Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:23, реферат
Понятие СПРАВЕДЛИВОСТИ - главной ценностной ориентации любого общества подразумевает равенство граждан в распределении какого-либо ограниченного ресурса. Подходы человечества к определению меры справедливости постоянно менялись. Существовали:
- "арифметическая" справедливость - "всем поровну", основанная на том, что все люди рождены равными и всего должны получать поровну, независимо от обстоятельств;
1.Териториальные аспекты социальной справедливости
2.Региональное неравенство
3.Субъект региональной политики
4.Федеральная региональная политика
5.Меры региональной политики
Тема: Региональная политика
План:
1.Териториальные аспекты социальной справедливости
2.Региональное неравенство
3.Субъект региональной политики
4.Федеральная региональная политика
5.Меры региональной политики
1
Понятие СПРАВЕДЛИВОСТИ - главной ценностной ориентации любого общества подразумевает равенство граждан в распределении какого-либо ограниченного ресурса. Подходы человечества к определению меры справедливости постоянно менялись. Существовали:
- "арифметическая" справедливость - "всем поровну", основанная на том, что все люди рождены равными и всего должны получать поровну, независимо от обстоятельств;
- пропорциональная, оговоренная определенными условиями (распределение по полезности - чья деятельность приносит больше пользы, тот и получает больше);
- по конечным результатам труда - кто производит больше, тот больше и получает;
- по труду - в зависимости от объема личных усилий и затрат труда, вне зависимости от его результатов;
- "рыночное" распределение, предполагает наличие естественного неравенства людей из-за неодинаковой наделенности людей физическими и умственными способностями или из-за наследуемых привилегий (т. е. по заслугам предков) и имущества;
- распределение по потребностям, которое также ведет к возникновению неравенства между людьми , в первую очередь, из-за различий во вкусах.
География выводит проблему социальной справедливости в новую плоскость - справедливости территориальной. Термин территориальной справедливости был введен в научный оборот в 1968 г. английским географом Б. Дейвисом.
К числу главных принципов территориальной справедливости относится принцип универсальности: объем прав человека не должен зависеть от его географического местожительства - все граждане страны имеют равные права проживать в любой точке страны и занимать любое положение в обществе.
Территории, которые вносят больший вклад в экономику всей страны, могли бы рассчитывать на получение большей, чем другие, доли национального богатства; как, впрочем, и территории, работающие в более сложных природных условиях. Однако, следуя принципам социальной справедливости в ее территориальном проявлении, все люди, проживающие в разных частях страны, должны иметь равное право удовлетворять свои насущные нужды - образование, здравоохранение вне зависимости от стоимости этих видов услуг. К примеру, почтовые тарифы на всей территории страны одинаковы, хотя очевидно, что почтовые расходы намного выше в удаленных районах, особенно в сельских районах.
Благосостояние всего общества должно определяться по худшему району и по худшей социальной группе.
Каждая экономическая эпоха вначале сопряжена с избирательным сосредоточением творчески сил и новейших средств, с возвышением определенных элитарных центров. Погоня за максимальным производственным эффектом, обуславливаемым территориальной концентрацией деятельности без компенсирующих социальных мер может привести к высокой экологической, социальной и политической напряженности.
С другой стороны, равенство не тождественно справедливости. Территориальная уравниловка ведет к неэффективному использованию ресурсов.
2
Современное развитие экономики несет в себе большие опасности для стабильности: быстрые темпы развития экономики в одних регионах и стагнация - в других, высокие темпы прироста населения в бедных регионах, и низкие, не обеспечивающие простого воспроизводства населения, — в экономически развитых регионах. Региональное неравенство, в условиях отсутствия стратегии развития регионов, может привести к нарушению экосистем и исчерпанию природных ресурсов, с одной стороны, и порождать реальные противоречия между социальными группами и районами, тем самым угрожать политической стабильности, с другой стороны. Имеет ли право все общество на доходы от природных ресурсов или только те его члены, которые живут в районах добычи? Должны ли богатые районы помогать бедным? Эти вопросы могут порождать межрегиональные конфликты, которые в дальнейшем, при отсутствии их предупреждения, перерастают в потрясения. Все войны и революции происходили главным образом из-за того, что представления о справедливости у разных групп людей или у правительств не совпадали
Вот почему проблемы регионального неравенства интересны не только для географов, эти проблемы волнуют государственных деятелей, демографов, экономистов, политологов.
3
По административно - территориальному
делению основными субъектами региональной
политики являются округа, области,
районы. Действующая в настоящее время
система административно-
Система местных органов государственной
власти и органов местного самоуправления
строится в соответствии с административно-
Территория Российской Федерации на сегодняшний день состоит из территорий 89 ее субъектов. Разделение городов на районы существует в городах насчитывающих обычно более 100 тысяч человек населения.
Управление в отдельно взятой территории представляет собой деятельность федеральных органов власти (как центра), органов власти субъектов федерации (в виде региональных правительств) и местного самоуправления по руководству на данной территории всеми подведомственными им отраслями и сферами деятельности. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.
4
Территориальное управление органами власти осуществляется на трех уровнях:
- федеральном,
- субъектов Федерации
- и местного самоуправления.
Федеральное управление распространяется на всю территорию Российской Федерации, является централизованным, обеспечивает единообразие и дифференциацию с учетом особенностей территории. В своей основе оно носит общий характер, т.е. выражается в установлении общих принципов и правил. Огромный масштаб страны, разнообразие социально-экономических структур, климатических, исторических, культурных и религиозных факторов требуют гибкого сочетания общефедеральных и различных региональных интересов.
Территориальное управление органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления осуществляется на местах в рамках государственного управления Российской Федерации. Оно имеет свою организационно-правовую самостоятельность и распространяется только на подведомственную территорию и сферы деятельности, отнесенные к компетенции этих органов власти.
Правовой базой организации территориальной власти являются:
Суть федеральной региональной политики состоит в различном отношении «центра» к различным регионам, их "дискриминации" (чаще всего - позитивной, т.е. оказание в той или иной форме финансовой поддержки) ради достижения общенациональных целей.
5
Политика регионов или региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Являясь составной частью политики государства, региональная политика направлена на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития региона. Политика региона охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными регионами страны.
Региональная политика может осуществляться прямыми и косвенными методами. К инструментам косвенного регулирования относятся те, посредством которых формируются условия, определяющие деятельность социально-экономических субъектов. К ним относятся налоговая, денежно-кредитная политика, создание правовых основ регионального развития и др. Инструменты прямого регулирования включают разработку и осуществление определенных программ, принятие административных и экономических решений, относящихся к конкретным экономическим субъектам.
Основные методы проведения
региональной политики:
— выделение «нуждающихся» районов, по
отношению к которым государство должно
проводить региональную политику;
— «реанимация» депрессивных районов;
— «стимулирующая» политика;
— «компенсирующая» политика.
Меры региональной политики
в депрессивных и нуждающихся районах
страны предусматривают:
— прямую финансовую помощь;
— займы на выгодных условиях и налоговые
льготы;
— создание за счет государства производственной
и социальной инфраструктуры;
— размещение государственных заказов;
— политика направления в необходимое
русло миграционных потоков населения.
Региональная экономическая политика
(РЭП) может быть как государственной,
так и негосударственной. Первый ее вид
разрабатывается и осуществляется государственными
органами управления, он является составной
частью всей социально-экономической
политики государства. Негосударственная
РЭП осуществляется крупными производственными,
торговыми и финансовыми структурами,
деятельность которых распространяется
на различные регионы и которые, как правило,
имеют в своем составе широкую территориальную
сеть филиалов и подразделений. Это могут
быть транснациональные корпорации или
национальные структуры, имеющие свои
представительства и региональные подразделений
в своем составе, деятельность которых
охватывает все административные районы
республики, а также заграничные представительства.
Естественно, что они осуществляют определенную
РЭП, включающую стратегию и тактику развития
сети своих отделений и представительств.