Региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:24, реферат

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении региональной экономики и политики в части повышения эффективности функционирования социальной инфраструктуры региона.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
• изучить содержание и определить направления совершенствования региональной социально-экономической политики, формы, методы, принципы и критерии;
• осуществить оценку экономической, социальной и бюджетной эффективности мероприятий;
• уточнить методический инструментарий оценки эффективности социально-экономической политики;
• определить параметры и направления совершенствования региональной социально-экономической политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….……....4
1 Предмет, методы и задачи региональной экономики…………………….….6
1. 1 Предмет региональной экономики…………….……………………....6
1.2 Методы, используемые в исследованиях региональной
экономики…………………………………………………………………....8
1.3 Задачи региональной экономики………………….………………..12
2 Региональная политика и экономика в РФ….………………………………14
2.1Значение и содержание региональной политики……………………14
2.2Региональная политика как фактор экономического роста…....……21
Заключение…………………………………………………………………..…32
Библиографический список…………………………………………………....34

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

  Методы социологических исследований.  Они включают стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.

  Важное место  в региональных исследованиях занимают методы сопоставления  региональных уровней жизни населения и прогнозирования  развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления  на основе системы синтетических и частных показателей. В конечном счете, основная цель исследований территориального уровня жизни населения  заключается в выявлении фактически сложившихся  различий в уровне жизни и достижении относительно равной степени удовлетворения  потребностей населения  всех регионов  РФ, а уровень жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры. 

 Как практически можно использовать все эти методы?

     В  качестве  «модельных» регионов этого периода могут рассматриваться:

  • регионы столичного типа с диверсифицированной экономикой  и растущим финансовым сектором;
  • экспортоориентированные; сырьевые, металлургические и (или) «транспортные» («завязанные» на обслуживание внешнеэкономических связей) регионы;
  • взявшие курс на форсирование экономических реформ, как правило, финансово сильные регионы с крупной промышленностью;
  • богатые природными ресурсами республики, добившиеся экономической самостоятельности от федерального центра;
  • проводящие политику «мягкого» вхождения в рынок;
  • кризисные (депрессивные) регионы со специализацией на легкой промышленности и на машиностроении, в том числе  оборонном;
  • экономически слаборазвитые аграрные и (или) периферийные  регионы, зависящие от федерального бюджета;
  • отдаленные северные и восточные регионы.

 Каждая из  этих моделей развития имеет  свои  наиболее характерные   «эталонные» регионы, однако большинство  регионов пока занимает промежуточное  положение  между двумя-тремя  типами. Если за точку отсчета  взять уровень жизни населения, то к концу 90-х годов сформировалось три типа регионов, сочетающие различные аспекты уровня жизни населения.

  Во-первых, это имеющие мощный финансовый  сектор «столичные» регионы, экспортоориентированные   северные и восточные регионы.  Здесь сложился высокий уровень доходов, превосходящий в относительном выражении повышенный уровень потребительских цен. Покупательная способность  и степень расслоения  по уровню доходов населения  для регионов этого типа выше среднего по России уровня.

  Во-вторых, это ряд областей и добившихся экономического «суверенитета» республик с относительно невысоким (средним) уровнем доходов и низкими ценами. Покупательная способность здесь достаточно высока, а степень имущественного расслоения, как правило,  не превышает среднего по России показателя.

  В-третьих,  это экономически слаборазвитые  регионы с низкой покупательной  способностью, которая может сочетаться  как с высокой, так и с  низкой степенью имущественного  расслоения. Уровень цен здесь  не превышает средне-российского, однако, доходы на душу населения минимальны из-за пониженной экономической активности и высокой демографической нагрузки на трудоспособное население.       

 

        1.3 Задачи региональной экономики

 

Одной из важнейших  задач регионального развития является преодоление различий в уровне жизни населения отдельных регионов. Для выполнения этой задачи огромное значение имеют государственные программы хозяйственного развития отдаленных регионов с учетом их экономического уровня и особенностей. Формирование территориально-производственных комплексов на базе уникальных природных богатств. Общие региональные задачи для всех регионов - это реформирование структуры экономики, преобладание депрессивного состояния отдельных регионов, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономики, освоение заброшенных земель, развитие межрегиональных транспортных систем, создание экологически безопасной обстановки. К числу новых задач региональной политики следует отнести всемерное развитие экспортных и импорт заменяющих производств, осуществление экономических реформ, создание рыночной инфраструктуры, приватизацию, развитие предпринимательства. «В последнее время многие регионы России проявляют повышенный интерес к проблеме создания свободных экономических зон. Эти зоны являются мощным фактором экономического прогресса и вовлечения России в мировые хозяйственные связи. Экономическую эффективность свободных экономических зон предопределяет специальный экономический режим, устанавливаемый на территории зоны»[3,.c84].

В зонах основное место отводится предприятиям с  участием иностранного капитала, продукция  их ориентируется на экспорт, иностранным  вкладчикам предоставляются различного ряда льготы в уплате подоходного  налога. Государство предоставляет  свободным экономическим зонам самостоятельность в ведении внешнеторговой деятельности и контроля над нею.

Региональная  политика России в отношении развития свободных экономических зон  учитывает возможность создания на территории страны новых технополисов. Особенно важно создание свободных экономических зон в таких регионах, где необходимо сначала поднять жизненный уровень, а затем приблизить его к европейскому стандарту.

 

 

 

 

 

 

                    

           

       

 

             

 

 

 

 

        

 

2 РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА В РФ

 

          2.1Значение и содержание региональной политики

 

Региональная  политика - важная составная часть  экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных  законодательных, административных и  экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.

Региональная  политика государства - это сфера  деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Результаты проведения экономических реформ и становление  рыночных отношений в России зависят  в первую очередь от нормализации политической обстановки в регионах.

В настоящий период, когда  политическая обстановка отличается нестабильностью, обостряются межнациональные конфликты, региональная политика ставит своей  главной целью сохранить целостность  государства, не допустить проявления сепаратизма (стремление к отделению, к созданию отдельного государства, обособленного правового поля) , развала Федерации.

В региональной политике и стратегии главной задачей  является недопущение социальных конфликтов в аграрных регионах с перенаселением и экономической депрессивностью. Такими отсталыми регионами являются в первую очередь национальные образования - республики Калмыкия, Дагестан, Тува, Бурятия, Ингушская республика, а также районы Крайнего Севера, особенно автономные округа, отличающиеся экстремальными природными условиями. Поэтому особенно важно создать систему экономических стимуляторов для поддержки этих регионов, предоставления им ряда льгот и особых прав по квотированию экспорта, уплате пошлин, а также сохранению части валютной выручки в этих регионах.

Для успешного проведения экономических реформ необходимо сохранение единого экономического пространства и общих принципов функционирования рынка на всей территории России. При  этом особенно важной стороной региональной политики является разграничение компетенции федеральных и региональных органов управления.

 Региональная  политика представляет собой  составную часть национальной  стратегии социально-экономического  развития и предусматривает следующие  основные направления:

  • определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
  • определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
  • подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
  • решение национально-экономических вопросов (в условиях многонационального государства);
  • решение проблем урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести  также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия  государственной власти. Отношение  государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) практически одинаково:

  • освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов;
  • децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;
  • образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности.

Без осуществления  такой политики диспропорции, как  в регионах, так и в масштабе всей страны будут возрастать.

    Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - угроза существованию самого государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.

В период плановой экономики региональную политику кратко можно охарактеризовать следующим образом:

  • соотношение центрального и регионального уровней управления. В вопросах управления экономическим и социальным развитием приоритет отдавался централизованному управлению, роль регионов была незначительной;
  • решение вопросов подъема экономики отсталых районов и национально-этнических вопросов. Реализовался принцип выравнивания уровня экономического развития и уровня жизни населения национальных республик часто в ущерб регионам Центра России;
  • освоение новых районов и ресурсов, стимулирование заселение Севера и Востока страны, строительство здесь новых городов, формирование территориально-производственных комплексов. Это имело важное значение для экономического развития страны.

Вместе с  тем при освоении новых районов недостаточное внимание уделялось комплексному развитию территории, созданию инфраструктуры, решению социальных и экономических проблем. Не были учтены экстремальные природные условия, которые делают исключительно дорогим обеспечение условий для проживания большого количества населения в этих районах. Не были развиты другие отрасли, помимо добывающих. Все это породило ряд острых проблем в этих регионах, решение проблем урбанизации. В этой области проводилась противоречивая и недостаточно эффективная политика.

«Декларированный принцип стирания различий между городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретительными методами - путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений - неперспективных деревень.»[10,.c127].

Задачей региональной политики в отношении процесса урбанизации  должно быть широкое развитие городского образа жизни, городских удобств  во всех типах поселений и сдерживание  негативных процессов.

Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них переходят из прошлого, но трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых методов их решения. Качественно новые задачи региональной политики обусловлены следующими обстоятельствами:

Россия стала  самостоятельным государством, что  принципиально изменило геополитическое  положение многих российских регионов, условия и задачи их экономического и социального развития, связи  с другими регионами.

Изменилось  соотношение центрального и регионального уровней управления.

Федеративный  договор изменил принципы взаимоотношений  между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию  субъектов Федерации; вместе с тем  актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики.

Произошел переход  от административной системы управления к системе преимущественно рыночного регулирования. 

Стратегическими задачами регионального развития в  настоящее время являются:

  • реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;
  • преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;
  • стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);
  • продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;
  • стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;
  • развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
  • преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

Информация о работе Региональная экономика