Региональная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность современной региональной политики России.

Задачи работы:

1. Раскрыть понятие региональной экономической политики государ-ства

2. Рассмотреть зарубежный опыт

3. Определить основные направления Российской региональной экономической политики.

Содержание

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Региональная экономическая политика ….........................................5

1.1 Основные понятия, цели и задачи региональной политики............................5

1.2. Исторические аспекты.......................................................................................7

Глава 2. Особенности региональной экономической политики России.....11

2.1 Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики...................................................................................................................11

2.2 Зарубежный опыт региональной экономической политики..........................13

Заключение.............................................................................................................19

Список литературы...............................................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

- Совершенствование  механизмов вертикальных и горизонтальных  взаимодействий хозяйствующих субъектов  и органов управления, разработка  специальных программ проведения  реформ в регионах (региональных блоков общероссийской программы).

- Участие  в хозяйственном освоении новых  регионов, в том числе с привлечением  иностранного и отечественного  частного капитала.

- Преодоление  распада межрегиональных и межгосударственных  экономических связей.

- Поддержка  прогрессивных структурных преобразований  в старопромышленных районах.

- Содействие  усилиям по преодолению кризиса  в депрессивных регионах и  районах с экстремальными природными  условиями.

- Стабилизация  финансовой и денежно-кредитной  систем.

Экологические задачи:

- Устранение  кризисных ситуаций в районах  с чрезмерными нагрузками на  природную среду.

- Ликвидация  последствий экологических катастроф  (Чернобыльской, Челябинской аварий  и др.).

Задачи  в области национальных и межэтнических  отношений:

- Содействие  решению проблем русскоязычного  населения в странах ближнего  зарубежья.

- Обеспечение  специфических интересов и прав  малочисленных народов, возрождение  присущих им форм хозяйствования.

- Содействие  традиционным формам хозяйствования  и переселе нию репрессированных народов.

- Обеспечение  условий для урегулирования военных  и межэтни ческих конфликтов.

Государственное регулирование и селективная  поддержка регионального развития осуществляется по двум каналам —  прямым и косвенным. К прямым относятся трансферты из федерального бюджета, а также федеральные региональные программы. Косвенными видами государственной поддержки регионов можно считать поступления федеральных финансовых средств на социально-экономическое разви тие территорий по каналам поддержки отраслей народного хозяйства.

2.2. Зарубежный опыт региональной экономической политики

В процессе западноевропейской интеграции неуклонно  возрас тает роль региональной политики. К концу 80-х гг. она приобрела  самостоятельное значение. На повестку дня поставлен вопрос о создании принципиально нового образования — "Европы регионов", последовательно продвигающегося к федеративному типу надгосударственного устройства.

Создание  Европейского Союза (ЕС) положило начало проведению единой региональной политики, целью которой является объединение национальных хозяйств и обеспечение их гармоничного развития при сокращении разрыва (в уровнях развития) между отдельными терри ториями. Еще в конце 60-х гг. началась разработка долгосрочной концепции региональной политики. В этих целях были учреждены Комитет по региональной политике и специальный Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Вопрос об их создании был решен на Парижской встрече глав государств и правительств "шестерки" в 1972 г. (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидер ланды).

Вплоть  до конца 80-х гг. реализовывались  четыре вида комплексных региональных программ. Межгосударственные программы  ставили своей целью согласование региональной политики и важней ших  направлений отраслевой деятельности ЕС. В 1987 г. было начато финансирование первых двух таких программ: "Стар" — создание систем коммуникаций в депрессивных районах, "Валорем" — освоение энергетического потенциала этих районов. С 1988 г. началась реализация программ "Ренавель" и "Резидер", которые были ориентированы на подъем регионов с традицион ным судостроением и структурную переориентацию регионов с разви той черной металлургией. Интегрированные программы ЕС с самого начала финансировались также из средств Европейского социального фонда (ЕСФ), Европейского фонда ориентации и защиты сельского хозяйства (ФЕОГА) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).

Созданная Генеральная дирекция по региональной политике основным критерием одобрения  национальных проектов и программ считает  вклад государства в рост занятости населения.

Широкомасштабная  реформа финансирования региональной политики и всей структурной политики ЕС была одобрена на сессии Евросовета в июле 1988 г. и проводится с 1989 г. По существу региональная деятельность ЕС приобрела статус официального направления интеграционной экономической политики.

В основе реформы были такие положения:

- объединение  финансовых ресурсов трех фондов  — ЕФРР, ЕСФ и ФЕОГА — в  единый структурный фонд;

- двухкратное  увеличение к 1993 г. (по сравнению  с 1987 г.) суммарного объема средств структурного фонда (СФ);

- изменение  принципов финансирования региональной  политики (переход к "индикативному  методу" предоставления ресурсов  и отказ от финансирования  всех прежних региональных программ, кроме межгосударственных).

Начиная с 1989 г. СФ был сориентирован на выполнение следующих пяти задач:

1) подъем  слаборазвитых районов;

2) структурная  перестройка в депрессивных регионах;

3) уменьшение  долгосрочной безработицы;

4) создание  условий для занятости молодежи;

5) отраслевая переориентация аграрного сектора и поддержка территорий с преобладающим сельским населением.

Новая концепция региональной политики предполагает сосредо точение подавляющего объема финансовых средств в слаборазвитых  регионах, где ВВП на душу населения не превышает 75 % среднего для ЕС показателя.

По характеру  финансовой поддержки из консолидированного бюджета ЕС выделяются три группы государств:

1) страны, вся территория которых относится  к регионам первой группы: Греция, Ирландия, Португалия;

2) страны, где лишь отдельные районы относятся к первой группе: такие районы составляют 83 % площади Испании, 48 % пло щади Италии, 40 % -  Великобритании, 30 %  -  Франции;

3)страны, имеющие в своем составе лишь  некоторые регионы с характеристиками  первых двух групп: Люксембург-39% националь ной территории, Бельгия -25 %, ФРГ — 19 %, Нидерланды -13% и Дания -7 %.

Заметно возросла доля населения, охваченного  субсидиями, в наименее развитых странах  при снижении этого показателя в  наибо лее обеспеченных государствах.

Опережающими  темпами возрастал объем финансовых ресурсов, приходящихся на душу населения  в наиболее отсталых регионах первой группы государств.

Еще одним  проявлением растущей концентрации ресурсов, направ ляемых на цели региональной политики, стало существенное увели чение доли финансового вклада ЕС в каждом отдельно взятом проекте.

Кроме рассмотренных программ "Стар", "Валорен" и "Резидер" суммарным  объемом 1,7 млрд. экю, в течение 1990—1993 гг. вступили в действие еще десять межгосударственных программ с финансовым вкладом ЕС в 3,5 млрд. экю. Среди них "Решар" — стимулирование угледобывающих районов; "Энвирег" — вторичное использование пресной воды в средиземноморских регионах первой группы; "Реджис" — диверсификация экономики на отдаленных островах, принадлежащих странам-членам ЕС; "Юроформ" — поощрение в области профессионального образования; "Телематик" — внедрение принципиально новой системы телекоммуникаций в депрессивных районах; "Страйд" — вклад в развитие научно-технического потенциала слаборазвитых районов и др.

Координация региональной политики между государствами  ЕС, начиная со второй половины 80-х  гг., стала заметным фактором повышения  эффективности интеграционной структурной  политики в целом. Важную роль при  этом сыграла унификация критериев, используемых всеми национальными правительствами при выделении проблемных регионов в своих странах.

Такими  критериями в настоящее время  являются: уровень без работицы; динамика миграционных потоков; доход  на душу населения; удельный вес продукции  сельского хозяйства и депрессивных отрас лей промышленности в ВВП. В 80-е гг. была окончательно разрабо тана единая классификация регионов стран-участниц ЕС. Использова ние единой классификации для решения практических задач помогает создать реальную ткань качественно нового территориального устройства Западной Европы.

Речь  идет о формировании "Европы регионов", т.е. такой орга низационной структуры, в которой при принятии многих важнейших решений регионы ЕС будут обладать приоритетом перед  существую щими ныне национальными государствами.

В настоящее  время регионы стран — членов ЕС отстаивают свои интересы непосредственно  через такие неправительственные  органи зации: Комиссия регионов; Собрание регионов Европы; Совет регио нов  и общин Европы. Они, в свою очередь, координируют свои действия через регулярно созываемую Европейскую региональную ассамблею. Итак, реализация концепции "Европы регионов" теснейшим образом связана с продвижением Европейского союза к единому федераль ному устройству на всей его территории. Тем самым регионы стран — членов ЕС повысят свой автономный статус и смогут эффективно участвовать в реализации региональной экономической политики на межгосударственном уровне.

Однако  в действительности не все так  просто осуществляется. Повышение статуса  региона в механизме принятия межгосударствен ных решений резко усложняет работу органов ЕС из-за необходимости постоянного поиска консенсуса.

Отметим три важных положения общего характера, которые возможно использовать в  качестве практического опыта региональной экономической политики ЕС в условиях России:

  1. РЭП является самостоятельным и чрезвычайно важным направлением хозяйственной деятельности в рамках крупных и неоднородных территориальных образований, каковыми являются ЕС и Россия.
  2. Большинство подходов, выработанных в РЭП Европейского Союза, применимо и к российской действительности.
  3. Растущая самостоятельность регионов — объективный процесс, происходящий в настоящее время как в Западной Европе, так и в Восточной Европе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при  разумной, целостной и учитывающей  интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Как мне  кажется, федеральный центр в  России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения  между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'', ''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

Информация о работе Региональная политика России