Региональная политика России: концепции, проблемы, решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 14:49, реферат

Краткое описание

Региональная политика - это совокупность целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмы их реализации.
Главной целью региональной политики является сохранение единства и целостности государства, недопущение распада на суверенные территории.

Содержание

Введение 3
1. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения 4
2. Состояние современной региональной политики России 7
Заключение 10
Список литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по политике.docx

— 35.19 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Региональная политика - это совокупность целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмы их реализации.

Главной целью региональной политики является сохранение единства и целостности государства, недопущение распада на суверенные территории.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуры хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в тоже время единое экономическое целое с другими регионами.

В России проблема государственной экономической политики стоит гораздо острее, чем в других странах, поскольку имеется громадное неравенство среди ее субъектов. Также в экономической политике гораздо больше учитывается влияние на развитие страны разнообразных природно-географических факторов.

Данная работа посвящена теоретическим и практическим проблемам разработки и применения государственной региональной экономической политики в современной России с учетом переходного характера ее экономики.

 

 

 

 

 

Региональная политика России: концепции, проблемы, решения

 

Региональная политика - это целая и самостоятельная часть политического основания общества, без которого любой человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха находиться на каждой конкретной территории, оставаясь один на один с государством, его внешней, внутренней, экономической и другой политикой.[3]

Предметом государственной региональной политики является согласование потребностей государства и территорий в процессе решения проблем регионов и предоставление соответствующей комплексности при их исполнении. В виде субъектов региональной политики выступают конкретные представители государственной и региональной власти и отдельные учреждения и организации.

Регион представляет собой не только подсистему социально-экономического комплекса страны, но и условно независимый его элемент, отдельными формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями развития экономических и социальных процессов. Экономика региона, представляя собой подсистему социально-экономического комплекса страны, владеет многочисленными чертами всего организма, но при этом региональные проблемы не являются единообразным отражением проблем общей системы. Потому складывается потребность в исследовани закономерностей региональных воспроизводственных процессов и разработки механизма управления ими.

Научным положением политики региона является система территориальных аспектов и объективных законов функционирования экономики в комплексе с научными принципами управления. Исполняется эта политика методами анализа, бюджетного планирования, законодательного обеспечения, прогнозирования и программирования, государственной поддержки регионов, также созданием особых экономических зон, маркетинга, инвестиционных вливаний,.[2]

Для развития современных подходов к пониманию и осуществлению региональной политики в условиях рынка, систематизации особенностей функционирования экономики территорий, оценок ресурсного потенциала, выявления особенностей стратегического и тактического управления, установления характерных тенденций развития, нужно рассмотреть классификацию территориальной системы Российской Федерации.

Интегральной характерной оценкой, которую использует Министерство финансов РФ, является уровень дефицита или профицита закрепившегося бюджета субъекта Федерации. Согласно этой типологии, в 2006 г. было только шесть регионов – «доноров бюджетной системы», а остальные 80 являлись «бюджетными реципиентами» – получателями финансовой помощи от федерального центра. Так как доходы, которые собирают на территории региона, идут не только в консолидированный бюджет субъекта, а также и в федеральный бюджет, такая типология не отражает дествительное социально-экономическое положение региона.

Одна из ведущих проблем современной региональной политики в РФ - это отсутствие Федерального закона «Об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации», таким образом закона о региональной политике, регламентировавший бы ее основные положения. Он должен обязать федеральный и региональный уровни власти располагать соответствующим набором стратегических и программных документов в области территориального планирования.[6]

Одной из главных задач при принятии федеральных долгосрочных программ становится потребность в усилении мотивации для развитых регионов работать лучше, а для отсталых и депрессивных – изживать иждивенческие настроения. Естественное, что всем территориям, а в первую очередь отстающим, необходимо искать свежие стимулы и резервы своего внутреннего развития. Оценить природно-производственный потенциал регионов не составляет труда в современных условиях. Следовательно разумно требовать, чтобы каждый субъект России обеспечил его использование в интересах реализации программ социально-экономического развития, чтобы в регионе осуществлялось эффективное и целевое использование бюджетных средств, наращивание налогового потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние современной региональной политики России

 

Экономическое разнородность регионов всегда будет в любом государстве. Процесс развития всех территорий не может быть одинаковым, так как существуют различия природных условий, полезных ископаемых, количества и качества трудовых ресурсов, состава и объемов запасов специфики размещения основного капитала и т.д. Большую важность для экономического развития имеют общая плотность населения, площадь территории, наличие видов экономической деятельности. В большинстве государств при решении проблем развития регионов сначала устанавливают роль и место конкретной территории среди других подобных образований.

С начала 1990-х гг., при начавшемся в стране переходе к рынку, ситуация с установлением места субъекта РФ в хозяйственной жизни стала в корне меняться. В настоящее время часто применяется сохранившееся деление регионов РФ на развитые преимущественно по уровню сельского хозяйства; отсталые и особые; развитые преимущественно в промышленном отношении;.

По отношению к государственному бюджету субъекты РФ раздеяются на два вида:

- доноров, отдающих в бюджет больше, чем получают из него на свое социально-экономическое развитие (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Челябинская, Московская и Самарская области, Свердловская, республики Башкортостан и Татарстан Красноярский и Пермский края, некоторые другие);

- реципиентов, получающих средства из федерального бюджета больше, чем отдают ему в виде налогов. В некоторых регионах до 80% территориального бюджета формируется за счет трансфертов из Центра (по абсолютным объемам в 2009 г. лидировали республика Дагестан, Алтайский край, Саха (Якутия), и Чеченская Республика).[9]

С начала 2000-х гг. до начала кризиса 2008 г. число доноров выросло незначительно, и уменьшилось количество регионов-реципиентов. Это результат соответствующей отечественной межбюджетной и региональной политики, нацеленной на сохранение большого количества областей-реципиентов. С этой точки зрения попытка улучшить межбюджетную политику несет в себе заряд неточности в самой своей основе.

Из таблицы 1 видно, что 28 регионов, или 32% от общего количества, обладают достаточно устойчивым экономическим положением и хорошим потенциалом развития, который основан на конкурентных преимуществах. ВРП, как в абсолютном, так и в душевом выражении является важным показателем экономического развития субъекта РФ. Расчеты показали, что доля доходного потенциала территорий (ДПТ) субъектов РФ в ВРП за 2004 г. в среднем для Российской Федерации составила 39%. В подавляющем числе субъектов РФ дифференциация этой доли незначительна и колеблется в пределах от 24 до 35%, хотя в 12 субъектах РФ доля доходного потенциала в ВРП выше.

Таблица 1

Субъекты РФ с превышением совокупных доходов

Субъекты РФ – «доноры»

бюджетной системы РФ

Типология  
Минрегионразвития РФ для субъектов Федерации

1

2

Москва, Санкт-Петербург

«Регионы – локомотивы роста»

Мировой город (2)

Краснодарский край, Красноярский край, Ленинградская область, Московская область, Пермская область, Башкортостан, Татарстан, Свердловская область

«Регионы – локомотивы роста»

Центр федерального  
значения (8)

Белгородская область, Волгоградская область, Вологодская область, Иркутская область, Липецкая область, Нижегородская область, Омская область, Самарская область, Томская область, Челябинская область, Ярославская область

«Опорные регионы»

Старопромышленный  
регион (11 из 15 всего)

Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Республика Коми, Тюменская область, Кемеровская область

«Опорные регионы»

Сырьевой регион

Владимирская область, Курская область, Оренбургская область, Орловская область, Рязанская область, Саратовская область, Смоленская область, Удмуртия, Чувашия

«Депрессивные регионы»

Фоновый регион

Агинский Бурятский АО, Корякский АО, Ульяновская область

«Депрессивные регионы» Кризисные


 

 

Развитие регионов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на основе "Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий", сегодня около 40 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию "тянуть одеяло на себя". Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношений центра с регионами. [5]

Региональная политика в настоящее время во много зависит от объективных условий, сложившихся в России. Полиэтничность страны и этнодисперсность населения, значительные размеры государственной территории обуславливают ряд существенных особенностей. Кроме того это обуславливает значительное число проблем. Одна из них — нечеткое распределение российским законодательством компетенции центра и регионов. Конституция и двухсторонние договоры создают широкое и правовое поле, поэтому каждая из участвующих в федеративных отношениях сторон имеет возможность трактовать конституционные основы развития российского общества в свою пользу.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Региональная политика России строится как политика государства с федеративным устройством, с учетом требований современного этапа.

При усилении региональной направленности экономических преобразований необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка на ряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относиться к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

Необходимо обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для этого нужно преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов, установить утраченную жизненную среду в сельской местности. Создание жизнеспособной экономики хозяйственного комплекса регионов и страны в целом немыслимо без активной региональной политики государства.

Региональному управлению, как и любому виду управления, должно быть присуще понятие эффективности. В условиях становления новой государственной системы в России практически не используется это понятие. Можно утверждать, что данная категория применяется лишь обществом, находящимся на более высокой стадии развития.

Успешное экономическое развитие регионов – это важнейший аспект повышения эффективности государственного управления. Именно на этой почве региональные структуры власти обретут уверенность, устойчивость и необходимую динамику. А это главные составляющие эффективности государственного управления.

Список литературы

 

  1. Зубаревич, Н.В. Социальное развитие регионов: проблемы и тенденции переходного периода / Н.В. Зубаревич. – М. : Эдиториал УРСС, 2003.
  1. Индикативное планирование и проведение региональной политики / под общ. ред. А.Б. Левинталя, Ф.Ф. Пащенко. – М. : Финансы и статистика, 2007.

  1. Концепция совершенствования региональной политики в РФ // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2008 г. № 2 (35).

  1. Корчагин, Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика / Ю.А. Корчагин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  1. Кузнецова, О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 4-е / О.В. Кузнецова. – М. : Изд-во ЛКИ, 2007.

Информация о работе Региональная политика России: концепции, проблемы, решения