Региональная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:59, реферат

Краткое описание

Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.
Число федеральных региональных программ при этом должно быть ограниченно, они могут быть разработаны для программно-целевых территориально-производственных комплексов, для некоторых районов Севера, районов особой экологической опасности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (11).docx

— 16.22 Кб (Скачать файл)

Региональная политика России

 

 

В условиях становления и  развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов  Федерации необходима выработка  четкой и действенной региональной политики в проведении экономических  реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления  экономических реформ на региональный уровень, всемерно развивать местное  самоуправление, предпринимательство  на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы  и рационального использования  природных ресурсов.

 

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических  реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой  политики, укрепление общероссийского  рынка наряду с развитием региональных рынков.

 

Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

 

Число федеральных региональных программ при этом должно быть ограниченно, они могут быть разработаны для  программно-целевых территориально-производственных комплексов, для некоторых районов  Севера, районов особой экологической  опасности.

 

Для управления этими программами  должны быть созданы специальные  государственные органы. В управлении программами должны участвовать  и местные органы исполнительной власти. Предусматривается создание специализированных компаний, консорциумов с государственным, частным, смешанным  капиталом для финансирования этих программ.

 

Государственное регулирование  крупномасштабных региональных программ предусматривает создание специальных  фондов регионального развития, стимулирование привлечения частных отечественных  и иностранных инвесторов, предоставление налоговых скидок на истощение недр в связи с возможностью истощения  запасов природных ресурсов, установление льгот по арендной плате при изъятии  земельных площадей под строительство  предприятий, введение поощрительных  цен за экологически чистую продукцию  и т.д.

 

В управлении региональными  программами особенно важно разграничение  компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные  органы должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства, использовании локальных ресурсов, решении социально-демографических и экологических проблем, осуществлении экономической реформы.

 

Для осуществления задач  научного прогнозирования и индикативного  планирования необходима подготовка комплексного прогноза развития и размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2005 года, который должен включать научные обоснования рациональной специализации всех регионов России.

 

Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку  в регионах, процессы демонополизации  и приватизации, меры по стабилизации социально-экономического развития, преодолению  отставаний в уровнях развития отдельных  регионов, развитие межрегиональных  и внешнеэкономических связей с  учетом конъюнктуры внутреннего  и мирового рынка.

 

Процессы дезинтеграции  экономики России, особенно проявившиеся в последние годы, ставят перед  федеральными и местными органами управления задачи сохранения внутреннего рынка, единства инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи), общей денежно-кредитной  системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции.

 

На всем пространстве Российской Федерации должен функционировать  единый рынок, основными принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и  капиталов по всей территории России, единство принципов налогообложения, свобода транзитных перевозок, свободная  конкуренция производителей, разных форм собственности.

 

В условиях становления и  развития рыночных отношений важнейшей  является проблема формирования рынка  труда и межрегиональное регулирование  занятости. В настоящее время  сложились три типа районов с  особенностями воспроизводства  и структуры населения: 1) трудоизбыточные регионы - Северный Кавказ; 2) моноотраслевые и депрессивные регионы - районы Севера; 3) оборонно-промышленные - Санкт-Петербург, Урал, промышленные узлы юга Сибири, Нижегородская область.

 

В этих регионах необходимы государственная поддержка развития предпринимательской деятельности, привлечение инвестиций, в том  числе и иностранных, меры по рационализации миграционных процессов.

 

Важнейшим условием укрепления единого экономического пространства России является формирование рациональной системы расселения.

 

Укрепление единого экономического пространства России зависит от создания рынка капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков, фондов товарных и сырьевых ресурсов.

 

Большими возможностями  в вопросах обеспечения предприятий  различных регионов материально-техническими ресурсами и населения продовольствием  обладают создающиеся многоотраслевые  структуры холдингового типа, объединяющие на акционерных началах коммерческие фирмы и предпринимателей.

 

В современном региональном развитии проявляются черты общего экономического кризиса России, усиливающаяся дезынтеграция экономического пространства и различные стартовые условия отдельных регионов при их вхождении в рынок. К этому следует прибавить нестабильность в политическом отношении, межэтническую напряженность, являющуюся следствием незавершенности и противоречивости национально-государственного устройства России.

 

В особенно трудных условиях находятся сейчас регионы с высокой  концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ; регионы, зависимые от поставок сырья, продовольствия, а также регионы с критической экологической обстановкой, в которых необходимы закрытие ряда экологически вредных производств и осуществление мер по социальной защите населения. К таким регионам относятся ряд областей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра.

 

Исключительно высокий уровень  безработицы наблюдается в республиках  Калмыкия, Тува, ряде республик Северного  Кавказа, в ряде областей Нечерноземья, где уровень бедности особенно велик. Эти регионы нуждаются в срочной  помощи со стороны федеральных властей.

 

 

Отрицательное влияние на изменение геополитической обстановки России оказали процесс распада  СССР и образование новых независимых  государств. К государственным границам выходят сейчас почти все экономические  районы России, за исключением Волго-Вятского. Это требует передислокации вооруженных сил, защиты границ, защиты местного рынка, а следовательно, огромных капиталовложений, что отрицательно сказывается на социально-экономическом положении регионов.

 

Таким образом, основные задачи региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении  достойного уровня благосостояния населения  в каждом регионе, в постепенном  выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных условиях.

 

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении  ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция  экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

 

Необходимо преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов Центрального района, Урала, Сибири и Дальнего Востока, восстановить утраченную жизненную  среду в сельской местности и  с этой целью повсеместно внедрять многообразие форм собственности и  предпринимательство в аграрной сфере.

 

Важнейшей задачей является стабилизация социально-экономического положения в районах Севера с  экстремальными природными условиями, возрождение среды обитания малочисленных  народов.


Информация о работе Региональная политика России