Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:40, контрольная работа
Цель работы – раскрыть сущность современной региональной политики России.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие региональной экономической политики государ-ства
2. Рассмотреть зарубежный опыт
3. Определить основные направления Российской региональной экономической политики.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Региональная экономическая политика ….........................................5
1.1 Основные понятия, цели и задачи региональной политики............................5
1.2. Исторические аспекты.......................................................................................7
Глава 2. Особенности региональной экономической политики России.....11
2.1 Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики...................................................................................................................11
2.2 Зарубежный опыт региональной экономической политики..........................13
Заключение.............................................................................................................19
Список литературы...............................................................................................21
- Совершенствование
механизмов вертикальных и
- Участие
в хозяйственном освоении
- Преодоление
распада межрегиональных и
- Поддержка
прогрессивных структурных
- Содействие
усилиям по преодолению
- Стабилизация
финансовой и денежно-
Экологические задачи:
- Устранение кризисных ситуаций в районах с чрезмерными нагрузками на природную среду.
- Ликвидация
последствий экологических
Задачи в области национальных и межэтнических отношений:
- Содействие
решению проблем
- Обеспечение
специфических интересов и
- Содействие
традиционным формам
- Обеспечение
условий для урегулирования
Государственное
регулирование и селективная
поддержка регионального
2.2. Зарубежный опыт региональной экономической политики
В процессе западноевропейской интеграции неуклонно возрас тает роль региональной политики. К концу 80-х гг. она приобрела самостоятельное значение. На повестку дня поставлен вопрос о создании принципиально нового образования — "Европы регионов", последовательно продвигающегося к федеративному типу надгосударственного устройства.
Создание Европейского Союза (ЕС) положило начало проведению единой региональной политики, целью которой является объединение национальных хозяйств и обеспечение их гармоничного развития при сокращении разрыва (в уровнях развития) между отдельными терри ториями. Еще в конце 60-х гг. началась разработка долгосрочной концепции региональной политики. В этих целях были учреждены Комитет по региональной политике и специальный Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Вопрос об их создании был решен на Парижской встрече глав государств и правительств "шестерки" в 1972 г. (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидер ланды).
Вплоть
до конца 80-х гг. реализовывались
четыре вида комплексных региональных
программ. Межгосударственные программы
ставили своей целью
Созданная Генеральная дирекция по региональной политике основным критерием одобрения национальных проектов и программ считает вклад государства в рост занятости населения.
Широкомасштабная реформа финансирования региональной политики и всей структурной политики ЕС была одобрена на сессии Евросовета в июле 1988 г. и проводится с 1989 г. По существу региональная деятельность ЕС приобрела статус официального направления интеграционной экономической политики.
В основе реформы были такие положения:
- объединение
финансовых ресурсов трех
- двухкратное увеличение к 1993 г. (по сравнению с 1987 г.) суммарного объема средств структурного фонда (СФ);
- изменение
принципов финансирования
Начиная с 1989 г. СФ был сориентирован на выполнение следующих пяти задач:
1) подъем слаборазвитых районов;
2) структурная
перестройка в депрессивных
3) уменьшение долгосрочной безработицы;
4) создание
условий для занятости
5) отраслевая переориентация аграрного сектора и поддержка территорий с преобладающим сельским населением.
Новая концепция региональной политики предполагает сосредо точение подавляющего объема финансовых средств в слаборазвитых регионах, где ВВП на душу населения не превышает 75 % среднего для ЕС показателя.
По характеру финансовой поддержки из консолидированного бюджета ЕС выделяются три группы государств:
1) страны,
вся территория которых
2) страны, где лишь отдельные районы относятся к первой группе: такие районы составляют 83 % площади Испании, 48 % пло щади Италии, 40 % - Великобритании, 30 % - Франции;
3)страны,
имеющие в своем составе лишь
некоторые регионы с
Заметно возросла доля населения, охваченного субсидиями, в наименее развитых странах при снижении этого показателя в наибо лее обеспеченных государствах.
Опережающими
темпами возрастал объем
Еще одним проявлением растущей концентрации ресурсов, направ ляемых на цели региональной политики, стало существенное увели чение доли финансового вклада ЕС в каждом отдельно взятом проекте.
Кроме рассмотренных программ "Стар", "Валорен" и "Резидер" суммарным объемом 1,7 млрд. экю, в течение 1990—1993 гг. вступили в действие еще десять межгосударственных программ с финансовым вкладом ЕС в 3,5 млрд. экю. Среди них "Решар" — стимулирование угледобывающих районов; "Энвирег" — вторичное использование пресной воды в средиземноморских регионах первой группы; "Реджис" — диверсификация экономики на отдаленных островах, принадлежащих странам-членам ЕС; "Юроформ" — поощрение в области профессионального образования; "Телематик" — внедрение принципиально новой системы телекоммуникаций в депрессивных районах; "Страйд" — вклад в развитие научно-технического потенциала слаборазвитых районов и др.
Координация региональной политики между государствами ЕС, начиная со второй половины 80-х гг., стала заметным фактором повышения эффективности интеграционной структурной политики в целом. Важную роль при этом сыграла унификация критериев, используемых всеми национальными правительствами при выделении проблемных регионов в своих странах.
Такими критериями в настоящее время являются: уровень без работицы; динамика миграционных потоков; доход на душу населения; удельный вес продукции сельского хозяйства и депрессивных отрас лей промышленности в ВВП. В 80-е гг. была окончательно разрабо тана единая классификация регионов стран-участниц ЕС. Использова ние единой классификации для решения практических задач помогает создать реальную ткань качественно нового территориального устройства Западной Европы.
Речь идет о формировании "Европы регионов", т.е. такой орга низационной структуры, в которой при принятии многих важнейших решений регионы ЕС будут обладать приоритетом перед существую щими ныне национальными государствами.
В настоящее
время регионы стран — членов
ЕС отстаивают свои интересы непосредственно
через такие
Однако в действительности не все так просто осуществляется. Повышение статуса региона в механизме принятия межгосударствен ных решений резко усложняет работу органов ЕС из-за необходимости постоянного поиска консенсуса.
Отметим
три важных положения общего характера,
которые возможно использовать в
качестве практического опыта
Заключение
Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.
Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.
Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.
Как мне
кажется, федеральный центр в
России должен выступать не только
как управляющий и