Региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:23, реферат

Краткое описание

Понятие СПРАВЕДЛИВОСТИ - главной ценностной ориентации любого общества подразумевает равенство граждан в распределении какого-либо ограниченного ресурса. Подходы человечества к определению меры справедливости постоянно менялись. Существовали:
- "арифметическая" справедливость - "всем поровну", основанная на том, что все люди рождены равными и всего должны получать поровну, независимо от обстоятельств;

Содержание

1.Териториальные аспекты социальной справедливости
2.Региональное неравенство
3.Субъект региональной политики
4.Федеральная региональная политика
5.Меры региональной политики

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная политика.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Региональная политика

План:

1.Териториальные аспекты  социальной справедливости

2.Региональное неравенство

3.Субъект региональной  политики

4.Федеральная региональная  политика

5.Меры региональной политики

1

Понятие СПРАВЕДЛИВОСТИ - главной ценностной ориентации любого общества подразумевает равенство граждан в распределении какого-либо ограниченного ресурса. Подходы человечества к определению меры справедливости постоянно менялись.  Существовали:

- "арифметическая" справедливость - "всем поровну", основанная на том, что все люди рождены равными и всего должны получать поровну, независимо от обстоятельств;

- пропорциональная, оговоренная определенными условиями (распределение по полезности - чья деятельность приносит больше пользы, тот и получает больше);

- по конечным результатам труда - кто производит больше, тот больше и получает;

- по труду - в зависимости от объема личных усилий и затрат труда, вне зависимости от его результатов;

- "рыночное" распределение, предполагает наличие естественного неравенства людей из-за неодинаковой наделенности людей физическими и умственными способностями или из-за наследуемых привилегий (т. е. по заслугам предков) и имущества;

 - распределение по потребностям, которое также ведет к возникновению неравенства между людьми , в первую очередь, из-за различий во вкусах.

 

География выводит проблему социальной справедливости в новую плоскость - справедливости территориальной. Термин территориальной справедливости был введен в научный оборот в 1968 г. английским географом Б. Дейвисом.

К числу главных принципов территориальной справедливости относится принцип универсальности: объем прав человека не должен зависеть от его географического местожительства - все граждане страны имеют равные права проживать в любой точке страны и занимать любое положение в обществе.

Территории, которые вносят больший вклад в экономику всей страны, могли бы рассчитывать на получение большей, чем другие, доли национального богатства; как, впрочем, и территории, работающие в более сложных природных условиях. Однако, следуя принципам социальной справедливости в ее территориальном проявлении, все люди, проживающие в разных частях страны, должны иметь равное право удовлетворять свои насущные нужды - образование, здравоохранение вне зависимости от стоимости этих видов услуг.  К примеру, почтовые тарифы на всей территории страны одинаковы, хотя очевидно, что почтовые расходы намного выше в удаленных районах, особенно в сельских районах.

Благосостояние всего общества должно определяться по худшему району и по худшей социальной группе.

Каждая экономическая эпоха вначале сопряжена с избирательным сосредоточением творчески сил и новейших средств, с возвышением определенных элитарных центров. Погоня за максимальным производственным эффектом, обуславливаемым территориальной концентрацией деятельности без компенсирующих социальных мер может привести к высокой экологической, социальной и политической напряженности.

С другой стороны, равенство не тождественно справедливости. Территориальная уравниловка ведет к неэффективному использованию ресурсов.

2

Современное развитие экономики несет в себе большие опасности для стабильности: быстрые темпы развития экономики в одних регионах и стагнация - в других, высокие темпы прироста населения в бедных регионах, и  низкие, не обеспечивающие простого воспроизводства населения,  —  в экономически развитых регионах.  Региональное неравенство, в условиях отсутствия стратегии развития регионов, может привести к нарушению экосистем и исчерпанию природных ресурсов, с одной стороны, и порождать реальные противоречия между социальными группами и районами, тем самым угрожать  политической стабильности, с другой стороны. Имеет ли право все общество на доходы от природных ресурсов или только те его члены, которые живут в районах добычи? Должны ли богатые районы помогать бедным? Эти вопросы могут порождать межрегиональные конфликты, которые в дальнейшем, при отсутствии их предупреждения, перерастают в потрясения.   Все  войны и революции происходили главным образом из-за того, что представления о справедливости у разных групп людей или у правительств не совпадали

  Вот  почему проблемы регионального неравенства интересны не только для географов, эти проблемы волнуют государственных деятелей, демографов, экономистов, политологов.

 

 

3

По административно - территориальному делению основными субъектами региональной политики  являются  округа, области, районы. Действующая в настоящее время система административно-территориальных единиц сложилась еще в годы советской власти. В Советской России созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния — уезд — волость) было заменено новыми единицами, которыми стали область (край) — округ — район, а затем, после ликвидации округов — область (край) — район.

Система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением субъектов Федерации.  Различают базовые и первичные административно-территориальные единицы. К первым относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Территория Российской Федерации на сегодняшний день состоит из территорий 89 ее субъектов. Разделение городов на районы существует в городах насчитывающих обычно более 100 тысяч человек населения.

Управление в отдельно взятой территории представляет собой деятельность федеральных органов власти (как центра), органов власти субъектов федерации (в виде региональных правительств) и местного самоуправления по руководству на данной территории всеми подведомственными им отраслями и сферами деятельности. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

 

 

4

Территориальное управление органами власти осуществляется на трех уровнях:

- федеральном,

- субъектов Федерации

-  и местного самоуправления.

Федеральное управление распространяется на всю территорию Российской Федерации, является централизованным, обеспечивает единообразие и дифференциацию с учетом особенностей территории. В своей основе оно носит общий характер, т.е. выражается в установлении общих принципов и правил. Огромный масштаб страны, разнообразие социально-экономических структур, климатических, исторических, культурных и религиозных факторов требуют гибкого сочетания общефедеральных и различных региональных интересов.

Территориальное управление органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления осуществляется на местах в рамках государственного управления Российской Федерации. Оно имеет свою организационно-правовую самостоятельность и распространяется только на подведомственную территорию и сферы деятельности, отнесенные к компетенции этих органов власти.

Правовой базой организации территориальной власти являются:

  • Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
  • конституции республик, уставы субъектов Федерации, законодательства субъектов Федерации, правовые акты их органов исполнительной власти;
  • правовые акты органов местного самоуправления применительно к их территориальной сфере деятельности.

Суть федеральной региональной политики состоит в различном отношении «центра» к различным регионам, их "дискриминации" (чаще всего - позитивной, т.е. оказание в той или иной форме финансовой поддержки) ради достижения общенациональных целей.

 

 

 

 

5

Политика регионов или региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Являясь составной частью политики государства, региональная политика направлена на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития региона. Политика региона охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными регионами страны.

      Региональная политика  может осуществляться прямыми и косвенными методами. К инструментам косвенного регулирования относятся те, посредством которых формируются условия, определяющие деятельность социально-экономических субъектов. К ним относятся налоговая, денежно-кредитная политика, создание правовых основ регионального развития и др.  Инструменты прямого регулирования включают разработку и осуществление определенных программ, принятие административных и экономических решений, относящихся к конкретным экономическим субъектам.

Основные методы проведения региональной политики: 
— выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику; 
— «реанимация» депрессивных районов; 
— «стимулирующая» политика; 
— «компенсирующая» политика. 
     Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают: 
— прямую финансовую помощь; 
— займы на выгодных условиях и налоговые льготы; 
— создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры; 
— размещение государственных заказов; 
— политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

         Региональная экономическая политика (РЭП)  может быть как государственной, так и негосударственной. Первый ее вид разрабатывается и осуществляется государственными органами управления, он является составной частью всей социально-экономической политики государства. Негосударственная РЭП осуществляется крупными производственными, торговыми и финансовыми структурами, деятельность которых распространяется на различные регионы и которые, как правило, имеют в своем составе широкую территориальную сеть филиалов и подразделений. Это могут быть транснациональные корпорации или национальные структуры, имеющие свои представительства и региональные подразделений в своем составе, деятельность которых охватывает все административные районы республики, а также заграничные представительства. Естественно, что они осуществляют определенную РЭП, включающую стратегию и тактику развития сети своих отделений и представительств.  

 

 


Информация о работе Региональная политика