Реализация денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:44, доклад

Краткое описание

В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную политику в условиях со¬хранения неопределенности развития внеш¬неэкономической ситуации, оказывающей влияние на российскую экономику, стремясь к обеспечению баланса между рисками уско¬рения инфляции и замедления экономиче¬ского роста.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по проблемам современной рос. экономики.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

Использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой – замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.

Поддержка реального сектора  экономики в условиях возможной  рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства…

При разработке антикризисных  программ необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами. Он свидетельствует о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниям и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность. Практика доказывает, что неизбирательное предоставление государственной поддержки предприятиям и банкам безотносительно к состоянию их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия. Напротив, такая политика увеличивает потери от текущего кризиса и повышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем, поскольку подрывает стимулы экономических агентов к проведению ответственной политики при реальной оценке всех рисков. Кроме того, стоимость предоставляемой поддержки должна распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берет всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний.

Отдельного обсуждения заслуживает  вопрос об увеличении доли государственной собственности в финансовом секторе в мировом масштабе. В рамках антикризисных программ значительная его часть перешла от частных владельцев под контроль государства. К концу 2008 г. в большинстве развитых стран правительства стали крупнейшими собственниками финансовых институтов: под их контролем оказалась примерно четверть данного сектора. Возникает закономерный вопрос: если чрезмерная склонность частных банков к рискам в конечном счете привела к кризису и потребовала чрезвычайных мер со стороны государства, не следует ли взять курс на повышение его роли как финансового посредника?

Опыт ряда стран позволяет  дать обоснованный ответ на этот вопрос. Многочисленные межстрановые исследования убедительно свидетельствуют, что частные банки существенно более эффективно, чем государственные, распределяют финансовые ресурсы в экономике, имеют меньшую маржу (разность между стоимостью привлеченных и предоставленных кредитных ресурсов) и, более того, снижают степень финансовой нестабильности (в том числе вероятность банковского кризиса). Вот почему многие страны стремятся приватизировать свои банки. Анализ подтверждает, что после приватизации показатели эффективности банков существенно улучшаются.

Таким образом, хотя государство  вынуждено активно вмешиваться  в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору.

Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления  совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и  развивающихся стран по его преодолению  и реформированию международных финансовых институтов. Об этом, в частности, говорится в декларации саммита «Группы 20» по финансовым рынкам и мировой экономике, прошедшего 15 ноября в Вашингтоне. В декларации содержится поручение правительствам стран «Группы 20» и экспертному сообществу подготовить предложения по совместным действиям, направленным на преодоление мирового кризиса.

Среди мер, которые необходимо осуществить в среднесрочной  перспективе, следует выделить следующие:

  • выработка новых правил регулирования финансовых рынков, а также требований к макроэкономическим параметрам развития стран по примеру Маастрихтских соглашений;
  • расширение финансовых возможностей МВФ, в настоящее время недостаточных для решения задач в кризисной ситуации;
  • повышение роли G20 и укрепление его статуса; G7/G8 и G20 должны дополнять друг друга;
  • создание единой системы регулирования деятельности рейтинговых агентств;
  • создание в финансовой сфере новой международной организации (либо преобразование одной из действующих), члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении регулятивной, финансовой, а возможно, и фискальной политики. В настоящее время государства объединяются вокруг Форума финансовой стабильности.

Однако он не включает в  себя развивающиеся страны, в том  числе страны БРИК. Сегодня нужен  международный полномочный орган, чьи рекомендации были бы обязательны к выполнению.

В конце 2008 года был принят бюджет на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, при этом совершенно очевидно стало, что под воздействием финансового  кризиса, последуют изменения в  ранее запланированных бюджетных показателях. В апреле 2009 года действие бюджета 2010–2011 гг. было вообще отменено, а бюджет 2009 скорректирован. Расходы федерального бюджета 2009 по плану увеличатся на 667,3 млрд. рублей, или на 7,4% (до 9,69 трлн. рублей), доходы снизятся на 4,21 трлн. рублей, или на 39% (до 6,71 трлн. рублей). Таким образом, планируемый дефицит федерального бюджета составит 2,98 трлн. рублей или 7,4% ВВП.

Изменения параметров федерального бюджета  по сравнению с утвержденными  ранее свидетельствуют об ослаблении политики бюджетно-налогового регулирования, проводимой государством, ее асимметричности по отношению к существующей. Между тем, совершенно очевидно, что подобного рода политика бюджетно-налогового регулирования, должна носить временный характер, в противном случае, в долгосрочном периоде такой подход к регулированию приведет к непропорциональному наращиванию государственного долга, потере макроэкономической стабильности и перспектив роста российской экономики. Текущий финансовый кризис необходимо использовать для пересмотра приоритетов политики экономического развития в России в целом, равно как и в области бюджетно-налогового регулирования. Меры бюджетно-налогового регулирования должны обязательно рассматриваться как возможность создать основу для долгосрочного роста и модернизации экономики, для закладки фундамента новой, после кризисной, структуры экономики.

 

Причины возникновения и роста  безработицы в Российской Федерации

 

В практике изучения безработицы  в России сложились три основных подхода к изучению этого явления. Определенная группа экономистов исследует  безработицу как недоиспользование  части экономически активного населения в общественном производстве. Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам. Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики. Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления.

Для исследования причин безработицы  используют различные концепции (о  них говорилось в теоретической  части моей работы). Нельзя не обратить внимания на то, что в концепциях, объясняющих безработицу, раскрывающих ее причины, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики, перехода от административно-командной экономики  к рыночной. Это обстоятельство учитывается  очень редко. Специфика ситуации в России обусловлена отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике. В большинстве  стран капитализм зарождался в недрах феодализма, и, следовательно, этот процесс  носил эволюционный характер. В России происходит процесс перехода от "социализма" к рыночной экономике.

Оценивая сегодняшнюю  экономическую ситуацию в России, нельзя не иметь в виду, что подавляющая  масса экономически активного населения  сформировалась как работник в доперестроечный  период. А в тех условиях в стране деятельность людей была преимущественно  связана с материально-вещественным производством. Такая занятость  считалась престижной и более  выгодной. Работники получали сравнительно высокую заработную плату, были лучше  обеспечены жильем, базами отдыха, детскими садами, пионерскими лагерями и т.д. При этом экономике не был присущ инновационный характер, что сохранилось  и сегодня.

В новых условиях отраслевая и профессиональная структуры занятости  населения оказались практически  несовместимыми с рыночной экономикой. Эти структуры нуждаются не просто в совершенствовании, а в кардинальной перестройке. В доперестроечный  период практически отсутствовала  проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности  и обязательности труда. При этом экономика постоянно испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имели определенные возможности  диктовать руководству предприятий свои условия труда и его оплаты, угрожая увольнением, и т.д. В результате экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном предприятии и в одной должности, профессии, не очень заботясь о повышении своего профессионального мастерства.

Рыночная экономика предполагает наличие людей с другими установками. Она требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, самостоятельность  в решении производственных и  жизненных проблем. И, следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельного агента рыночной экономики. Однако когда возникла необходимость  в таких работниках, значительное число советских людей оказались  несостоятельными.

 

Уровень безработицы в 2009 году

 

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, неумолимо повышает темпы роста уровня безработицы  в России. Такой высокий темп роста  привел к тому, что ситуация по безработице  в значительно превысила по всем показателям ситуацию в США, несмотря на то что как раз Штаты и  являются родиной кризиса. В 2009 году по данным из официальных источников темпы роста безработицы пошли  на спад. А летом того же года рост безработицы совсем прекратился. Рост прекратился, но уровень остался  прежним, несмотря на все попытки  правительства снизить этот показатель, путем создания новых рабочих  мест. В разгаре был летний сезон, в ходе которого обычно возрастает активность в области промышленности и строительной отрасли, но показатели оставались на месте. Какие выводы можно  из этого сделать? Что ожидало  нас в будущем?

Краткая теория о понятии безработицы

Как гласит общепринятое определение: безработица – это незанятость экономически активного населения страны. Под понятие экономически активного населения попадают граждане, имеющие собственный доход. К экономически активному населению не относятся дети, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, инвалиды и пенсионеры. Теоретически, официальный безработный должен состоять на бирже труда, находиться в поиске работы и быть в любой момент готовым приступить к выполнению должностных обязанностей. Видов безработицы существует много. В данной статье мы рассмотрим показатели зарегистрированной безработицы, и самое пристальное внимание уделим вынужденной безработице, которая возникла и значительно возросла в ходе событий экономического кризиса 2008 года. Уровень безработицы – это отношение количества безработных к суммарному количеству экономически активного населения, выраженное в процентах.

Кто и как считает  показатели безработицы в РФ

В России подсчетом показателей  безработицы занимаются такие ведомства, как:

- Федеральная служба по  труду и занятости - Федеральная  служба государственной статистики - Министерство здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации.

Методика подсчета заключается  в том, чтобы учитывалась также  латентная и скрытая безработица. Так же учитываются все безработные, не получающие пособие по безработице  и не состоящие на учете биржи  труда. В начале лета 2009 года состояние  уровня безработицы по различным  оценкам составляло от 9 до 10,5 процентов. Федеральная служба государственной  статистики вычислила уровень безработицы  в мае 2009 года равный 8,5%, который  был гораздо ниже показателей, полученных с помощью опросов населения  и предприятий, а также методом  социального исследования.

Скрытая безработица в  России

В Российской Федерации наблюдается  высокий уровень скрытой безработицы, которая возникла в следствие  к тому, что в стране действует  слишком жесткое трудовое законодательство по отношению к работодателям. Стоит  напомнить, что по трудовому кодексу, который действовал в 2009 году, при  увольнении сотрудника работодатель обязан выплатить ему заработную плату  за два месяца. Таким образом работодатели пытаются любыми способами вынудить сотрудника уйти по собственному желанию, для того чтобы не попасть под  вышеупомянутую статью трудового кодекса  Российской Федерации. Главным способом воздействия на сокращаемых сотрудников  стал вывод их в бессрочные вынужденные  отпуска и перевод на неполную рабочую неделю. Это позволяет  снизить среднегодовую заработную плату сотрудника и в дальнейшем с меньшими издержками сократить  штат. По данным на июнь 2009 года количество сотрудников, работающих неполное рабочее  время, по официальным данным находилось в районе 9%. Но эта цифра на самом  деле намного больше. Другим методом, позволяющим сократить издержки, является метод «серой» заработной платы. Но ввиду его противозаконности, работодатели чаще пользуются методами, которые повышают уровень скрытой безработицы.

Информация о работе Реализация денежно-кредитной политики