Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 15:48, курс лекций
1. Основные понятия и определения экономики региона
2. Типы и виды экономик. Экономические системы и их сущность
3. Теории размещения регионального производства
4. Пространственная организация и специализация хозяйства
5. Методы исследований в региональной экономике
6. Основы регионального управления экономикой
7. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
8. Основы муниципального менеджмента
9. Региональное размещение и регулирование региональных пропорций
10. Организация муниципального управления в условиях корпоративной экономики
11. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов
12. Методы управления региональной экономикой
13. Воспроизводственные процессы в регионе
14. Организация управления экономикой региона
15. Принципы управления
16. Финансовая система региона
Есть области знаний и жизненный опыт, о которых может рассуждать любой из нас. Кроме политики к таким сферам относятся медицина и, конечно, экономика. И это не случайно, ведь экономика — наука эмпирическая, непосредственно связанная с практикой. Каждый человек повседневно сталкивается с экономическими явлениями и процессами. Все мы — активные участники повседневной экономической жизни, но далеко не все имеют полное представление о том, чем является экономика в действительности.
Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходят уменьшение потребляемой его части и возрастание — накопляемой.
Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, а с членом общества, подверженным воздействию традиций, национального менталитета, политических институтов и пристрастий. Поэтому инструментарий экономиста имеет национальную специфику. Наука формируется примерно так же, как строится здание, фундаментом которого служит микроэкономика. Великие экономисты прошлого создали теорию — микроэкономику, которая изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями.
Отправляясь от аксиом, экономическая наука формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда и капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнесмена. Вместе с тем группы предприятий и отрасли государства тоже работают в соответствии с какими-то правилами, подчиняются действию определенных экономических законов, которые изучает экономическая теория.
В XVIII—XIX вв. была создана классическая экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Ее основоположником считается Адам Смит, значение учения которого подобно изобретению колеса; "колесо" национального хозяйства "вращает" сложные системы взаимозависимых отраслей, формирует мировое хозяйство. Между тем в общественной жизни и деловой практике возникают проблемы, которые нельзя разрешить только при помощи традиционных средств. Экономисты начинают интересоваться вопросами общего порядка, совокупного спроса, денежного обращения. Нельзя не вспомнить в этой связи о Леоне Вальрасе, создателе теории общего экономического равновесия.
XX
век явился в истории
Обычно экономику относят к наукам гуманитарным. Это неверно и спорно. Сегодня экономики без математики просто не существует. Что касается макроэкономики, то она специально изучает количественные и пространственные соотношения с помощью формул, графиков, геометрических фигур. Математика дает возможность упорядочить поток информации. Западные экономисты в основном математически формализуют свои идеи, к примеру гипотезу Шумпетера, теорему Коуза, эффект Питу, уравнение Фишера, парадокс Леонтьева и т.п.
Есть еще одна сфера человеческого знания, с которой у экономики обнаружилось совпадение интересов и методов анализа: это психология — социальная и личностная. Появившись на свет в виде поэтической сказки о странствиях человеческой души (в образе Психеи), присягнув поиску гармонии, психология превратилась в науку о человеческом сознании, эмоциях и интеллекте, о личности и социуме. Психологический подход впитался и ткань экономики. Великое открытие XIX в. — рождение теории предельной полезности, или маржинализма, явилось, пожалуй, самым очевидным и плодотворным результатом взаимопроникновения этих наук. Современные экономисты не могут обойтись без таких понятий, как поведенческая реакция, рациональные ожидания, ажиотажный спрос, денежные иллюзии и т.д. Макроэкономический анализ становится основой государственной региональной политики, опирается на нее.
Макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость между инфляцией и безработицей в масштабе общества или между банковским процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и понижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать хотя бы для того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия управленческих региональных структур или правительств.
Подводя итог сказанному, отметим, что экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой.
Однако кроме понятия экономики как науки существует понятие "конкретная экономика", или "реальная экономика", которая может быть представлена различными уровнями хозяйствования: общегосударственным, региональным, корпораций, предприятий, организаций и т.д. С этими понятиями и категориями нам и предстоит ознакомиться в предлагаемом вашему вниманию пособии.
Понятие национальная экономика введено в научный оборот XIX в. представителями исторической школы. Почти 100 лет назад ее основатель — Густав Шмоллер (1838—1917) сформулировал "генетический подход" к исследованию экономики. По его мнению, хозяйственный облик страны формируют социально-исторические, национально-психологические, этнические и даже антропологические факторы. Шмоллер впервые обратил внимание на "экономическую психологию" того или иного народа, придающую неповторимость национальной экономике. Он высказал и другую, звучащую весьма актуально, мысль: в экономической политике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех стран и времен.
Примыкавший к исторической школе социолог Макс Вебер (1864—1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды "Протестантская этика и дух капитализма" и "Экономическая этика мировых религий" снискали мировую известность. Примечательны рассуждения М. Вебера о двух началах: мистическом, призывающем к уходу от мира к пассивному созерцанию событий, общению с Богом, и аскетически активном самоограничении, направленном на преобразование мира в соответствии с заветами Его.
В мировых религиях присутствуют оба начала, однако в различных сочетаниях. Особенно значителен аскетический акцент в протестантстве — религии первых американских переселенцев европейских (британских) предпринимателей XVIII в. Он становится символом рационального поведения, формирует "дух капитализма". Согласно религиозному учению Бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством богоизбранности являются твоя энергия, твои успехи. Предпринимательство получало тем самым нематериальный стимул активной деятельности.
Русский религиозный философ Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) в основу своего учения о путях национального ведения хозяйства заложил следующие начала:
С. Булгаков исследовал историческое значение церковного раскола, считая его аналогом протестантского движения, свойственного раннему капитализму в Европе. О национальном он говорил, что "... национализм есть форма человеческого единства, которая не только соединяет, но и разъединяет. И национальное мессианство слишком легко переходит в национальную исключительность". Российское православие несло в себе глубокое нравственное чувство, но мало способствовало воспитанию характера, активного отношения к жизни. "Благовест плыл над Нижним Новгородом!" (М. Горький). Немалую роль здесь сыграли и потеря церковью (еще со времен Бориса Годунова), независимости, ее подчинение властям, повлекшие за собой потерю доверия прихожан.
Еще одним энциклопедически образованным представителем исторической школы является немецкий экономист, социолог и философ Вернер Зомбарт (1863—1941). Он предложил типизацию экономических систем и периодизацию экономической истории, основываясь на следующих постулатах:
В. Зомбарт подразделяет предпринимателей на "завоевателей", "организаторов" и "торговцев". Каждому виду соответствуют характерные черты: уверенность в себе, настойчивость и воля заметны у первых; умение соединять людей в трудовом процессе — у вторых; способность завоевать доверие и расположить к себе, побуждая людей к покупкам, — у третьих. Ученый связывает склонность к предпринимательству того или иного вида с национальной принадлежностью.
Богатство фактического материала, поражающая интуиция и блестящее перо В. Зомбарта до сих пор привлекают внимание читателей. В то же время у него встречаются спорные идеи. Размышляя над будущим "социальным плюрализмом", т.е. естественной множественностью вариантов социального развития, он вместе с тем настаивает на необходимости государственного контроля и планирования индустриального прогресса. Идеал для Германии состоит, по его мнению, в системе государственного капитализма. В 1915 г. вышла книга В. Зомбарта "Герои и торговцы", где торговцам — англосаксам противостояла героическая германская нация.
Институциональное направление в общественной науке, родиной которого являются США, разделяет по сути дела многофакторный подход исторической школы. Институционалисты считают экономику сердцевиной многообразных общественных процессов и институтов (государственных форм, законодательства, политических организаций, обычаев, образа мыслей и психологического склада). Но все же большая часть ученых-экономистов прошлого и настоящего пропагандирует рыночные начала в организации экономики и воспевает те или иные принципы, присущие различным типам рыночной экономики и придающие определенную специфику организации воспроизводственных процессов в разных странах.
Говоря о реальной экономике, мы прямо или косвенно подразумеваем организованный способ ведения процессов воспроизводства отношений, материальных благ (товаров, услуг) на территориях стран, регионов, корпораций и т.д. Характер организации воспроизводственных процессов зависит от ряда факторов и в первую очередь от специфики территорий, национальных особенностей, обеспеченности ресурсами, что предопределяет специфику ведения хозяйства и разнообразие типов рыночных экономик.
С воспроизводственных позиций можно дать такое определение понятия национальной экономики: это сфера, в которой организуются процессы производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления в рамках национального государства, т.е. сфера, ограниченная рамками государственности, где организуются воспроизводственные процессы. Схематично сформулированное понятие можно отобразить следующим образом (рис. 1.1).