4. Расчет комплексного
коэффициента экономической
К ээп = 0,30Эр + 0,35Э рп + 0,35 Экп (4)
II Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания:
1. Расчет коэффициента
по 1 блоку «Качество
Экпд= 0,48 I(КП) + 0,32 I(ША)+ 0,20 I(ОА) (5)
2. Расчет коэффициента по 2 блоку «Качество сервиса» на предприятии общественного питания рассчитывается по формуле 6:
Экс = 0,51 I (КС) + 0,29 I(НУ) + 0,20 I(ВО) (6)
3. Расчет коэффициента по 3 блоку «Качество обслуживания» на предприятии общественного питания рассчитывается по формуле 7:
Эко = 0,41 I(АТМ) + 0,38 I(РР) + 0,21 I(РИ) (7)
4. Расчет комплексного коэффициента рассчитывается по формуле 8:
К сэп = 0,42ЭКПД + 0,28 ЭКС + 0,30 ЭКО (8)
Исходя из предлагаемой комплексной оценки эффективности предприятия общественного питания, нами были выделены следующие уровни эффективности предприятия.
Абсолютно эффективное предприятие - это теоретическая модель предприятия, которая на рынке использует максимально продуктивно свой совокупный потенциал, приспосабливая его к окружающей среде 1-0,99.
Высоко эффективное
предприятие – это
Эффективное предприятие – это хозяйствующий субъект, занимающий на данном рынке достаточно устойчивое положение, способный противостоять конкурентным силам в сфере реализации своих интересов и быть востребованным в течение среднесрочного периода (до 5 лет). Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности 0,84 – 0,70.
Низко эффективное предприятие - это хозяйствующий субъект, который не способен активно противостоять конкурентам, не вносит существенные изменения в свою деятельность, низко рентабельное. Угроза вытеснения его с рынка охватывает период от 1 до 3 лет. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности ниже 0,70 – 0,55.
Неэффективное предприятие
- не соответствует требованиям
Следует отметить преимущество представленной методики. Получение частных и интегральных показателей по каждому блоку дает возможность выявить резервы или достижения в сфере важнейших направлений деятельности предприятия общественного питания, а на этой основе подтвердить, скорректировать или коренным образом изменить управление по каждому направлению деятельности. Данная методика позволяет быстро и объективно получить картину эффективности предприятия общественного питания, базируется на доступной информации и адекватна уровню подготовки и квалификации менеджеров.
хозяйствующих субъектов отрасли
Основными задачами повышения
эффективности общественного
В качестве приоритетных направлений развития сферы общественного питания на современном этапе выделены следующие:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов: разработка стандартов качества обслуживания, качества произведенной продукции, санитарно-биологических стандартов, внесение изменений в классификацию типов предприятий, оказывающих услуги общественного питания.
2. Выделение в государственных
и региональных программах
3. Объединение в единую
логистическую систему
Использование логистического подхода при формировании стратегии развития общественного питания в регионе предусматривает согласованность товарных, финансовых, и информационных потоков, что будет способствовать повышению экономической и социальной эффективности предприятий отрасли.
4. Предлагается с учетом
улучшения качества жизни
Первая зона - центральная часть города и центр деловой активности населения. В ней сосредоточены административные здания, элитные жилые застройки, учебные заведения. Это также исторический центр с высокой концентрацией историко-культурных памятников. В этой зоне необходимо размещать: рестораны, бары, кафе, предназначенные для проведения деловых встреч, переговоров, отдыха; предприятия быстрого обслуживания и общедоступные столовые; предприятия, рассчитанные на молодежную аудиторию (кафе, предприятия быстрого обслуживания, закусочные, студенческие столовые). Такой подход позволяет повысить привлекательность инфраструктуры города.
Вторая зона - жилые застройки города (спальные районы). Здесь расположено большое количество учебных, медицинских учреждений. В этих зонах наблюдаются диспропорции в развитии сети общественного питания. Для создания комфортных условий проживания населения в этой зоне предполагается строительство торгово-развлекательных, спортивных, гостиничных комплексов. В связи с этим здесь необходимо открывать предприятия общественного питания, предназначенные для организации питания и отдыха населения: рестораны, детские, семейные кафе, молочные и коктейль-бары, предприятия быстрого обслуживания и усилить внимание к развитию сети столовых при учебных, медицинских учреждениях.
Информация о работе Расчет эффективности экономической деятельности предприятия